Конспект занятия по развитию связной речи Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой».


Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе
Тема урока: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой».
Цели урока:
I. Формировать учения и навыки:
а) замечать смысловые и логические ошибки в тексте;
б) восстанавливать последовательность событий;
в) понимать структуру текста;
г) восстанавливать деформированные тексты.
II. Развивать слоговой анализ и синтез слов.
III. Развивать логическое мышление, память.
IV. Воспитывать у детей чувство долга, доброты и взаимовыручки.
Оборудование:
Серия картинок "Зимой", текст на доске "Зимой", деформированный текст "Зимой" на каждого ученика, таблица с пословицами:
Друзья познаются в беде.
Добрые дела человека красят.
Без беды друга не узнаешь.
Бой красен мужеством, а приятель - дружеством.
Друг до поры - тот же недуг.
Настоящий друг над твоей бедой не смеется, а рядом с тобой становится.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Игра «Цепочка слов»
Здесь слова первого конец
Началом стал второго ….
- Сядет тот, кто продолжит цепочку слов.
- Придумайте слово так, чтобы последний слог первого слова стал первым слогом второго слова.
На доске:
Рыба – баран – ранка – камыш – мышка … .Сосна – (насос – сосна – карась … .)
Туча – (часы – сычи – чижи – жилет – летчик … .)
Яма – (машина – натура – ракета – тарелка – каша … .)
II. Основная часть.
1.Запись числа, темы занятия.
2. «Порядок предложений в тексте». Беседа-повторение.
(Учитель-логопед проводит диктовку).
- Что вы записали в тетрадь? (Мы записали предложения.) Докажите.
- Сколько предложений записали?
- Из чего состоит речь?
- Из чего строятся предложения?
- Как связаны в предложении слова?
- Какие предложения вы знаете?
- Какие предложения произносятся с интонацией повышения голоса?
- Какие предложения произносятся с интонацией понижения голоса?
- Что называется текстом?
- Назовите признаки текста. (Тема, основная мысль, смысловая связь между предложениями, порядок предложений, заголовок.)
- Что такое тема текста?
- Что называется основной мыслью текста?
- Что такое опорные слова?
3. Поиск смысловых несуразностей. Анализ смыслового содержания текста.
На доске:
ЗИМОЙ
На дворе зима. Вокруг зимняя сказка! Деревья усыпаны тополиным пухом. В маленьком пруду плавают дикие утки. На мягкой травке резвятся мальчишки в теплых шубах. Ребятишки рады зиме.
- Прочитайте.
- Можно ли назвать прочитанное текстом? Почему? Объясните свой ответ.
- Исправьте смысловые ошибки. Устно отредактируйте текст (1-2 ученика).
4. Физкультминутка.Мы на лыжах в лес идем, Дети машут руками, словно работают
Мы взбираемся на холм. лыжными палками.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, Вращение туловищем вправо и влево
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, Прыжки.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься, Дети садятся за парты.
Надо снова заниматься.
5. Восстановление деформированного текста. Редактирование.
На доске:
Встал Миша, отряхнулся. Весело ребятам зимой! Миша съехал в сугроб и упал. Ребята катались на лыжах с горы. Подъехал Вася и смеется.
- Послушайте.
- Прочитайте написанное на доске (1-2 ученика).
- Можно ли назвать прочитанное текстом? Почему эти предложения нельзя назвать связным текстом?
- Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Установить правильный порядок предложений, т.е. отредактировать текст.)
- Чтобы установить правильный порядок предложений в тексте, надо представить себе, что делали ребята.
Логопед выставляет серию сюжетных картинок, предлагает ученикам рассмотреть их.
- Расположите данные картинки в правильной последовательности.
- Как вы думаете, что мы составили с помощью этих картинок? (План.)
- Что такое план текста? (План текста – это схема построения текста.)
- О ком будет наш рассказ? (О Мише.)
- Что в нем будет рассказываться? (Как Миша катался с горки.)
- Первое предложение знакомит нас с героями рассказа. Или называет время, место событий. Оно привлекает внимание, словно открывает дверцу в текст и приглашает войти. Найдите и прочитайте предложение к первой картинке.
Ребята катались на лыжах с горы.
- Какое предложение соответствует второй картинке? Прочитайте предложение.
Миша въехал в сугроб и упал.
- Прочитайте предложение к третьей картинке.
Встал Миша, отряхнулся. Подъехал Вася и смеется.
- Последнее предложение текста (концовка) подводит итог сказанному.
- Прочитайте его хором, с чувством.
Весело ребятам зимой!
- Прочитайте предложения по порядку так, как происходили действия (1-2 ученика).
- Какое заглавие подойдет к тексту: «Зимой», «На горке», «В мороз»? Почему?
- Запишите заголовок текста в тетрадь.
Запись отредактированного текста в тетрадь.
6. Анализ записанных текстов.
«Нельзя кое-как, положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки.
Каждое дело «просит» проверки».
(Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика».)
- Прочитайте текст. (Зачитываются 3-4 работы.)
- Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
- назовите признаки того текста:
тема текста;
основная мысль;
смысловая связь между предложениями, правильный порядок предложений;
заголовок, соответствует ли содержанию текста.
- Всем ли понравился этот рассказ?
- Что не понравилось? Почему?
- Как вы оцениваете поступок Васи? (Подъехал Вася и смеется.)
- Какую пословицу можно подобрать к данной ситуации?
На доске:
Друзья познаются в беде.
Добрые дела человека красят.
Без беды друга не узнаешь.
Бой красен мужеством, а приятель - дружеством.
Друг до поры - тот же недуг.
Настоящий друг над твоей бедой не смеется, а рядом с тобой становится.
- А как бы вы поступили?
III. Итог занятия. Рефлексия.
- Что вы делали сегодня на занятии?
- Повторите верные утверждения:
• Диалог - это речь учителя.
• Текст - это группа предложений, связанных между собой по смыслу, расположенных по порядку.
• Тема текста - это то, о чем говорится в концовке текста.
• Опорные слова служат опорой текста, помогают вспомнить, восстановить его содержание.
• Основные части текста - это начало, основная часть, концовка.