Методическая разработка мастер — класса Загадочная иволга


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РОВЕСНИК»
Методическая разработка мастер – класса
«Загадочная иволга»

Гетман Надежда Ивановна
педагог дополнительного образования
муниципального казённого образовательного
учреждения дополнительного образования детей
«Центр детского творчества « Ровесник»»
( Дзержинский район г. Кондрово)
КОНДРОВО – 2015
Аннотация.
Картины из зерен – пока еще совсем новая техника, не похожая ни на что, известное ранее, создающая свой уникальный и неповторимый стиль.
Следуя этой технике можно создавать маленькие шедевры из таких непривычных для рукоделия материалов, как крупы и зерна. Цель таких занятий – поиск новых путей самовыражения. Любой предмет может быть использован в творчестве. Кроме того, работая с таким материалом, как зерна и крупы, дети одновременно будут их изучать, научатся ценить и любить их, а так же смогут порадовать близких оригинальными сувенирами к любому празднику.
Методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы и технологии, воспитателям дошкольных учреждений.
В данной методической разработке представлен мастер – класс по изготовлению поделки необыкновенной и загадочной птицы иволги.

Содержание
Введение с. 4
Основная часть с. 5 - 11
Заключение с. 12
Список использованных источников с.13
Приложения с.14 - 17
3
Введение
Одним из актуальных на сегодняшний день материалом для поделок, сделанных своими руками, являются зерна, крупы и другое. Эти поделки очень интересно делать. А дети просто в восторге от такого творчества. Осенью становятся актуальными изделия из семян и зерен. Зерна можно выложить в любом рисунке, какой бы вы не задумали. Картина из них, созданная собственноручно, уже неповторима и уникальна. Она станет поистине лучшим подарком для близких людей и достойным украшением в доме. Такие поделки всегда актуальны и приносят в интерьер живую оригинальную стилистическую нотку. Зачем бежать в магазин, приобретать дорогие аксессуары для украшения помещения, когда можно сделать красивую вещь своими руками.
Благодаря своей форме, зерна являются прекрасным материалом для того, чтобы изготовить разные дизайнерские штучки. С помощью зерен можно придумать очень много композиций, которые бы украсили наш дом.
Зерна также являются прекрасным материалом для творчества по многим причинам. Такие изделия из природного материала очень необычно смотрятся. Они получаются очень красивыми и привлекательными. Интересная фактура и насыщенный цвет позволяет назвать это изделие оригинальным и уникальным. А также зерна способны долго сохранять свои качества и легко окрашиваются в нужную цветовую гамму.
Делать такие поделки особенно нравятся детям. Благодаря этому у них развиваются творческие способности, улучшается моторика пальцев, а все это благоприятно отразится на общем развитии ребенка.
4
Предварительная работа:
* изучение книг по работе с зернами, изучение материалов о птице иволга;
*изучение литературы и Интернет-ресурсов по работе с зернами;
*чтение и отгадывание загадок о птицах;
* подбор эскизов птицы иволга, фотографий, рисунков;
* окрашивание зерен в оттенки желтого, зеленого, коричневого цветов;
Тема мастер- класса : « Загадочная иволга ».
Цель: пробудить интерес детей к декоративно - прикладному творчеству.
Задачи:
Образовательные:
повышать компетентность детей в декоративно – прикладном творчестве, познакомить участников мастер-класса с технологией изготовления картины с изображением птицы иволги.
Воспитательные:
воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству.
воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
обеспечить атмосферу доброжелательности, комфорта и уюта в работе.
Развивающие:
развивать творческое мышление, аккуратность, мелкую моторику рук. Способствовать развитию личности.
Форма занятия: мастер-класс.
Тип занятия: интегрированное.
Методы обучения: словесные: рассказ, беседа, инструктаж;
5
наглядные: показ, демонстрация образцов поделок с изображением птиц и приемов работы;
практические: репродуктивный, проблемно – поисковый, игровой.
Технология обучения: личностно-ориентированная технология сотрудничества.
Время проведения: 02 09.2015
Место проведения: ЦДТ « Ровесник».
Участники мастер-класса: дети, родители и педагоги.
