Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе


Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Обоснование выбора Системность использования
(периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)Результат
(методическая и практическая направленность использования)
Информационно-коммуникативные технологии -Стимулирование   положительной мотивации учения за счёт интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.
- Стимулирование творческой активности обучающихся.
-Постановка каждому обучающемуся конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
-Формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет, навыков исследовательской деятельности.
- Организация учебно-исследовательскую деятельности учащихся.
- Углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.
- Усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий.
-На этапе мотивации предложенный учителем демонстрационный материал позволяет сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей и способствует активизации познавательной сферы обучающихся.
-При проверке домашнего задания.
-На этапе актуализации знаний предложенные учителем задания
способствуют активизации ранее изученного материала.
- Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала.
- На этапе объяснения нового материала.
- На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала.
- При закреплении, повторении используются готовые демонстрационные таблицы, презентации, Интернет-ресурсы.
-При подведении итогов урока.
-Повышение у учащихся компьютерной грамотности, формирование информационной, коммуникативной, межкультурной компетенции.
-Рост динамики качества знаний до 91% и эффективности урока.
-Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся, повышение качественной успеваемости школьников.- Развитие наглядно-образного, информационного мышления,навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников.
-Использование презентации с изложением нового материала:
Русская народная сказка «Сивка-Бурка», Мир волшебной сказки в живописи В.Васнецова, Т.Маврина, П.П.Бажов «Серебряное копытце», «Измерение площади прямоугольника», «Окружность и круг», «Виды углов. Развернутый угол», «Почва. Состав почвы»» «Природные зоны суши Земли», «Жизнь древних людей», «Климат и природные зоны Африки».
-Электронные тесты для проверки знаний по темам: «Секреты появления слов в языке», «Библиотечный урок по сказкам А.С.Пушкина»
Технология дифференцированногообучения.
Дифференцированное обучение основано на создании условий для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для более эффективного обучения тех, кто способен учиться с опережением. Разным детям требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Технология дифференцированного обучения состоит в том, чтобы учитывать эту разницу.
Дифференцированное обучение требует изучения индивидуальных способностей учащихся (уровень развития внимания, мышления, памяти) по определённому предмету, что даёт возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Данная технология подразумевает индивидуальные задания, разные виды опроса: «Тихий опрос», «Взаимоопрос», «Солидарный опрос». Разное домашнее задание: «три уровня домашнего задания», разные приёмы оценивания- «Кредит доверия», «Система стимулов». Систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности, на всех типах уроков.
На этапе: изучение новой темы, актуализация знаний, первичное закрепление знаний, повторение,
самостоятельная работа с самопроверкой. Учитель делит ребят по группам, по разным уровням способностей, чтобы они «на равных» могли выполнять те или иные упражнения;
делит ребят на группы (сильный – слабый), в результате осуществляется взаимопомощь.
Для сильных учеников на уроке даются поручения – консультант, корректор, докладчик.
Действия ученика: учащиеся определяют недостатки и положительные стороны своей деятельности, мысленно представляют возможные результаты изменений в своих действиях, самостоятельно оценивают выполнение заданий. В результате использования технологии каждый ученик проявляет себя в силу своих способностей.
Создаётся атмосфера доверия и поддержки. Даётся возможность сильным ученикам помогать слабым. Часть учащихся получает подготовку повышенного уровня, достаточную для активного использования во время дальнейшего обучения; «слабые» учащиеся приобретают умение логически мыслить, сравнить, находить взаимосвязи между фактами и явлениями, обобщать, исследовать. Учащиеся расширяют свой кругозор.
Игровые технологии -Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников.
-Развитие положительной мотивации учения, произвольного внимания, увеличение работоспособности.
- Повышение инициативности учащихся на уроке.
- Создание уровня комфортности на уроке.
- Развитие информационного мышления школьников
- Повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности.
- Повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
-Осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
-Для усвоения конкретного правила, отработки навыка применяются дидактические игры, игры-упражнения (обычные учебные упражнения, преподносимые особым образом), игры на внимание.
Игры: «Что? Где? Когда?», «КВН-ы», «Путешествие в страну Математики». -Сценарии данных мероприятий используются при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников во время каникул.
-Игровые технологии развивают способности свободного культурного общения школьников.
Здоровьесберегающие технологии -Создание и поддержка благоприятного психологического и эмоционального климата на уроке.
Формирование у учащегося осознанного отношения к собственному здоровью, к здоровому образу жизни.
-Формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни.
-Создание условий для сохранения здоровья.
-Реализация принципов индивидуализации и дифференциации учебного процесса.- Рационализация форм преподнесения информации (экономии времени на уроке);
- Создание эмоционального отношения к учебной информации.
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
 
