Технологическая карта урока русского языка, по теме синонимы и антонимы


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока русского языка,
проведенного 5.10.2016 г. в 1 «В» классе
в ГКОУ РО «Зерноградская спец. школа-интернат
студентки ГБПОУ РО «ЗернПК»
Селиковой Анастасии Сергеевны

Учитель: Кандыбенко Л.Ф.
Методист: Кудряшова Н.В.
(подпись методиста)
Зерноград
2016
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Синонимы и антонимы
Класс: 3 «Б»
Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями синонимов и антонимов
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;
развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
Положительное отношение к языковой деятельности
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
Познавательные УУД:
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения)
Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, пенал, смайлики для рефлексии
Материалы для учителя: учебник, технологическая карта
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Кор. работа
1 эт.
Организационный момент - Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Сергеевна. И сегодня урок русского языка проведу у вас я
Прошла перемена, раздался звонок!
Пора поскорее начать наш урок,
Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь - Дети приветствуют учителя.
Личностные: положительный настрой на урок Концентрация внимания
2 эт.
Актуализация знаний - Откройте тетради, запишите число с доски
- А сейчас мы с вами поработаем в парах. Вам предстоит найти лишнее слово в каждой строке. Обосновать свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарем
- Давайте приступим к работе и первая строка со словами:
1. соловей, игла, трава, сырник. Найдите лишнее
- А почему?
2.корень, язык, зима, группа
- А почему?
- Правильно, ребята
- Какие слова называют однозначными?
- Какие слова называют двузначными? - Открывают тетради, записывают число с доски
- Ребята слушают учителя
- Приступают к работе
- Лишим будет игла
- Потому что игла – многозначное слово, а все остальные однозначные
- Зима лишнее
- Потому что зима – однозначное слово, а все остальные двузначные
- это слова с одним лексическим значением
- это слова, имеющие два и более лексических значений Личностные: Положительное отношение к языковой деятельности
Регулятивные:
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
Коррекция устной речи
3 эт.
Самоопределение к деятельности - Прочитайте пары слов:
Белый – черный; храбрый – отважный; веселье – радость; мир - война
- Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ
- Правильно, ребята, а как называются слова противоположные по значению?
- Как называются слова близкие по значению?
- Молодцы, ребята, так какая же у нас тема урока, сформулируйте ее
- Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаем разгибать.
- Читают пары слов
- 1 гр.: Белый – черный; мир – война. Потому что все эти слова, противоположные по значению
2 гр.: храбрый – отважный; веселье – радость, потому что все эти слова близкие по значению
- Антонимы
- Синонимы
- Формулируют тему урока
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.
РУУД: самоконтроль в учебной деятельности
ПУУД:
-определять слово по его лексическому значению;
- определять значение слова по толковому словарю.
ЛУУД: - формирование уважительного отношения к иному мнению; Коррекция осанки и правильного положения тетради на столе.
4 эт.
Работа по теме урока - Ребята, наша тема называется синонимы и антонимы.
- Откройте учебник на странице 42, посмотрите на упражнение 68
- Прочитайте это задание. Выполните его. Вы можете использовать словарь синонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике. После выполнения задания, мы его с вами проверим
- Сейчас мы с вами начнем проверять это задание, давайте по цепочке и будем читать слова и называть орфограммы
- К каким из данных слов вы подобрали синонимы?
- Хорошо ребята, вы справились с этим заданием, а что такое синонимы?
- К каким из данных слов вы подобрали антонимы?
- Хорошо, а что такое антонимы?
- Правильно
- Назовите «вежливые» слова, когда их употребляют?
- Прочитайте предложения с «вежливыми» словами, которые вы составили
- А теперь давайте приступим к выполнению упражнения 69 на странице 42. Кто желает прочитать задание?
- Выполните это задание самостоятельно
- А сейчас мы проверим как вы выполнили это упражнение, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте
- А сейчас посмотрите на упражнение 70 на странице 43, кто желает прочитать задание?
- Прочитайте стихотворение
- Как вы понимаете значение выделенного слова?
- В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном?
- Какие слова автор использует, чтобы изобразить светофор как живое существо? Назовите их
- Как называется этот прием в литературе?
