Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ 10 класс. По учебнику Н.Д.Угриновича Информатика и ИКТ 10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Новозыбкова Брянской области

РАССМОТРЕНА
Председатель МО учителей математики, физики, информатики

______________
Протокол №1
от «30» августа 2016 г.
СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

__________

«____»____________20___ г
УТВЕРЖДЕНА
Приказ №201
от «31» августа2016 г.

Директор школы
____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ





Класс 10 (уровень: базовый, профильный)




Учитель Хомовский Игорь Евгеньевич

Квалификационная категория первая











2016 - 2017 учебный год.







Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ»
в старшей школе

пояснительная записка

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Рабочая программа по информатике и ИКТ для старшей школы составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10– 11 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010», с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.




Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов.

Программа рассчитана на 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе).

Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 26 (в 10 классе), 17 (в 11 классе);
практических заданий – 7 (в 11 классе);
контрольных работ – 3 (в 10 классе), 3 (в 11 классе).

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.


Учебно-тематический план

Тема
Количество часов



10 класс

1
Введение. Информация и информационные процессы
4

2
Информационные технологии
13

3
Коммуникационные технологии
16

4
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов


5
Моделирование и формализация
 

6
Базы данных. Системы управления базами данных. (СУБД)
 

7
Информационное общество
 

 
Повторение, подготовка к ЕГЭ
1

 
ВСЕГО:
34


Тематические и итоговые контрольные работы

Тематика
Вид
Дата проведения

10 класс

1
Информация и информационные процессы
Тематический контроль


2
Информационные технологии
Тематический контроль


3
Коммуникационные технологии
Тематический контроль







Содержание курса

10 класс

Введение. Информация и информационные процессы
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Информация и информационные процессы».

Информационные технологии
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика.    
Кодирование звуковой информации.
Компьютерные презентации.       
Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.

Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Кодировки русских букв».
Практическая работа № 2 «Создание и форматирование документа».
Практическая работа № 3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».
Практическая работа № 4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».
Практическая работа № 5 «Кодирование графической информации».  
Практическая работа № 6 «Растровая графика».
Практическая работа № 7 «Трехмерная векторная графика».
Практическая работа № 8. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС».
Практическая работа № 9 «Создание Flash-анимации».
Практическая работа № 10 «Создание и редактирование оцифрованного звука».  
Практическая работа № 11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»».
Практическая работа № 12 «Разработка презентации «История развития ВТ»».
Практическая работа № 13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».  
Практическая работа № 14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».  
Практическая работа № 15 «Построение диаграмм различных типов».

Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Информационные технологии».

Коммуникационные технологии
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина.  Электронная почта.  Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.

Компьютерный практикум
Практическая работа № 16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».
Практическая работа № 17 «Создание подключения к Интернету».
Практическая работа № 18 «Подключения к Интернету и определение IP-адреса».
Практическая работа № 19 «Настройка браузера».
Практическая работа № 20 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа № 21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».  
Практическая работа № 22 «Работа с файловыми архивами».  
Практическая работа № 23 «Геоинформационные системы в Интернете».   
Практическая работа № 24 «Поиск в Интернете».
Практическая работа № 25 «Заказ в Интернет-магазине».
Практическая работа № 26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора».

Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Коммуникационные технологии».

4. Повторение
Повторение по теме «Информационные технологии».






















Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
10 класс
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать

·    понятия: информация, информатика;

·    виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

·    единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;

·    сущность алфавитного подхода к измерению информации

·    назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

·    представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;

·    понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;

·    назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь

·    решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

·    выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;

·    представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;

·    создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;

·    искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

·    пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·    создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;

·    создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

·    организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

·    передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.



Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства



Оборудование и приборы

Операционная система Alt Linux.
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wев-страниц.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Система программирования.









Перечень учебно - методического
и программного обеспечения по информатике и ИКТ
для 10 – 11 классов

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов;
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса.
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.




















Календарно-тематическое планирование
10 класс

урока
Тема урока, практического занятия
Домашнее задание
Дата
проведения

1. Введение. Информация и информационные процессы (4 часа)


Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы.
с.7-9



Вероятностный подход к измерению информации.
с.9-10



Алфавитный подход к измерению информации.
с.10-11



Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»



2. Информационные технологии (13 часов)


Кодирование и обработка текстовой информации. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв».
Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа».
п.1.1.1, 1.1.2, 1.1.3
с.15, с.25



Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа №3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».
п.1.1.4
с.30



Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».
п.1.1.5
с.33



Кодирование графической информации. Практическая работа №5 «Кодирование графической информации».
п.1.2.1
с.38



Растровая графика. Практическая работа №6. «Растровая графика».
п.1.2.1
с.44



Векторная графика. Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика».
п.1.2.3
с. 57



Практическая работа №8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас».
с.59



Практическая работа №9 «Создание флэш-анимации».
с.69



Кодирование звуковой информации. Практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука».
п.1.3
с.74



Компьютерные презентации. Практическая работа №11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».
Практическая работа №12 «Разработка презентации «История развития ВТ».
п.1.4
с.81, 85



Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
п.1.5.1
с.94



Электронные таблицы. Практическая работа №14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов».
п.1.5.2, 1.5.3
с.99, 105



Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии».



3. Коммуникационные технологии (16 часов)


Локальные компьютерные сети. Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».
п.2.1
стр.119



Глобальная компьютерная сеть Интернет.
п.2.2



Подключение к Интернету.
Практическая работа №17 «Создание подключения к Интернету».
п.2.3
стр.132



Практическая работа №18 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса».
стр.138



Всемирная паутина. Практическая работа №19 «Настройка браузера».
п.2.4
стр.143



Электронная почта.
п.2.5



Практическая работа №20 «Работа с электронной почтой».
стр.150



Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа №21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».
п.2.6
стр.158



Файловые архивы. Практическая работа №22 «Работа с файловыми архивами».
п.2.7
стр.171



Радио, телевидение и Wed камеры в Интернете.
п.2.8



Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа №23 «Геоинформационные системы в Интернете».
п.2.9
стр.182



Поиск информации в Интернете. Практическая работа №24 «Поиск в Интернете».
п.2.10
Стр.187



Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа №25 «Заказ книг в Интернет-магазине».
п.2.11
стр.198



Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
п.2.12



Основы языка разметки гипертекста. Практическая работа №26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора».
п.2.13
стр. 205



Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».



Повторение (1 час)


Повторение по теме «Информационные технологии».




Заголовок 1 Заголовок 215