Технологическая карта урока по русскому языку на тему: Синонимы и антонимы.


Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Организационный момент
Минутка чистописания
Актуализация знаний
Физминутка.
Закрепление полученных знаний
Рефлексия итог урока - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Людмила Олеговна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. Садитесь. 
Начинаем мы урок с минутки чистописания.
Открываем рабочие тетради записываем число, классная работа.
Минутка чистописания. 
Ор,ро,ар,ра,ора, ара,роа,оао,оар, нора ,гора ,пора ,рога.
Ребята, запишите эти слова в тетрадь.
Прочитайте слова на доске.
Синонимы Антонимы
- Сегодня мы должны с вами узнать, что обозначают эти слова, научиться их различать и употреблять в речи.
Формулировка правила учащимися
- в русском языке есть слова близкие по смыслу и противоположные по смыслу.
- Прочитайте таблицу на доске.
Синонимы: красный - алый, вьюга – метель. Антонимы: день – ночь, жара – стужа
Сделайте вывод, что такое синонимы, что такое антонимы. (Учащиеся делают вывод, что синонимы – это слова близкие по смыслу, антонимы – противоположные по смыслу слова). Так как в учебнике нет определения синонимов и антонимов, вывод записывается в тетрадь.
Синонимы – слова близкие по смыслу.
Антонимы – противоположные по смыслу слова
Ребята, сформулируйте тему нашего урока.
Сегодня тема нашего урока «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ»
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо Выполнить первое задание.
Вам надо продолжить пословицу.
 Работаем под девизом: "Не спеши языком, торопись делом"
 Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их.
 Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)
    Как аукнется, так и: :(ОТКЛИКНЕТСЯ)
    Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)
    Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)
    Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)
    Нет друга - ищи, а нашёл - ::.. (БЕРЕГИ)
    Родная сторона - мать, а чужая - :::(МАЧЕХА)
    Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)
Молодцы!
Вот мы сейчас, и узнаем, что за остров у нас тут прятался.
 Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.
Для того, чтобы сойти на берег, каждый выполнить следующее задание.
 А) Инструкция:
На доске записаны слова, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их в тетрадь.
ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ
    РЕБЁНОК                                                               
    ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ
    ДЕЛАТЬ
    ХОРОШО
 Б) Проверка.
 РЕБЕНОК - дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.
 ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.
 ДЕЛАТЬ - сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.
 ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецкий, мировой, хоть куда, что надо, на ять.
Ребята, а какой вывод можно сделать?
 Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.
Молодцы!
Ребята, рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать подходящее по смыслу слово?
луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка.
    (ЛУНА - МЕСЯЦ СОБАКА - ПЁС       ДОКТОР - ВРАЧ
    ЛОШАДЬ - КОНЬ           БЕГЕМОТ – ГИППОПОТАМ)
      - Продолжите фразу:
    - Полученные подписи - это слова -: :(синонимы)
    - Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)
    - Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют).
  Путешествие продолжается.
 Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому работать будет парами двигаться по своей тропе.
 Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.
 Работа в парах.
У вас на парте лежат листочки с текстом или с предложением, вам нужно подчеркнуть синонимы.
 Задание для 1 пары
 Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
 Задание для 2 пары
   Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть - пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.
 Задание для 3 пары
  С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
    А не птица.
 Задание для 4 пары.
 Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Приятелей много, а друга нет.
    Свой хлеб слаще чужого каравая.
 Проверка.
Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.
- Какой частью речи они являются?
- Что такое синонимы?
 Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
- Для чего используют синонимы в речи?
 Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
Динамическая пауза "Игра наоборот"
 Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз.
  Вперед - назад
    Вниз - вверх
    Назад - вперед
    Присел - подпрыгнул
    Подпрыгнул – присел
. Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову, но мы незнаем еще что за остров там.А чтобы узнать, что за остров там нам нужно отгадать загадки.
 Отгадайте загадки.
 Я антоним к слову "зной",
    Я в реке, в тени густой,
    И в бутылках лимонада,
    А зовут меня :? (Прохлада)
   Я антоним к слову "лето",
    В шубку снежную одета,
    Хоть люблю мороз сама,
    Потому что я :? (Зима.)
 Я антоним к слову "смех".
    Не от радости, утех,
    Я бываю поневоле
    И от счастья, и от боли,
    От обиды, неудач.
    Догадались? - Это: (плач).
   Я антоним шума, стука.
    Без меня вам ночью мука.
    И на уроках я нужна,
    А называюсь: (тишина).
Молодцы!
А теперь давайте посмотрим на какой остров мы свами приплыли.
 Ребята, какие слова мы называем антонимами?
  Минус - плюс, огонь - вода,
    Дерзкий - осторожный:
    Все антонимы всегда
    Противоположны.
  Игра "Противоположные слова"
 Ученик - называет антоним этого слова.
 Враг - друг,
 Холод - жара.
 К какой части речи относятся данные слова? (Имена существительные)
Старый - новый,
Злой- добрый.
 А эти слова, к какой части речи относятся?  (Прилагательные)
  Бездельничать - работать,
Огорчаться - радоваться.  
Какой частью речи являются слова?  (Глаголы)
 Далеко - близко, высоко - низко. (Наречия.) 
Какой можно сделать вывод? (Антонимы есть в каждой части речи.)
   Ребята, а теперь самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание на «время».
У вас на парте лежат карточки со словами над нужно подобрать слова противоположные по смыслу.
 Худой (человек) - ________________, (толстый)
    Худой (карман) - _________________, (целый)
    Близкий (путь) - _________________, (далёкий)
    Близкий (человек) - _______________, (чужой)
    Весёлый (праздник) - ______________, (грустный)
    Весёлый (смех) - ________________, (невесёлый)
    Высокий (голос) - _________________, (низкий)
    Высокий (человек) - _______________. (Невысокий)
 Проверка.
 Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)
 Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы.
Что такое антонимы?
Антонимы - это слова противоположные по смыслу.
- Для чего используют антонимы в речи?
 Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
  Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.
У вас на партах лишат листочки с текстом прочитайте его про себя.
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.
 Какое настроение возникает после прочтения текста? (Грустное, печальное, тоскливое)
С помощью каких слов передается это настроение?
А теперь , по вариантом вы выполните задание.
 Внимательно прочитайте задание (на карточке) и выполните его. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).
 
