Конспект урока по русскому языку на тему Синонимы. Антонимы (3 класс)

Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Синонимы и антонимы»
Цели урока:
Создать условия для:
-систематизации знаний о синонимах и антонимах, умения находить их в тексте, определения
признаков синонимов и антонимов, обобщения знаний об их роли в предложении. В результате чего ученик:
- применяет знания, полученные ранее;
- находит признаки синонимов и антонимов;
- знакомится с их ролью в предложении;
- развития устной и письменной речи учащихся; развития орфографической зоркости, внимания, мышления,
воображения; формирования навыков самоконтроля и познавательной активности. В результате чего ученик:
- развивает свою устную и письменную речь;
- учится контролировать себя, давать самооценку;
- воспитания умения работать в парах; формирования личностных качеств, таких как ответственность,
коммуникативность. В результате чего ученик учится учиться.
Оборудование урока: Учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс. Рабочие тетради.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика, печатные карточки.

1.Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.
Эмоциональная мотивация
-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте все в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
Цель: оценить свою готовность к уроку.



Вывод: готовы к уроку.








2. . Повторение изученного материала. Актуализация знаний:

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание

Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.
( На доске буквы: г у р щ д ц)
Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.
Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.
Эта буква обозначает гласный звук.
Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.
Какое слово у вас получилось?
- Что вы можете сказать об этом слове?
- Какая орфограмма в этом слове?
- Подберите родственные слова.
- Докажите, что это родственные слова.
- (запишите их в тетради)


- А как вы понимаете лексическое значение слова друг?


-Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...
( Показываю этимологический словарь поясняя откуда взяла толкование этого слова)
- А какие пословицы вы знаете о дружбе?
Мобилизация внимания.

Цель: подготовиться к работе на уроке.
Открывают тетради, записывают число,





-Друг.
-Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч.
-Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука.
-Парная согласная в корне слова.
-Проверка друг -нет друга.
-Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.
-Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение.
- Лексическое значение - это то, что обозначает слово.
- Самостоятельные части речи.
- Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.
- Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.
- Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.


Дети читают с.43 уч.



























( вывешиваю на доску)
Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг познается в беде.
Используется методы беседы.


3. Постановка проблемы урока.
Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД через развитие устной и письменной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся о синонимах и антонимах,; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении синонимов и антонимов; развитие личностных УУД через развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения, языкового чутья.


Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание


Мобилизация внимания.
- Подберите к слову друг слова близкие по значению.
- Что общего у этих слов?
- Такие слова называются (синонимы.)

Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
- Что общего у этих слов?
- Такие слова называются ( антонимы.)

Цель: повторить слова с непроверяемым написанием.
-Приятель, товарищ.
- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.
- Слова близкие по значению.



- Враг – друг.
- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.
- Слова, противоположные по значению.


Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.






Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.

фронтальная беседа.

4. Введение в тему урока.
Цель: создать условия для развития логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль;

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание


-Вы догадались какая тема нашего урока?
- Для каких целей мы будем применять в своих работах синонимы и антонимы?



Цель: оценить как усвоены новые понятия

Вывод:
·Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.

Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.

Работа с учебником: с.42 правило

5. Изучение нового учебного материала.
Цель: формирование личностных УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний о синонимах и антонимах; развитие познавательных УУД через знакомство с понятиями « текстовые» синонимы и антонимы; формирование регулятивных УУД через самоконтроль.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание

- Прочитайте внимательно текст упражнения 72 с.44
Почему он так называется? А какое настроение вызывает вас осень?
Найдите в тексте и выпишите из него все антонимы
-Какой вывод можем сделать об антонимах?


- Синонимы и антонимы могут встречаться как в разговорной , так и в литературной речи , могут быть как устаревшими , так и современными общеупотребительными словами

Работа по учебнику стр. 43 упр. 70
- Прочитайте.
- Вставьте пропущенные орфограммы
-Прочитайте внимательно выделенное слово. В каком значении оно употреблено: прямом или переносном? Как можно сказать по- другому? ( это текстовой синоним , т. е. так можно сказать о человеке , а здесь говорится о туче , какой приём использует автор?)
Форма организации: фронтальная. Введение нового материала с его отработкой.
Физминутка
-Выполняем движения все вместе.
Зарядка для глаз:
закройте глаза – откройте ( 2раза),
посмотрите вверх – вниз ( 3раза),
далеко - близко ( 3 раза).,
налево - направо (3 раза)
- Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала?
сформулировать понятие «синонимы и антонимы».


Выполняют задания по вариантам :
Выписывает существительные;
Прилагательные.
( зачитывают выписанные антонимы)
Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.



















Выполняют движения.
























Работа по учебнику стр. 43 упр. 70





6. Закрепление учебного материала.
Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД);


Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание

- А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки.
Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.
Маленький мир лучше . драки.
Горькая правда лучше лжи.
Лучше враг умный, чем друг .
Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.

- Попробуйте подобрать синонимы к словам доска, окно Давайте сделаем ещё один вывод:
Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

Цель: сформированы новые понятия и способы деятельности.
-Закрепление.
( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)

Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений.











Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия.




7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы


Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Примечание

- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?
Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.
Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.
Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

- Пришло время оценить вашу работу:
Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь смайлик «всё хорошо».
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».

Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».
представить результат своей работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.
- Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.








Рефлексивное оценивание работы на уроке



















8. Сообщение домашнего задания.
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.


Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание

-Подвести итог,
записать домашнее задание (с. 44 упр. 73)


осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.
Запись в дневник домашнего задания.




На дом предполагается творческое задание,  которое позволяет установить степень усвоения нового материала и выявить пробелы












15