Рабочая программа по предмету «Информатика» для 6 класса, учебное пособие: «Информатика и ИКТ. 6 класс. Босова Л.Л.,»

Министерство образования РС(Я)
МУ «Управление образования Анабарского улуса РС(Я)»
МБОУ «Саскылахская средняя общеобразовательная школа»
МО «Анабарский улус РС(Я)»



«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_____________Елисеева Л.Д.
«___»____________20____г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор________________ Алексеева Г.А.
Приказ № _______ от «____»___________20____г.




Рабочая программа
по предмету «Информатика» для 6 класса
на 2015-2016 учебный год
учитель: Мухоплев Николай Андреевич
учебное пособие: «Информатика и ИКТ. 6 класс. Босова Л.Л.,», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013





Рассмотрен на заседании методического объединения


Протокол №_______ от «________»____________________ 20_____г.




1 час в неделю, за год 35 часа



Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, и написана на основании следующих нормативных документов:
Примерные программы по учебным предметам. Информатика и ИКТ. 5 – 11 классы. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2013. – 64с. – (Стандарты второго поколения).
Программа по информатике и ИКТ для основной школы (5-7 классы) Л.Л. Босова, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева (М., Баласс, 2010 г.) .
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Цели изучения
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Учебно-методический комплекс
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Учебно-методический комплекс учителя:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Учебно-методический комплекс учителя:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Также данная программа написана с использованием научных, научно-методических и методических рекомендаций:
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Григорьев Д.В. программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа
Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение информатики и ИКТ в 6 классе отводится не менее 35 часов, из расчета 1 ч в неделю. Учебным планом школы предусмотрено для изучения информатики и ИКТ в 6 классе 35 часа (1 час в неделю). Рабочая программа составлена в соответствии с примерным тематическим планированием, предложенным авторами программы, и рассчитана на 35 часа (1 час в неделю), из них 16 часов отводится на изучение теории и 18 ч на проведение практических работ. Расположение тем полностью соответствует программе и соответствует их распределению в учебнике Л.Л.Босовой, М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013 г. Календарно-тематическое планирование составлено на 35 учебных часа.
Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса, их сочетание, формы контроля.
Рабочая программа строится на следующих принципах:
Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый. Использование методов представлено в таблице.



Урока
Дата
Тема урока
Основные понятия
ЗУН
Дата проведения
Вид контроля
Д/з





План
факт



I четверть


1
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Техника безопасности и организация рабочего места.

Информация;
Информатика.
Компьютер.
Данные.
Организация рабочего места учащегося;
Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
уметь слушать;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.



беседа
§1.1, РТ:№1, 2 (с.3)

2
Файлы и папки. Практическая работа №1.
Работаем с файлами и папками
Файл; имя файла; тип файла; папка; файловая система; операции с файлами (копирование, удаление, перемещение);

Учащиеся должны:
уметь определять назначение файла по его расширению;
уметь выполнять основные операции с файлами;
уметь работать с книгой;
уметь записывать;


Беседа
Прак. раб
§1.2, РТ: №6 (с.5), №7 (с.6)

3
Информация в памяти компьютера. Системы счисления.
Практическая работа №2 (задание 1)
Бит; двоичное кодирование; система счисления; непозиционная система счисления; позиционная система счисления.
Учащиеся должны:
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
уметь применять приобретенные знания на практике;
уметь работать самостоятельно.


Бнседа
Прак. раб
§1.3 (введение) (с. 16-17)
РТ: №12,
14 (с.10),
№16 (с.11)

4
Двоичное кодирование числовой информации.
Практическая работа №2 (задание 2)
Двоичная система счисления;
Двоичное кодирование.
Учащиеся должны:
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
уметь вникать в смысл задачи;
уметь работать с книгой;
уметь слушать учителя и одновременно записывать.


Прак. раб
§1.3 (1)
(с. 18-19)
РТ: №17, №18 (с.12-13)

5
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.
Работа с приложением Калькулятор
Двоичная система счисления;
Двоичное кодирование.
Учащиеся должны:
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
уметь решать задачи;
уметь анализировать;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.


