Игровой, костюмированный урок по теме «Русь мастеровая. Русь ремесленная. Город мастеров».


Игровой, костюмированный урок по теме
«Русь мастеровая. Русь ремесленная.
Город мастеров».
Цель:
расширить представления детей о русских народных промыслах, о непреходящей художественной ценности русского народного искусства, познакомить с современными центрами народного промысла.
Воспитывать гордость за русский народ, его мастерство и культуру.
Действующие лица:
Ведущие: хозяин и хозяйка.
Гости: 3 мальчика и 3 девочки.
Матрешки: 4 девочки.
3 коня
(Все одеты в народные костюмы.)
Оборудование:
Класс украшен вышитыми рушниками, салфетками, платками,
выставка «Дымковской игрушки», «Хохломы», «Гжели», «Жостово»,
выставка книг о народных промыслах.
Ход урока.
(Играет народная музыка)
Руководитель музея:
-Гости в избу, красному гостю - красное место.
Здравствуйте, гости дорогие! Вы пришли к нам на игровой, костюмированный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая». Надеемся, вам скучно не будет.
(Выходят 3 коня)
-100 крылец, 100 колец, 100 вестей – так начинались народные сказки. Спросим у 1 скакуна: Откуда ты примчался? О чем твоя весть?
1 конь:
-Я из лесов дремучих. Моя весть о хохломе огненной. О той, что краше золота.
Руководитель музея:
-Спросим у другого скакуна. Издалека ты примчался?
2 конь:
-На берегах Вятки – реки меня пасли там, где поют заливаются глиняные свистульки.
Руководитель музея:
-Откуда ты?
3 конь:
-Из города Городца, что на Волге – реке.
Руководитель музея:
-Кони – вести. Слушаешь вести, а перед глазами – хохломские ложки, украшенные травкой – ягодкой, глиняные игрушки, что родились на берегу Вятки – реки.
Вся наша земля – земля мастеров, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной, красками, иглой и нитками.
Все может человек – превратить дерево в жилье, лодку, игрушку, посуду. Камень – в ожерелье, шкатулку.
Металл – в самовар, поднос.
Помчимся на конях по белу свету, чтобы узнать вести о мастерах и мастерстве.
(Звучит музыка)
А вот городок маленький. Завтра здесь ярмарка. Со всех концов земли русской свезли свои изделия мастера.
Постучим в дом. (Стук)
Дома ли хозяева?
Хозяйка:
-Здравствуйте, гости дорогие. Проходите в избу. Много гостей у нас сегодня с разных концов Руси приехали на ярмарку.
Хозяин:
-Хлебом – солью всех встречаем
Самовар на стол поставим
Мы за чаем не скучаем
Говорим о том о сем.
(Входят 2 мальчика, в руках несут хохломские ложки и миску)
-А вот и первые наши гости.
1 мальчик:
-Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказки для радости жизни.
Ты, как душа у народа, красива!
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Хозяин:
-Откуда появилось, это удивительное хохломское искусство?
2 мальчик:
-Разное рассказывают. Говорят, будто давным – давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу построил, стол да ложку сладил, посуду из дерева вырезал. Варил себе пшенную кашу и пшено не забывал птицам насыпать. Прилетела как-то раз к его порогу жар-птица. Он ее угостил. И вдруг птица прикоснулась своим крылом чаши и чаша стала золотая. Это, конечно, сказка.
1 мальчик:
-Алых ягод россыпь,
Отголоски лета,
В зелени травы,
Рощи, перелески.
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
2 мальчик:
-У красы точеной
Сарафан парчовый.
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародей
Хохлому одел?
В этот несказанный
Праздничный наряд?
2 мальчик:
-Примите хозяева от нас эти ложки. Ложки не простые и накормят и повеселят.
(Играют на ложках под музыку «Калинка»Хозяин:
-Спасибо, за подарки, гости дорогие! Присаживайтесь за стол.
(Стук.)
Хозяйка:
-Слышу, еще кто-то к нам стучится. Входите. Откуда вы к нам пожаловали?
(Входят мальчик и девочка с дымковскими игрушками)
Мальчик:
-Привезли мы на ярмарку игрушки-свистульки. Свистунья -так наименовался народный праздник в городе Вятка.
Собирался народ на большой площади. У всех веселые лица. Каждый бережно держит глиняные небольшие игрушки –свистульки. Поэтому свист стоит на площади. Вот это праздник!
Девочка:
-А игрушки для свиста делались в Дымковской слободе, что неподалеку от города Вятка. В Дымкове жили, да и сейчас живут замечательные мастера. Благодаря их труду, слобода стала известна во всем мире, как родина Дымковской глиняной расписной игрушки.
Мальчик:
-Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своею!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что – то есть от радуги,
От капельки росы,
В ней что – то есть от радуги,
Гремящей как басы!
Девочка:
-Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично,
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах!
Чтоб всем – светло, не сумрачно,
И злость и хмурость льдинкою
Без всякого следа.
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
(Даря хозяевам игрушки)
Хозяин:
-Благодарим вас! Просим за стол!
(Входят 4 матрешки)
1 матрешка:
-Живут на свете дружные сестрицы. Пойдет одна в гулять, за ней 2, 3,4. А уж как похожи! Хотя на головах разные платочки, губы у всех бантиком, сарафаны красивые. Выйдут на улицу, прохожие спросят старшую: - Как тебя зовут? – Матрена. Спросят среднюю: - Как тебя зовут? –Матрена.- А тебя? - Матрена. Младшая сама говорит: - Матрена.
Хозяйка:
-Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрешки!
Ложки деревянные, матрешечки румяные!
2 матрешка:
-Весь народ глядит в окошко.
Танцевать пошли матрешки!
8 водят хоровод, а 9 поет!
(Танцуют и поют частушки)
- Мы веселые матрешки,
Любим петь и танцевать
У нас розовые щечки,
Губки алые горят.
_Я матрешка смелая,
Самая умелая.
Круглолица и румяна,
В сарафан одетая.
Хозяин:
-Спасибо, вам матрешки, потешили!
Хозяйка:
-А вот и еще гости к нам!
(2 мальчика и 2 девочки с изделиями в руках)
1 мальчик:
-Сине – голубыеРозы, листья, птицы,
Увидев нас впервые
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется просто – роспись (гжель)
1 девочка:
Вы встречали или нет
Фантастический букет?
Мака, роз, пионов краски
В нем собрались вместе.
Расцвели они, как сказке,
На листе из жести.
Догадаться просто вам
Это роспись (жостово)
2 мальчик:
-Разноцветные цветы
Расцвели на ткани.
Напечатаны они
Умелыми руками.
В целом мире мы известны,
Знает нас любой знаток.
Этот сувенир чудесный
Значит (павловский платок)
2 девочка:
-Сработан я из дерева,
Могу быть разным зверем я.
А могу быть мужичком.
И с медведем я знаком.
Скромная, неброская
Игрушка (богородская.)
Хозяева:
-Спасибо вам ,гости. Много интересного узнали.
Вот какая чудесная выставка получилась из ваших подарков.
Руководитель музея:
- Вот промчали нас кони-вести из конца в конец земли русской. Узнали мы о творчестве русского народа – умельца. Узнали как от поколения к поколению тянется золотая цепь – звено к звену, колечко к колечку. От отцов к сыновьям, от отцов к внукам и правнукам передается умение сделать вещь –не только пользы, но и красы ради.
Хорошо иметь умелые руки, что могут добывать все новые колечки в нескончаемую цепь. Каждое колечко – мастерство, живущее на свой собственный лад.
.
-