Русь ремесленная. Русь трудовая.


Ход урока (фрагмент):
Учителя, одетые в русские народные костюмы встречают учащихся у входа в помещение музея.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас, ставший уже традиционным, урок в школьном музее. Тема нашего урока: Русь ремесленная. Русь трудовая. Сегодня на уроке встретятся несколько искусств: музыка, изобразительное искусство, литература. Вы помните, что 2015 год объявлен годом литературы, и мы приглашаем вас в сказку Ш. Перро «Золушка», только у нас в России. Действие происходит в 1… веке.
Все заходят в зал под песню «Молодая пряха», но не рассаживаются за столы.
Зал музея стилизован под русскую избу. Музейный реквизит: старинное зеркало, деревянный стол, деревянные скамьи, коромысло,… воспроизводят атмосферу быта русской семьи.
Инсценировка заранее подготовлена с учащимися данного класса.
Перед зеркалом прихорашиваются злая мачеха и две ее дочери – они собираются на бал. Из-за занавески за печкой за ними наблюдает падчерица Золушка. Приготовления окончены, пора выезжать и мачеха дает распоряжения Золушке:
Мачеха: Крупу перебери, пироги напеки и натки холста (ткани), сто бы хватило каждой сестрице на платье.
Оставшись одна , Золушка пригорюнилась: как же ей управиться?...На помощь ей приходит крестная – добрая фея. Она присылает ей в помощь друзей (учащиеся данного класса) и самое главное – они приносят ей импровизированный самодельный ручной ткацкий станок.
Учащиеся рассаживаются за столы, на которых стоят ткацкие приспособления.
Все принимаются за дело. Каждому ученику предлагается попробовать соткать небольшую салфетку с заданным орнаментом (друзья помогают Золушке наткать полотна).
Звучит русская народная песня «В темном лесе»
На предыдущем уроке изобразительного искусства учащиеся нарисовали орнамент, в основу которого лег солярный знак, его они и переносят на свое полотно.
В это время учащийся класса делает заранее подготовленное сообщение «Значение ткацкого ремесла на Руси».
Работа закончена, появляется Фея:
Фея: Какие ремесла вы знаете? (резьба по дереву, роспись,…). Ребята, простое или сложное ткацкое ремесло? (ручное, сложное, трудоемкое, не быстрое,…) А хотите попасть в будущее и узнать, как изменилось это ремесло?
На экране презентация рассказывающая о Федоре Алексеевиче Гучкове, родоначальнике династии мануфактурного дела в России. Фотографии современных ткацких станков. Все сопровождается рассказом педагога совместно с учащимися.
Вернувшись «из будущего», учащиеся отвечают на вопросы педагогов:
К каким разновидностям русских народных песен относятся прозвучавшие на уроке песни? Почему вы работали под хороводную песню? (мелодия неспешная, много куплетов, не мешает трудоемкой работе).
Что такое солярный знак? ( Бесконечное разнообразие кругов). Символом чего он является? (солнца).
В заключение урока предлагается исполнить р.н.п. «Реченька».
Итог урока. Выход из зала.