Оборудование: выставка картин из зерен, загадки о птицах, рисунки и фотографии иволги, пошаговая инструкция изготовления картин с изображением иволги, голоса птиц в записи, стихи.
.Материалы и инструменты: разноцветные зерна, клей, кисточки, цветной картон, карандаши, ножницы, зубочистки, нож, пинцет, эскизы птицы, копировальная бумага.Ход мастер-класса:
организационная часть,
теоретическая часть,
практическая часть,
подведение итогов.
Организационная часть:
приветствие участников,
объявление темы и цели мастер-класса,
структура занятия.
Теоретическая часть:
Рукоделие это один из видов творчества. Творчество это самый простой путь оставить в этом мире частичку себя, как например, известные великие художники. Конечно, с помощью рукоделия этого добиться вряд ли
6
получится, но наши искусно выполненные поделки будут радовать окружающих в течение долгого времени. Сегодня мы познакомимся с таким видом рукоделия как картины из семян. Эта рукотворная поделка принесет вам хорошие эмоции в процессе изготовления и кроме этого с их помощью можно декорировать стены в любом помещении.
Для того, чтобы сделать картину из зерен нужен твердый картон, клей ПВА, зубочистки, акриловые или пищевые краски. Зерна можно использовать любые, от крупных бобов, до мелкого пшена. Часто используется рис. Его можно легко окрасить в разные цвета, а оригинальная структура злака позволит изготовить из него различные формы.
Первый этап изготовления картины из зерен это перерисовка с помощью копировальной бумаги рисунка на плотный картон.
Выбрав нужные краски, в небольшие баночки насыпаем крупу или зерна и наливаем краски. Зерна тщательно помешивать, чтобы цвет стал однородным. После чего зерна высыпать на чистые листы бумаги и дать просохнуть, постоянно перемешивая для того, чтобы они не слиплись.
Покрываем плотный картон с рисунком клеем. Для того, чтобы клей не успел высохнуть, его нужно наносить частично, заполняя отдельные места на эскизе. С помощью пластиковой ложечки насыпаем зерна одного цвета на то место, где они должны располагаться. Единично расположенные зерна можно выкладывать с помощью пинцета или зубочистки, предварительно опустить конец зубочистки в клей.
Практическая часть:
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы своими руками создадите картину из окрашенных зерен. Кого изобразим на этой картине? Слышите прекрасную мелодию птицы? Как будто бы кто- то на флейте играет. А это что за странный звук? Кажется, что кошке на хвост наступили. Скажите, какая птица прилетает к нам последней, а улетает одной из первых? (иволга)
Нет, не дремлет на окошке —
Называют птицу «кошкой».
Почему так называют?
7
Отвечай, друг, поскорей,
Отвечай и не робей.
Эта птица (когда страшно)
Издаёт тяжёлый звук.
Будто кошка где-то рядом
Начала скандалить вдруг.
Ответ: иволга
Правильно – это иволга.
Иволга – одна из самых красивых и поющих птиц наших лесов, является достойным конкурентом соловью, дрозду и жаворонку. Любит селиться в парках, садах, зарослях с высокими деревьями по берегам ручьев. Прилетает к нам из далекой Африки. Иволга приносит неоценимую пользу, съедая бесчисленное множество вредных насекомых. Красивое сочетание превосходного оранжево- или золотисто – желтого цвета головы и туловища с бархатно – черным цветом крыльев и хвоста делает самца иволги поистине великолепной птицей. Самочка имеет более скромное желтовато – зеленое оперение. Но не красота иволги принесла ей известность, а удивительный голос, с одной стороны изумительный, а с другой - очень скверный. Рядом с великолепными звуками своей песни иволга издает довольно часто резкие звуки, похожие на крик кошки.
Высиживание яиц продолжается 14 – 16 дней. Пищу иволги составляют разные насекомые, майские жуки, гусеницы и др. Она
берет также и косматых гусениц, которых остальные птицы, кроме кукушки, обычно избегают. В клетке иволгу редко держат, потому, что она с большим трудом выдерживает жизнь в неволе.
Словно флейта нежная,
Песенка прилежная.
Кто живет в лесной глуши,
И поет там от души?
Это Иволга – певунья,
Веселушка, хохотунья.
Желто – золотистая 8
Грудка у артиста,
Черно – бархатный пиджак,
Как концертный строгий фрак.
Нет в лесу певца чудесней –
Слух ласкает звонкой песней.
Внимательно рассмотрите картинки с изображением иволги.


