Конспект урока по русскому языку Синонимы и антонимы (3 класс)


Дата 24.09.2016 г.
Класс: 3 «В»
Технологическая карта урока № 18

Целевой блок
Тема Синонимы и антонимы.
Цель
Способствовать развитию умения распознавать в речи многозначные слова, антонимы, синонимы.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты Предметные: находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении. тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём. словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Инструментальный блок
Задачи урока Образовательные: научить находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении. тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём. словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.
Способствовать развитию:граммотной речи, коллеграфического почерка, словарного запаса.
Воспитывать: интерес к русскому языку.
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний.
Учебно-методический комплекс
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия Синонимы, антонимы, лексическое значение, прямое и переносное значение, орфограмма.
Организация пространства фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи литературное чтение, окружающий мир
Действия обучающихся Стр. 43 упр. 70 Определение прямого и переносного значения
Стр. 43 упр. 71 Использование словарей антонимов и синонимов. Запись и запоминание словарного слова
Стр. 44 упр. 72 Объяснение лексического значения слов. Подбор антонимов.
Стр. 44 упр. 73 Подбор синонимов. Запись предложения. Разбор предложения по членам.
Диагностика результатов урока
(итог урока) - Что такое синонимы?
- Что такое антонимы?
- Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?
Домашнее задание упр. 74 с. 44
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания. Мм
3. Повторение изученного.
Дай характеристику предложению. Найди грамматическую основу. Выпиши пары слов. (1 ученик у доски).
Стаи журавлей потянулись к югу.
4. Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание.
- Какое лексическое значение слова роса вы нашли в толковом словаре?
- Расскажите какой бывает роса на траве.
- Какое слово из текста вы выбрали и определили его лексическое значение?
5.Самоопределение к деятельности.
В русском языке есть “слова – друзья” и “слова-спорщики”. У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь. (Прикрепляю слова на доску.)
Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”)
1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная.
2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?
1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.
2-й – Ничего не понятно!
- Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами.
Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)
1-й – Ну и жарко!
2-й - Да ты что? Холодно!
1-й – Я весь покраснел!
2-й – Я весь побелел!
1-й – Ты что такой кислый?
2-й – А ты что – сладкий?
1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?
2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.
- Эти слова называются антонимами.
- Вот мы и определили тему нашего урока.
6. Работа по теме урока
1. Работа на интерактивной доске.
2. Работа по учебнику.
Упр. 70 с. 43
- Прочитайте выделенное слово. В каком значении оно употреблено: прямом или переносном?
- Назовите глаголы,которые автор употребил для изображения действия светофора как живого существа. О ком обычно так говорят. Это олицетворение.
- Запишите названия трех цветов светофора и подберите к ним синонимы. (Красный - алый, желтый, золотой, янтарный, зеленый - травянной.)
Упр. 71 с. 43
- Найдите в тексте «Странички для любознательных» слова - антонимы. Выпишите их.
7.Словарная работа.
Физкультминутка.
- Если вы услышите антонимы хлопните в ладоши. Если синонимы то присядте.
Упр. 72 с. 44
- Прочитайте текст. Почему текст так называется? Какое слово в тексте имеет значение «необычный»? «потеря свежести»?
- Найди в тексте антонимы. Выпиши.
Упр. 73 с. 44
-Замените каждое выделенное слово синонимом, выбрав его из слов в скобках.
- Запишите предложения.
- Выполните разбор первого предложения по членам.
Итог урока.
«СЛОВА – ДРУЗЬЯ» «СЛОВА-СПОРЩИКИ»
СИНОНИМЫ
АНТОНИМЫ
быстрый
медленный
щедрый
скупой
холод
мороз
дорога
путь
Сценка 1.
1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная.
2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?
1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.
2-й – Ничего не понятно!
Сценка 2. 1-й – Ну и жарко!
2-й - Да ты что? Холодно!
1-й – Я весь покраснел!
2-й – Я весь побелел!
1-й – Ты что такой кислый?
2-й – А ты что – сладкий?
1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?
2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.