-Задание заменить пропущенные слова синонимами.
Вариант 1.
 Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.
 -Задание заменить пропущенные слова антонимами.
 Вариант2.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.
 Взаимопроверка.
 А) Получившийся текст вариант 1 читает ученик.
 Какое настроение передает ваш текст?
- Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова? (Использовали синонимы - слова близкие по смыслу)
 Б) Получившийся текст вариант 2 читает ученик.
 - Какое настроение передает ваш текст?
- Изменилось ли настроение? Почему? (Использовали антонимы - слова противоположные по смыслу)
 Как приятно выходить на берег в такую погоду!
Вот мы с вам на пристань "Вопрос - ответ"
 Наш кораблик взял курс на пристань "Вопрос - ответ"
 Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?
 - Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами?
- Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?
- Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
- На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)
 
Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется - ЛЕКСИКА.
 Лексика - словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.
  Рефлексия
 -  Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, поднимите круг которые лежит у вас на партах.
- Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, то тогда не поднимайте круг.
- Какую оценку поставите мне за урок? А себе?
 -Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
- Слушают учителя
- записывают число, классная работа.
Записывают слова в тетрадь.
Ответ: Синонимы – слова близкие по смыслу.
Антонимы – противоположные по смыслу слова
Ответ:Сегодня тема нашего урока «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ»
Отвечают на вопросы.
Ответ:СПАТЬ.
Ответ:ОТКЛИКНЕТСЯ.
Ответ:ТОНЕТ.
Ответ:СЛАДОК.
Ответ: ОДНОГО.
Ответ:БЕРЕГИ.
Ответ:МАЧЕХА.
Ответ:ССОРЫ.
Слушают учителя.
Ответ: РЕБЕНОК - дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.
 ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.
 ДЕЛАТЬ - сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.
 ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецкий, мировой, хоть куда, что надо, на ять.
Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.
Ответ: ЛУНА - МЕСЯЦ СОБАКА -ПЁС      
ДОКТОР- ВРАЧ
  ЛОШАДЬ -КОНЬ         
БЕГЕМОТ – ГИППОПОТАМ.
Ответ: синонимы.
Ответ:У этих слов нет синонимов.
Ответ:В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют.
Ответ:
Задание для 1 пары
 Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
 Задание для 2 пары
   Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть - пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречуему идёт лисица.
 Задание для 3 пары
  С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
    А не птица.
 Задание для 4 пары.
 Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Приятелей много, а друга нет.
    Свой хлеб слаще чужого каравая.
Ответ:Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
Ответ:Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
Слушают учителя и выполняют упражнение.
Ответ: Прохлада.
Ответ:зима.
Ответ: плач.
Ответ: тишина.
Ответ:Враг - друг,
 Холод - жара.
Ответ:Имена существительные.
Ответ:Старый - новый,
Злой - добрый.
Ответ:Прилагательные.
 Ответ:Бездельничать - работать,
Огорчаться - радоваться
Ответ: Глаголы
Ответ:Далеко - близко, высоко– низко.
Ответ:Наречия.
Ответ:Антонимы есть в каждой части речи.
Ответ:
 Худой (человек) - толстый
    Худой (карман) - целый
    Близкий (путь) -далёкий
    Близкий (человек) -чужой
    Весёлый (праздник) - грустный
    Весёлый (смех) - невесёлый
    Высокий (голос) - низкий
    Высокий (человек) –Невысокий
Ответ:Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова.
Ответ:Антонимы - это слова противоположные по смыслу.
Ответ: Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
Слушают учителя читают текст про себя и отвечают на вопрос учителя.
Ответ: Грустное, печальное, тоскливое.
Вариант 1.
Сегодня прохладный, пасмурный день. Стоит влажная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Идет мелкий осенний дождик. Под ногами влажная земля.
Вариант 2.
Сегодня теплый, солнечный день. Стоит солнечная погода. По небу плывут легкие облака. Под ногами сухая земля.
Ответ:На значение слова.
Ответ: ЛЕКСИКА.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы учителя. Подпись учителя:
Подпись методиста:
Технологическая карта урока по русскому языку в 2-Б классе
УМК «Планета знаний»
Тема: «Синонимы и Антонимы.».
Предмет: русский язык.
Класс: 2-Б
Студент-практикант: Бережная Людмила Олеговна.
Тип урока: Изучение новый темы.
Цель:Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений.
Задачи:
Образовательные:
развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания;
формирование элементарных лингвистических представлений.
Развивающие:
развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
формирование чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
Предметные УУД:
Различать и отличать словосочетания от предложения, запомнить основные правила и применять их в ходе выполнения заданий;
Личностные:
осознавать практическую значимость изучения русского языка.
Метапредметные:
действовать по алгоритму;
отбирать способ проверки в зависимости от особенностей материала;
осуществлять контроль учебной деятельности.