Урок литературы в 6 классе по теме Уроки нравственности В.Г.Распутин Уроки французского


План-конспект урока
Составила Мамыкина Лариса Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ « Лаишевская СШ»
Класс: 6
Предмет: литература
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2015 г
Название раздела, темы: Произведения о Великой Отечественной войне. В.Г Распутин «Уроки французского».
Тема мероприятия: «Уроки нравственности» В.Г.Распутин «Уроки французского»».
Цели урока: знакомство учащихся с краткой биографией В.Г.Распутина. Чтение и идейно-художественный анализ рассказа « Уроки французского».
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с рассказом В.Г.Распутина “Уроки французского”, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; духовно-нравственная ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять равнодушию. На примере отношения В.Г Распутина к старшему поколению, учителям прививать у детей чувство уважения к старшему поколению.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, портрет и фотографии В.Г.Распутина.
Литература: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: музыка,живопись.
План урока Методы обучения Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Организация начала урока Словесный, метод мотивации учебной деятельности личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;регулятивные: саморегуляция Психологический настрой детей на урок.
-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, учителю. Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
2.Мотивация к учебной деятельности Проблемный, метод фронтальной организации учащихся познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России.
регулятивные УУД: целеполагание Проблемный вопрос:
Ребята,я предлагаю вашему вниманию небольшой клип ,посмотрите его и подумайте, как он связан с рассказом В.Г.Распутина «Уроки французского»
Просмотр клипа:
-1945 год
-Война принесла много горя
-Она отняла у детей отцов и матерей
-Лишила их детства
-Разрушила города и села
-Оставила трагический отзвук в произведениях русских писателей
Анализ, сопоставление.
Построение ответа на поставленный вопрос.
Формулируют предполагаемую связь клипа с изучаемым произведением; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД: целеполагание Задание:
Каковы ваши размышления о том, как связано содержание клипа с изучаемым произведением?
Молодцы,ребята,вы справились с заданием. Сегодня мы продолжим с вами разговор о произведении В.Распутина «Уроки французского»,побробуем раскрыть суть проблемы, описанной в рассказе, поговорим о характере героев. Построение ответа на поставленный вопрос.
Отвечают на вопрос:
В клипе показаны последствия войны. Действие рассказа Распутина происходит в послевоенные годы, в 1948 году. Страна была разорена войной. Многие семьи остались без отцов. Рассказчик вспоминает: «Жили без отца, жили совсем плохо» . Денег колхозникам не платили-зарплату выдавали зерном, мукой…но самым страшным был голод…
Постановка учебной задачи на этот урок
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
1.Выборочная проверка домашнего задания
Словесный, познавательный
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной и устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текст
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
личностные УУД:смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.
регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.
Но прежде послушаем выступления ребят, которые они подготовили дома (ребята перечитывали текст с карандашом ,выписывали детали, отдельные слова и выражения по своей теме) Работа в группах : 1-я группа «Душевный мир главного героя»
2-я группа «Учительница Лидия Михайловна- «человек необыкновенный»
.
3. Работа по сопоставлению текста с киноэкранизацией
Ребята, посмотрите внимательно кинофрагменты из худ. фильма «Уроки французского» (режиссер Е.Ташков).Ваша задача ответить в конце урока на вопрос : « Является ли преступлением поведение Лидии Михайловны?» Исследовательская работа.
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.
4.Физ. минутка (пауза релаксации) личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.
коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. Физ.минутка
Организует разминку. Активно выполняют физические упражнения
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом
1.Работа с текстом рассказа.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Беседа:
Итак, настало время поговорить об учительнице французского языка Лидии Михайловны:
-Что вас поразило в этой учительнице?
-Как вы думаете, когда и почему обратила Лидия Михайловна внимание на главного героя?
Отвечают на вопросы учителя.
Дают развёрнутые ответы.
2.Работа по сопоставлению текста с киноэкранизацией
Беседа:
-Зачем Лидия Михайловна начинает играть с мальчиком на деньги ?-Почему выбран именно такой способ помощи мальчику?
-Понимает ли герой, что игру на деньги учительница избрала специально?
-Зачем она начала мошенничать? Смотрят фрагменты из фильма «Игра на деньги». Делятся впечатлением.
Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.
3.Выразительное чтениеучащимися. Ребята,сейчас мы с вами прочитаем выразительно, по ролям эпизод, когда в комнату к Лидии Михайловне входит директор Чтение по ролям отрвыка
Подготовка к чтению. Чтение.
5. Словесное рисование.
Метод словесного рисования
-Какие иллюстрации к эпизодам « Прощания Лидии Михайловны и мальчика», «Посылка с яблоками» вы бы нарисовали? Словесное рисование.
Самостоятельное создание микротекста на заданную тему
.
6. Просмотр заключительного эпизода фильма.
Наглядный, проблемный Беседа:
-Как вы поняли слова, сказанные Лидией Михайловной на прощание: « Учись спокойно ,никто тебяза этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я?» Дают развёрнутый ответ на вопросы.
Этап 5. Закрепление полученных знаний
1.Групповая работа. Самостоятельный анализ рассказа.
Работа в группах и выступление перед аудиторией. личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
регулятивныеУУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.
познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. Групповая работа.
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.
Самостоятельный анализ рассказа
1 группа.
- Помогла ли вам игра актеров более зримо представить себе героев рассказа?
2 группа
- Какие сцены фильма вам показались особенно удачными ?Этап 6. Подведение итогов урока
1.Обобщение Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.
Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками Формирование познавательной активности через творческое задание.
Самостоятельное написание мини-сочинения «является ли поведение Лидии Михайловны преступлением?»
2.Самооценка Самоанализ Анализ работы учащихся. Самооценка работы на уроке.
3.Домашнее задание
Словесный, наглядный Дифференцированное домашнее задание.
1.Сочинение-миниатюра «Уроки французского-уроки доброты»
Записывают
задания в дневники.
4.Рефлексия
Метод контроля,
познавательно-рефлексивный регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Какие уроки вынес герой из уроков Лидии Михайловны, какие уроки вынесли вы для себя?
Итоговый комментарий. Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)