- Спишите, вставляя пропущенные буквы
- А теперь проверим это задание. Ваша задача: читать по цепочке слова с орфограммами и объяснить их написание
- Прочитайте на с.43 сведения о словах погода и непогода
- Найдите слово погода в орфографическом словаре.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму
- Составьте предложение со словом погода, запишите его в тетради
- Запомните написание этого слова
- Слушают учителя
- Открывают учебники на стр.42
- Ребята читают по цепочке и называют орфограммы
- Вьюга - метель; мороз – холод; хорошо – прекрасно
- Это слова близкие по значению
- Здравствуйте - до свидания; весело – грустно; мороз – жара
- Это слова противоположные по значению
- Ответы детей
- Читают предложения, которые составили
- Читают задание, которое дано в учебнике
- Выполняют задание самостоятельно
- Обмениваются тетрадями с соседом по парте
- Смотрят на упражнения, читают упражнения
- Читают стихотворение
В небе туча хмурится.
Опустела улица.
Светофор не унывает.
Под дождем стоит, моргает.
На погоду никогда
Он не обижается.
Три веселых огонька
В лужах отражаются
- Злится
- Ответы детей
- В переносном
- Под дождем стоит, моргает.
На погоду никогда
Он не обижается.
Три веселых огонька
В лужах отражаются.
- Олицетворение
- Списывают, вставляют пропущенные буквы
- Проверяют упражнение. Читают слова по цепочке, объясняют их написание
- Читают сведения о словах
- Находят в словаре слово погода
- Записывают слово в тетрадь, объясняют орфограммы
- На улице прекрасная погода КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Коррекция устной речи
Физкультминутка - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, для этого встаньте и повторяйте движения за мной
Все ребята повернулись,
Все ребята потянулись,
А потом они присели
И за парту тихо сели. - Ребята встают, повторяют движения за учителем Коррекция движений
5 эт.
Закрепление
Изученного материала (Работа по учебнику)
- Упражнение 71 вы выполните самостоятельно, прочитайте это задание
- Приступайте к работе
- Проверять мы будем с помощью взаимопроверки, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте
- Посмотрите на упр. 72 на стр. 44. Прочитайте его внимательно, один ученик по желанию
- Прочитайте текст. О чем в нем говорится?
- Как вы думаете, почему автор назвал так свой текст?
- Какие чувства вызывает этот текст?
- Выполните письменные задания к упражнению. Что нужно в них сделать?
- Приступайте к работе
- Проверять мы будем по цепочке, называете слово с орфограммой и объясняете его написание
- Назовите антонимы
- Какие слова называются антонимами?
- Правильно, ребята, а сейчас посмотрите на упр. 73 на стр. 44.
- Это задание нужно самостоятельно выполнить и проверить по цепочке, объяснить свой выбор синонимов
- Прочитайте. Замените каждое выделенное слово синонимом, выбрав его из слов в скобках
- Запишите предложения. Объясняя свой выбор синонимом
- Ребята, молодцы, а какие слова называются синонимами?
- Читают задание
- Читают упражнение
- об осени
-
-
- Ответы детей
- Приступают к работе
- Проверяют по цепочке
- Теплый – холодный; увядание – расцветание; песня- тишина; грустно - радостно
- Слова, которые противоположны по значению
- Выполняют задание, осуществляют проверку по цепочке
- Слова, которые близки по значению
КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Коррекция письма и внимания
7 эт.
Рефлексия - Ребята, на этом наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги
- Что мы сегодня на уроке изучали?
- Что показалось самым интересным?
- Что такое синонимы?
- Что такое антонимы?
- Оцените свою работу на уроке, у вас у всех на столах лежат смайлики без улыбочки. Дорисуйте веселый смайлик если вам все понравилось на уроке, дорисуйте грустный смайлик, если не все на уроке вам понравилось и поднимите вверх
- А сейчас откройте дневники, запишем домашнее задание
Упр. 74 стр. 44
- Спасибо за урок, до свидания - Синонимы и антонимы
- Ответы детей
- Слова , которые близки по значению
- Слова, которые противоположны по значению
- Оценивают свою работу, показывают смайлики
- Открывают дневники, записывают домашнее задание ЛУУД: осознание личностного смысла учения Коррекция учебно-познавательной деятельности