Беседа
Прак. раб
§1.3 (1)
РТ: №21
(с. 14-15)

6
Тексты в памяти компьютера.
Практическая работа №3 (задание 1)
Кодовая таблица;
Двоичное кодирование текстовой информации;
Надпись.
Учащиеся должны:
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования текстов;
уметь вникать в смысл задачи;
уметь выполнять инструкции учителя за компьютером;


Прак. раб
§1.3 (2)
(с.21-23)
РТ: №25(с.19)
№26(с.20)
№29(с.23)

7
Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 (задание 2)
Кодовая таблица;
Двоичное кодирование текстовой информации;
Надпись.
Учащиеся должны:
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования текстов;
уметь вникать в смысл задачи;
уметь работать самостоятельно;


Беседа
Прак. раб
§1.3 (2)
(с. 21-23)
РТ:№32-35 (с.25-28)

8
Создание документов в текстовом процессоре Word.
Практическая контрольная работа.
Двоичное кодирование;
Кодировочная таблица;
Текстовый документ;
Этапы создания текстового документа (ввод, редактирование, форматирование).
Учащиеся должны:
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования текстов;
уметь применять приобретенные знания на практике;
уметь работать самостоятельно;
уметь оценивать свои силы.


Беседа
Прак. раб
Практические работы №1-3.

II четверть


9
Растровое кодирование графической информации
Графический объект;
Пиксель;
Растровое кодирование..
Учащиеся должны:
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
уметь работать с книгой;
уметь слушать и записывать за учителем;


беседа
§1.3 (3)
(23-27)
РТ: №37, 38 (с.29-30)

10
Векторное кодирование графической информации.
Практическая работа №4.
Векторное кодирование;
Нумерованный список.
Учащиеся должны:
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
уметь анализировать, обобщать и сравнивать.
Уметь работать в текстовом редакторе.


Прак. раб
§1.3 (3)
РТ: №40
(32-34)

11
Единицы измерения информации. Практическая работа №5.
Бит;
Байт;
Килобайт;
Мегабайт;
Гигабайт;
Маркированный список.
Учащиеся должны:
знать основные единицы измерения количества информации;
уметь решать задачи на определение количества информации;
уметь работать с книгой.


Прак. раб
§1.4
РТ: №43, 44
(с. 38)

12
Контрольная работа.
Информация и знания.
Практическая работа №6 (задания 1-2)
Информация;
Информативность;
Знание;
Факт;
Правило.
Учащиеся должны:
уметь работать самостоятельно;
уметь вникать в смысл задачи учебной деятельности;
уметь применять приобретенные знания на практике.


Прак. раб
§2.1
РТ: 1-6
(с. 39-41)

13
Чувственное познание окружающего мира.
Практическая работа №6 (задания 3-4)
Ощущение;
Восприятие;
Представление.
Учащиеся должны:
уметь слушать учителя и одновременно записывать;
уметь анализировать, сравнивать;
уметь работать самостоятельно;
уметь управлять собственным вниманием.


Прак. раб
§2.2
РТ: №7 (с.41)

14
Понятие как форма мышления.
Практическая работа №7
Логика;
Объект;
Признак;
Понятие.
Учащиеся должны:
уметь приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями,;
уметь выполнять инструкции учителя на компьютере;
уметь слушать;


Прак. раб
§2.3 (введение)
РТ: №9, 10 (с.43-44)

15
Как образуются понятия.
Практическая работа №8 (задания1-2)
Анализ;
Синтез;
Сравнение;
Абстрагирование;
Обобщение.
Учащиеся должны:
понимать смысл терминов «анализ», «синтез»;
уметь делать задания на компьютере по инструкции;
уметь работать с книгой;


Прак. Раб
опрос
§2.3 (1)
(с. 38-40)
РТ:№11 (с.45)
№ 17 (с.48)

16
Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа.
Анализ; Синтез; Сравнение;
Абстрагирование; Обобщение;
Структурирование;
Наглядное представление.
Учащиеся должны:
знать смысл терминов «анализ», «синтез»;
уметь владеть методом самоконтроля;
уметь анализировать, обобщать, систематизировать;
уметь работать самостоятельно.


Прак. Раб
тест
Практические работы №4-8

III четверть

17
Содержание и объем понятия. Практическая работа №8.
Строим диаграммы (задания 3-5)
Содержание понятия; объем понятия; единичное понятие; общее понятие.
Учащиеся должны:
Знать представление о содержании и объеме понятия, о единичных и общих понятиях;
уметь делать задания на компьютере по инструкции;
уметь работать с книгой;


Прак. Раб
опрос
§2.2 (с.42-44), РТ: 21, 22

18
Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9.
Изучаем графический редактор Paint
(задания 1-3)
Отношения тождества; отношение пересечения; отношение подчинения;
Учащиеся должны:
Уметь сравнивать понятия;
Знать отношения тождеств, пересечения и подчинения;
Уметь рисовать графические примитивы;
уметь работать с книгой;


Прак. Раб
опрос
§2.3 (с. 45-48), РТ: 23, 27

19
Отношения и соподчинения, противоречия и противоречия.
Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint
(задания 4-7).
Отношение соподчинения; отношение противоречия; отношение противоположности;
Учащиеся должны:
Знать отношения соподчинения, противоречия и противоположности;
Уметь работать с графическим редактором Paint.
Уметь работать с книгой.


