Игровые технологии как средство повышения мотивации на уроках географии.


Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе. При этом любая игра несёт и познавательную или развивающую нагрузку, используется на определённом уроке или при изучении конкретной темы.   
Мною разработаны и применяются на уроках следующие географические игры:
«Географическое домино»
Игра проводится в виде соревнования между рядами.
Изготавливаются наборы крупных карточек по принципу «домино». На левой стороне карточки написан (или изображён) объект (допустим «). Цель игры: выстроить всю цепочку, правильно подбирая признак к предыдущему в цепочке объекту. Ученики каждого ряда из разложенных на партах карточек(по числу парт), собирают свою цепочку и прикрепляют карточки на магнитной доске. Затем проходит взаимопроверка.
Созданы подобные наборы по темам:
«Тело и вещество» -5кл
«Географические координаты»-6 кл «Объекты природных районов России»-8кл
Фрагмент выстроенной цепочки по теме: «Характерные признаки материков» -7кл
-11239546355
«Составь слово»
Двум командам раздаются наборы одинаковых букв (каждая буква на карточке размер А6) по числу участников (не более 10). У каждого играющего в руках одна карточка. Меняться карточками нельзя. Учителем заранее составляются слова географической тематики из букв данного набора. Я зашифровываю загадки в виде двустиший, чтобы ученикам было легче догадаться по рифме.
Учитель читает загадку.
Цель игры: выстроить правильный ответ из букв-учеников.
Тема: Части гидросферы.
Набор букв: М, А,Т,Е,Р,И,К,П,О,Н.
В океане он возник
Участок суши - ……… (материк)
Часть океан - решили мы в споре
Называется просто - ….. (море)
Она «бежит» издалека,
Течёт, торопится …… (река)
Греет Солнце как пожар
Превращает воду в …….(пар)
Если в главную реку впадает поток
Мы его назовём без сомненья …. (приток)
Для климата смягченья данПланете нашей …(океан).
«Отправь письмо»
На доске прикреплены конверты (адресат написан крупными буквами).
В класс раздаётся множество карточек, на которых «послания» для одного из адресатов.
Например: адресат – экономический район, письмо – промышленные центры,
адресат – природная зона, письмо – картинки животных или растений (6,8 кл);
адресат – планета, письмо – особенные признаки планеты (5 кл.);
адресат – материк, письмо – географический объект (река, горная система, озеро, пустыня…) (7 кл)Учащиеся выходят к доске при необходимости комментируют ответ. Учитель может оценить степень усвоения материала всем классом в целом или выставить индивидуальные оценки за наиболее полные комментарии.
Можно провести игру между рядами. Тогда для каждого ряда должны быть подготовлены карточки разных цветов, чтобы легче было отследить ошибки в «работе почты».
«Выгодный обмен»
Каждый играющий получает несколько (5-8) карточек – характеристик разных географических объектов. Например, 5 карточек, на которых надпись или картинка (возможно и то и другое)с географическими понятиями: Эвкалипт, туарег, Бразилия, Маккензи, панда. У других учеников –другие наборы, но слова относятся к тем же пяти материкам (в данном случае это: Австралия, Африка, Юж. Америка, Сев. Америка и Евразия.
Учащиеся перемещаясь по классу создают временные пары, в которых обмениваются карточками.
Цель игры: Собрать набор карточек, характеризующий только один географический объект (в данной игре все карточки должны содержать характеристики только одного материка).
Пример: Набор карточек для одного ученика. 7кл.
Изучение природы материков.
-120015175895
«Географический волейбол»
Динамичная форма опроса, заменяющая скучный (для остальных) индивидуальный опрос при изучении географической номенклатуры, держащая в тонусе весь класс, при этом позволяющая отдохнуть и получить положительные эмоции.
Учитель бросает надувной (лёгкий и не слишком сильно надутый мяч) кому-либо из учеников, произнося название объекта. Ученик должен вернуть мяч учителю, подобрав ответ, согласно заранее предложенным правилам игры.
Например: географический объект – материк Кордильеры – Северная Америка) - 6 кл.; название объекта – тип объекта (Мадагаскар – остров) – 7 кл.;
столица – субъект Российской Федерации (Майкоп – Адыгея) – 9 кл.;
страна – её группа в типологии стран ( Канада – «большая семёрка» ) 10 кл.
«Собери команду»
Каждому ученику вручается карточка с картинкой или текстовой информацией. Карточки характеризуют 4-5 тем общей направленности.
Например: итоговый урок по теме: «Страны Европы». Карточки созданы по 4-м ведущим странам Европы (по 6 на каждую страну).
Цель игры: Рассматривая карточки, определить их принадлежность к определённой стране и собраться вместе игрокам, у которых карточки, характеризующие одну страну.
Данная команда собралась вместе, т.к. все карточки содержат характеристику Великобритании.
153612636
           
«Географическая зарядка»
Проводится в 6 кл. при закреплении темы: Градусная сеть.
Цель игры: Закрепить усвоение понятий: параллель и меридиан.
Учитель предлагает учащимся выбрать жест, которым можно показать параллель, затем меридиан. Так как направления этих линий соответствует основным направлениям сторон горизонта, класс приходит к следующему соглашению;
49530217170
- изображение меридиана
4953034925
- изображение параллели.
Игра проводится с закрытыми глазами. Ученики стоят в проходах между рядами. Учитель называет признак одной из линий градусной сетки и медленно считает до 3-х. По счёту «3» все ученики одновременно показывают ответ соответствующим жестом.
Допустившие ошибку (их имена называет учитель), садятся и продолжают игру сидя. Оставшиеся стоять до конца игры (то есть те, кто не допустил ни одной ошибки, получают отличные отметки.Примерные вопросы:
Её называют полуденная линия. (меридиан)
Все эти линии имеют одинаковую длину. (меридиан)
К этим линиям относится экватор.(параллель)
Длина дуги равна 360 градусов. .(параллель)
Их величина уменьшается при приближении к полюсам. .(параллель)
Они направлены с севера на юг. (меридиан)
Они показывают широту точки. .(параллель)
Длина дуги равна 180 градусов. (меридиан)
«Общий ответ»
Игра проводится на этапе закрепления или проверки знаний.
Каждому из шести вариантов (вариант – сидящие друг за другом ученики одного ряда) вручается чистый листок. Каждый ученик записывает один элемент какого либо множества и передает листок сидящему сзади.
Выигрывает команда, заполнившая листок быстрее и правильнее других.
Примеры: планеты Солнечной системы (5кл);
страны определённого региона (10-11 кл);
промышленные центры экономического района (9 кл);
реки России (8кл.). и.т.п.
В отдельных случаях для повышения мотивации возможно выставление одинаковой отметки всему ряду (5 –победителям). Обычно я выдаю победителям по жетону, который является «заделом» для оценки в конце урока.