9


Из каких зерен сделаны работы? (пшено) Подберите зерна нужного цвета для работы.
Молодцы, ребята! А знаете ли вы, что крупы – это не только пища, но еще и удивительный материал для творчества. Кстати, для себя вы материал только что подготовили, разобрав зерна. Сейчас мы будем составлять картину с изображением иволги. Как это делается и что для этого нужно? Все очень просто. Как всегда это ваше желание творчески работать и хорошее настроение. А из материалов – крупа. Перед началом работы выполним самомассаж для рук. Самомассаж  кистей и пальцев рук:
Левой рукой поглаживать правую, затем правой – левую.
10
Руки – на краю стола, ладонями водить по краю стола, массируя их.
3. Руки сжать в кулаки; кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки, и наоборот («Молоток»).
4. Прокатывать карандаш между ладонями, затем между пальцами.
5. Надавливать крепко прижатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца. середину ладони, основание пальцев другой руки.
6. Тереть ладони друг о друга движениями вверх – вниз.
7. Сцепить пальцы обеих рук и тереть их друг о друга.
8. Разминать, затем растирать каждый палец сначала вдоль, потом поперёк.
Пошаговая инструкция изготовления картины ( Приложение № 1).
Инструктаж по технике безопасности. (Приложение № 2).
3 .Практическая работа
Ребята! Выполняя работу, послушайте, как красиво поет иволга в лесу. Она готовиться к дальнему перелету в Африку. Прощаясь с ней, мы говорим ей: «До свиданья! До новых встреч весной!»
Прослушивание: Голоса птиц. Иволга. www.youtube.com.
Физминутка.        
Летела иволга
(Машем руками)Летела иволга,Весёлая, нарядная.Летела-летела,(Кладём руки на голову)На головку села.Села, посидела,Головой повертела(Снова машем руками)И опять полетела. 11
Подведение итогов:
А как вы считаете, эта поделка только декоративное украшение или она несет еще какую -то функцию?
- Она может быть подарком.
- Может быть элементом дизайна.
- Можно организовать изготовление с целью продажи.
Т.е. выполнение работ такого вида может послужить основой для материального благополучия. Это может стать вашей профессией, что так важно в нашей жизни.
А сейчас давайте посмотрим наши картины. Как я вам уже говорила, тему птиц в своем творчестве затрагивали многие поэты и композиторы. (Включается фонограмма песни « Плачет где-то иволга»)
Я считаю, что все вы справились с работой, овладели техникой изготовления картин из зерен. И скажу о каждой из ваших работ (несколько слов).
Теперь дома в любое время вы сможете повторить такой вид работы.
А итог мы подведем в виде игры «Синквейн». Это стихотворение без рифмы, но о главном в нашем занятии.
Игра «Синквейн» (стих без рифмы)
Первая строка – название темы (имя существительное)
Вторая строка – описание (два прилагательных).
Третья строка – действия ( описание тремя словами)
Четвертая строка – чувство (фраза)
Пятая строка – повторение сути (синоним названия).
Все вместе составили «Синквейн» по теме занятия и тем самым подвели итог.
Птица.
Яркая, необыкновенная.
Выбирали, выкладывали, приклеивали.
Мы любим тебя.
Иволга.
Выставка поделок, ответы на вопросы участников, обсуждение работ.
12
Используемые ресурсы:
«Оригинальные картины из зерен» Т.Тукело Е. Чудина Издательская группа «Контэнт», 2008.
«Поделки из макарон, зерен и круп» М. Мельникова Изд. ОлмаМедиоГрупп 2010 г.
« Самоделки из разных материалов» Г.И.Перевертень Москва «Просвещение», 1985.
«Мозаика из крупы и семян» Е.Каминская Рипол Класс М: 2011 г.
Master-classy.ru
Million- Sovetov.ru
«Уникальные картины из зерен» Е. Зуевская Издательская группа «Контэнт», 2011.
www.youtube.com. Голоса птиц. Иволга.
13
П Р И Л О Ж Е Н И Е № 1
Инструкция по изготовлению картины из зерен.
Покрасить зерна акриловыми красками , тщательно перемешивая зерна для равномерной окраски.
Высыпать окрашенные зерна на листы бумаги и просушить, периодически помешивая.
Приготовить плотный гофрированный и цветной картон по размеру рамки для картины, клей ПВА.

Приклеить цветной картон к гофрированному. Поместить в рамку.

14
Используя копировальную бумагу перевести заготовленный рисунок птицы на цветной картон или нарисовать иволгу.

Подобрать цветные зерна для работы.
Обвести клеем контур рисунка и наклеить зерна по контуру.

15
Выбрать площадь на рисунке , залить ее клеем.
Приклеить зерна нужного цвета. Излишки слегка стряхнуть.

Выложить зерна на остальные участки рисунка, аккуратно разравнивая.
Для единично расположенных зерен клей наносится капельками.
Выкладывать единичные зерна, используя зубочистку.
Зерна тщательно выравнивать палочкой.
Вносить изменения, добавляя новый цвет, можно пока не высох слой клея.
Оформить картину в рамку.
16
П Р И Л О Ж Е Н И Е № 2.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕМ.
1.1.Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
2.При работе с клеем возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- попадание клея в глаза, рот;
- попадания клея на одежду.
1.3.Использовать только такие клеи и клеевые растворы, которые не выделяют ядовитых веществ, нетоксичны
1.4. В помещении должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.5.При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить педагогу.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
2.1. Занять свое рабочее место
2.2. Расположить инструменты и оборудование на рабочем месте в порядке, указанном руководителем.
3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.
Клей хранится в указанном месте с закрытой крышкой.
Работу начинать с разрешения руководителя.
При склеивании пользоваться кисточкой.
Клей наносить тонким слоем.
Работать на подкладном листе или клеенке.
Излишки клея убрать салфеткой.
Беречь волосы, глаза, одежду от попадания клея.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
В случае попадания клея в глаза сообщить педагогу, промыть их водой.
17