Прак. Раб
Опрос
карточки
§2.3 (с. 48-50), РТ:26, 31

20
Определение понятия. Практическая работа №10.
Планируем работу в графическом редакторе (задания 1-3).
Понятие; определения понятия;
Учащиеся должны:
Уметь строить определения;
Уметь работать с графическим редактором Paint.
Уметь составлять свой рисунок.


Прак. Раб
опрос
§2.3 (с. 51-53), РТ: №32

21
Классификация. Практическая работа № 10.
Планируем работу в графическом редакторе (задания 4-6).
Классификация; основание классификации; естественная классификация;
Учащиеся должны:
Знать что такое классификация понятия;
Уметь различать естественную и вспомогательную классификацию;
Уметь работать с графическим редактором Paint.


Прак. Раб
карточки
§2.3 (с.54-55), задание №3 на с.55 учебника, РТ: №29

22
Суждение как форма мышления. Практическая работа №11.
Рисуем в редакторе Word (задания 1-3)
Суждение; простое суждение; сложное суждение; необходимое и достаточное условие;
Учащиеся должны:
Иметь представление о суждении как форме мышления;
Уметь работать с текстовым процессором Word по созданию графических изображений;


Прак. Раб
опрос
§2.4, РТ: №34, 35

23
Умозаключение как форма мышления. Рисуем в редакторе Word (задания 4-6)
Умозаключение;
Учащиеся должны:
Иметь представление об умозаключении как форме мышления;
Уметь работать с текстовым процессором Word по созданию графических изображений;


Прак. Раб
опрос
§2.5, РТ: 36,37.

24
Контрольная работа. Что такое алгоритм.
Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.
Постановка задачи; исходные данные; результат; алгоритм;
Учащиеся должны:
уметь владеть методом самоконтроля;
уметь анализировать, обобщать, систематизировать;
уметь работать самостоятельно;
знать что такое алгоритм;


Прак. Раб
тест


25
Исполнители вокруг нас. Логическая игра.
Исполнитель; система команд исполнителя;
Учащиеся должны:
Знать кто такой исполнитель;
Уметь выполнять указания исполнителя;
Уметь работать с книгой;


Прак. Раб
карточки
§3.2, 3.3, РТ: № 7-9

26
Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.
Практическая контрольная работа.
Список и таблица как форма записи алгоритмов; блок-схема;
Учащиеся должны:
Знать, как записываются алгоритмы;
уметь владеть методом самоконтроля;
Уметь работать с графическим редактором Paint;
уметь работать самостоятельно;


Прак. Раб
опрос


IV четверть

27-28
Линейные алгоритмы. Практическая работа №13, 14.
Рисуем в ЛОГО примитивы.
Тип алгоритма; линейный алгоритм;
Учащиеся должны:
Знать что такое алгоритм;
Знать форму записи линейного алгоритма;


Прак. Раб
опрос
§3.4 (с.73), РТ: № 27; № 28

29-30
Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №15,16.
Рисуем в ЛОГО различные фигуры.
Условие; ветвление;
Учащиеся должны:
Знать форму записи алгоритма с ветвлениями;
уметь работать самостоятельно;
уметь работать с книгой;


Прак. Раб
карточки
§3.4 (с.74-76), РТ: № 34, 35; № 40

31-32
Циклические алгоритмы. Практическая работа №17, 18.
Создаем движущиеся фигуры в ЛОГО.
Циклический алгоритм;
Учащиеся должны:
Знать форму записи циклических алгоритмов;
уметь работать самостоятельно;
уметь работать с книгой;


Прак. Раб
опрос
§3.4 (с. 76-77), РТ: 44; № 45

33
Итоговая контрольная работа.
Систематизация информации. Практическая работа.
Алгоритм; исполнитель; файл; папка;
Учащиеся должны:
уметь владеть методом самоконтроля;
уметь анализировать, обобщать, систематизировать;
уметь работать самостоятельно.


Прак. Раб
тест


34-35
Резерв учебного времени.

Учащиеся должны:
Уметь работать с графическим редактором Paint;
Уметь работать с текстовым процессором Word по созданию графических изображений;
Уметь защищать свои работы перед классом.






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 915