Конспект урока литературы на тему В.Распутин. Уроки французского. Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени» (6 класс)


МБОУ: Донская основная общеобразовательная школа
Урок литературы
6 класс
Тема «В.Г.Распутин. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени»
Автор:
учитель русского языка и литературы
С.А.КудымоваМарт 2015 г.
Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о В. Г. Распутине как современном русском писателе; познакомить с фактами из биографии писателя, с героями рассказа «Уроки французского», судьба которых зависела от трудностей послевоенного времени.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве В. Г. Распутина как талантливого современного русского писателя, фактах его биографии, своеобразии языка, изображения русского характера; уметь различать рассказчика и автора-повествователя в произведении; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям В. Г. Распутина; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции;
коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа; составлять устные ответы на вопросы;
эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: индивидуальная (выразительное чтение, практическая работа, рассказ).
Интернет-ресурсы:
Биография Распутина. – Режим доступа : http://www.litra.ru/biography/get/biid/00412631243781249919
Оборудование: портрет В. Г. Распутина; эпиграф к уроку: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня» (В. Распутин).
Основные понятия и термины: духовная память, духовный опыт человека.
Ход урока.
«Читатель учится у книг не жизни, а чувствам.
Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств.
И прежде всего доброты, чистоты, благородства».
В.Г.Распутин.
Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературы проведу у вас я. Зовут меня Светлана Анатольевна, я учитель русского языка и литературы Донской школы. Очень надеюсь на ваше сотрудничество.
Мотивация.
-Скажите, какую юбилейную дату в этом году будет праздновать вся Россия? (70-летие Великой Победы над фашизмом). Как вы считаете, какой след оставила эта страшная война на нашей земле? (Разруха, нужда, уничтоженные заводы, школы, сожженные города и деревни). А в судьбах людей? (Гибель родных, сиротство, несбывшиеся мечты). Прошло уже 70 лет с тех пор, и нам с вами очень трудно представить, какими были послевоенные годы. Но все-таки давайте попробуем. Слайд .
Постановка целей и задач урока.
Именно в это время рос и учился будущий писатель, автор рассказа «Уроки французского», Валентин Григорьевич Распутин.
Валентин Распутин – один из ярких представителей современной русской литературы, признанный мастер прозы. Видео.
-Что в его биографии показалось вам интересным? (Учиться приходилось в сложное время, но, несмотря на голод, нужду, он не бросил учебу и закончил школу на одни пятерки).
«Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы».
- Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу как истинный мастер слова. Сегодня трудно представить себе русскую литературу без его повестей и рассказов. Неслучайно произведения писателя снискали заслуженную популярность как в нашей стране, так и за рубежом.
Критики утверждают, что он мог бы писать многотомные романы – их бы с восторгом читали и экранизировали. Потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой! Распутин предпочел убедительную краткость и выступает в излюбленных жанрах рассказов или повестей. С одним из лучших автобиографических рассказов «Уроки французского» мы и будем знакомиться. Слайд.
Изучение нового материала.
-Для понимания авторского замысла нам необходимо вспомнить некоторые литературоведческие термины: автобиографичность произведения и прототип. (Автобиография – последовательное описание человеком событий собственной жизни. Прототип – конкретная историческая личность, послужившая отправной точкой для создания образа).-Давайте прочтем начало рассказа. От чьего лица ведется повествование? (От первого лица. Автор изложил свою биографию - автобиография). -Как вы думаете, о чем рассказ «Уроки французского»? Кто является главным героем? (11-летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени, ни фамилии автор не называет). Распутин: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной».
-Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как вы считаете, учительница главного героя, Лидия Михайловна, вымышленный персонаж?
-Действительно, у Лидии Михайловны есть прототип. Слайд. Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Когда в 1973 году рассказ вышел в свет, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича и несколько раз встречалась с ним. Ее не стало в 2011 году.
Вот как говорит о ней Распутин: «Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом… Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками …доброты».
-Почему Лидия Михайловна стала помогать своему ученику? (Время было тяжелое, мальчик голодал; чтобы бороться с малокровием, ему нужно было хорошо питаться, пить каждый день молоко. У матери не было возможности передавать продукты вдоволь).-Что, по-вашему, вдохновило Распутина на создание рассказа?
-А вот как он сам ответил на этот вопрос: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
-Давайте вспомним, сколько значений у слова урок? (У В.Даля Урок 1- срочная задача ученику или рабочим. 2 – назиданье, вперед наука). Как в русском языке называются такие слова? (многозначные). В каком значении употреблено слово урок в названии рассказа?
Обращение к эпиграфу.
«Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». В.Г.Распутин.-О чем эпиграф? Какими хочет видеть вас, молодое поколение, автор?
Физминутка для глаз.
Практическая деятельность.
Работа в парах. Написать синквейн по рассказу «Уроки французского».
Заслушивание творческих работ.
Итог урока.
-Что вы сегодня узнали нового?
Творчество Распутина привлекает читателей тем, что в его произведениях рядом с обыденным, бытовым присутствуют духовные ценности, нравственные законы, противоречивый внутренний мир героев. Автор убеждает нас в том, что у каждого человека есть неисчерпаемый запас добра.
Молодая учительница – человек большой души. Она своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества.
Сегодня мы назвали некоторые приметы послевоенного времени. Работу с рассказом вы продолжите на следующем уроке.
Рефлексия.
Заполнение таблиц.
Подчеркни нужное в правой части таблицы.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / усталстало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
Спасибо за урок.