-Осуществляю учет возрастных и физиологических особенностей организма ребенка для снятия утомляемости, путем чередования во время урока различных форм работы с учащимися: физкультминуток, динамических пауз, зарядок, релаксации, гимнастику для глаз, для рук; упражнений для формирования правильной осанки , пятиминуток оздоровительного характера по методике В.И.Ковалько, использование здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного, контроль за соблюдением гигиенических условий учебного процесса,
разработка и использование оригинальных задач с элементами здоровьесбережения и театрализации;
-разработка уроков в стихах с использованием здоровьесеберегающих технологий,
проведение целенаправленной рефлексии в итоговой части урока;
проведение физкультминуток с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа.
-Снижение уровня заболеваемости.
-Активное участие обучающихся в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения.
-Постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося,
развитие его саморегуляции.
-Становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитании
-Формирование ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
-Воспитание культуры здоровья, личностных качеств, мотивации на ведение здорового образа жизни.
Технология критического мышления через чтение и письмо Развитие аналитического, критического мышления:
—умение выделять причинно-следственные связи;
— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
— отвергать ненужную или неверную информацию;
— понимать, как различные части информации связаны между собой;
— выделять ошибки в рассуждениях;
— уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации,
интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
— избегать категоричности в утверждениях;
— быть честным в своих рассуждениях;
— определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
— выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
— уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
— подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или
письменной речи;
— отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.
-Повышение культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
-Повышение информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
-Повышение социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
-Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разнымистратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную,
критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
-Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
-Формирование устойчивого интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.
На этапе актуализации знаний (вызов) могут быть использованы следующие приемы данной технологии: «Верные и неверные высказывания», «Кластер», таблица ЗХУ, «Корзина идей», «Дерево предсказаний».
-На этапе объяснения нового материала, с целью его осмысления можно применить такие приемы, как: таблица ЗХУ, «Инсерт», «Зигзаг» «Толстые и тонкие вопросы»
- С целью закрепления и повторения полученных на уроке знаний на заключительном этапе урока хорошо работают приемы «Кластер», «Таблицы», «Синквейн». -Умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся
информационным потоком в разных областях знаний;
-Умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу,
решать проблемы,
-Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления
различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и
корректно по отношению к окружающим;
-Умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения
других; способность самостоятельно заниматься своим обучением
(академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
-Умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.
Технология проблемного обучения -Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
-В ходе решения проблемы учащийся преодолевают все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
-Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения.
-Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
- Развитие интеллекта и творческих способностей учащихся.
-Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
-Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
- Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.
- Проблемное изложение нового материала
- Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.
- Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.
- Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному. -Увеличение количества участников и победителей олимпиад, конкурсов различного уровня.
- Рост качества знаний учащихся.
Электронный образовательный ресурс-презентации.

-Создание условий для более глубокого, качественного продуктивного усвоения учащимися основных вопросов курса начальной школы, развития интеллектуальной и познавательной деятельности.- Развитие учебно-практической деятельности учащихся, направленной на формирование соответствующих умений: формирование логического мышления, памяти, умения подчинять внимание выполнению заданий- Развитие способности к обобщению, умению слушать, рассуждать, мыслить, находить ответы, используя имеющиеся знания.
http://kopilkaurokov.ru/
http://www.prodlenka.org/raspisanie-konkursov/blog.html
http://ZAVUCH.info
http://vot-zadachka.ruЭОР на этапе актуализации знаний.
ЭОР на этапе объяснения нового материала:
Мультимедийные презентации; учебные видеофильмы.
В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней.
ЭОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков:
игры, задания, тренажеры.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР)
http://school-collection.edu.ru

-Продвижение ребенка в общем развитии.
- Формирование навыков самостоятельной продуктивной деятельности.
- Создание ситуации успеха для каждого ученика.
-Делает занятия интересными и развивает мотивацию.
-Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
-Рост успеваемости
учащихся по предмету.

Литература:
1.Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2013. – № 4. – С.61-65
2.Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – №1. – С.36-38
3.Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2014. – №4. – С. 3-5
4.Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2013. – №2. – С.107-114