Статья Обучающие игры на уроках английского языка


Играть или не играть?
Играть или не играть? Рано или поздно каждый учитель задает себе такой вопрос, когда дети на уроке просят поиграть с ними в какую-нибудь игру. Причем услышать данную просьбу возможно как из уст представителей начальной школы, также как и от ученика старшего звена. И в этот момент мнение наших коллег разделяется. Первая половина, ссылаясь на нехватку времени, грядущей контрольной работы, отставание от плана отметают любой намек на игры и продолжают работу по учебнику и тетради. Вторая же половина педагогов с радостью поддерживает идею игр на уроках и является абсолютно правой.
Об эффективности использования обучающих игр на уроках английского языка известно давно. Игра- это традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Многие выдающиеся педагоги акцентировали внимание на эффективности использования игр в процессе обучения. Игровые формы работы создают благоприятный психологический климат и активизируют деятельность учащихся. Игра всегда предполагает принятие решения,- как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряют мыслительную деятельность учащихся.
К сожалению, не многие учителя используют игры на уроке. В большинстве, к играм прибегают в качестве разрядки, как развлекательный момент, чтобы снять напряжение учащихся. И весь обучающий потенциал игр остается не использованным.
Давайте рассмотрим разницу развлекательных игр от игр обучающих. Прежде всего, обучающая игра характеризуется содержательной основой. Во-вторых, в обучающих играх игроки достигают заранее намеченный результат, а не практический. И в- третьих, обучающие игры имеют информационный и развивающий характер. Игры на уроках усиливают мотивацию к учению. Ученики очень активны в процессе игры и способны раскрыть личностные качества, такие как трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать с одноклассниками ит.д.
Такие выдающиеся ученые и психологи как Н.П. Аникеева, М.Ф. Стронин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин описывали неоценимый вклад игр в процесс обучения и давали свои классификации игр. Существует огромное количество видов игр: игра- драматизация, игра- импровизация, деловые игры, творческие игры и многие другие. В данной статье мы акцентируем внимание на обучающих играх на уроках английского языка в среднем звене. Такие игры очень нравятся детям, более того, они помогают реализовывать важные предметные цели:
- развивают навыки произношения,
- помогают закрепить различные грамматические конструкции, лексические единицы,
- развивают коммуникативную активность ит.д.
Игра «Taboo». Ученик выходит к доске и вытягивает карточку со словом, которое ему нужно объяснить на английском языке, но при этом в карточке также написаны четыре слова, которые являются табу и использовать их в процессе объяснения нельзя. Например, ученик объясняет слово «London», не используя слова: capital, England, city, the UK. Соответственно объяснение становится намного сложнее, но от увеличивается мозговая деятельность. Игра помогает закрепить лексический материал, активизирует коммуникативную деятельность, развивает навыки произношения.
Игра «Grammatical casino». Учитель пишет на доске предложение с ошибкой. Ученики должны найти ее и исправить. Ученик, первый выполнивший задание получает баллы. Но также учитель может написать правильное предложение. В таком случае учащиеся должны объяснить, по какому правилу оно составлено. Использование данной игры на уроке английского языка позволяет отработать грамматический материал.
Неоценимый вклад в формирование коммуникативных умений вносят ролевые игры. Данный тип игры наиболее точно воссоздает ситуацию и атмосферу общения. Для углубления в роль помогает различный реквизит. Например, инсценировка телефонного разговора будет более близка к реальной, если использовать вырезанные из бумаги или картона трубки телефона. Диалог между продавцом и покупателем будет интереснее, если взять бумажные деньги и подручные предметы, лежащие на парте, которые вполне могут заменить покупаемые в магазине товары.
Подводя итоги, можно сказать, что игра это уникальный метод обучения и воспитания. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, и с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Использование обучающих игр на уроках английского языка имеет большое значение для формирования новых умений и навыков. И теперь вы знаете правильный ответ на вопрос: «Играть или не играть?».