Выступление на мастер-классе Применение метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ в 5-6 классах


Мастер-класс
«Использование метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ»
Плотниковой Светланы Викторовны,
учителя информатики и ИКТ МОУ СОШ п.Верхнемарково“Самое главное в жизни –
это собственный опыт”В. Скотт
Цели:
1.​ Познакомить коллег с опытом использования метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ в 5-6 классах.
2.​ Развитие интереса к процессу познания на уроках информатики.
3.​ Воспитание культуры труда, формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Оборудование: набор учебно-методических материалов для изучения темы, раздаточный материал, мультимедиапроектор, ПК.
I.​ Активизация внимания
СЛАЙД 1Тренировка памяти
СЛАЙД 2
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Тема моего мастер-класс «Использование метода интеллект-картна уроках информатики и ИКТ».
- Вначале хочу получить информацию о ваших знаниях по этому вопросу.
- Вы знакомы с таким методом? Поднимите карточку-сигнал соответствующую выбранному пункту ответов.
При переходе к новой модели образования (ФГОС) больший акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся при рассмотрении теоретических и практических вопросов, на их умение применять полученные знания и усвоенные способы действий в различных учебных и жизненных ситуациях. Учитель при этом становится координатором и научным руководителем познавательной деятельности школьников.
Одним из способов решения вопроса перевода учащихся к самостоятельной деятельности является работа с конспектами. Наиболее рациональным примером конспекта является схема – или как я дальше буду ее называть «интеллект-карта».
СЛАЙД 3
Основатель методики интеллект-карт Тони Бьюзен.
Одним из основателей интеллект-карт является Тони Бьюзен. Бьюзен родился в Лондоне в 1942 году. В 1964 году Тони Бьюзен получил двойной диплом с отличием в области психологии, английского языка, математики и общих наук в Университете Британской Колумбии.
Тони Бьюзен создал своё собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap в декабре 2006 года.
Тони Бьюзен популярен как автор книг, касающихся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Он автор и соавтор 82 книг, в том числе четырех томов поэзии. Его работы «Книга интеллект-карт: разветвленное мышление», «Научите себя думать», «Подключай свою память», «Используй на полную мощность и тело, и дух», «Руководство по развитию способностей к учебе для будущего поколения» опубликованы более чем в 100 странах и переведены на 28 языков.
СЛАЙД 4
В начале 70-х годов прошлого века Тони Бьюзен, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, таких как Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс и др., пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Окончив школу на двойки, он всерьез задумался над вопросом «Почему я хуже других?». Узнав, что человек использует всего 5% головного мозга, он решил «заставить свой мозг работать». Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал “интеллект-карты” (”mind maps”). Метод “интеллект-карт” является графическим отображением естественных процессов мышления, в котором задействованы все ментальные способности.
Суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция – функция мышления, локализованная именно в этом полушарии. Интеллект-карта — это графическое выражение процесса мышления.
СЛАЙД 5
Области применения Интеллект-карт:
Обучениесоздание ясных и понятных конспектов;
максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.
Запоминание
подготовка к экзаменам;
запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…
Презентациивы за меньшее время даете больше информации,  при этом вас лучше понимают и запоминают;
проведение деловых встреч и переговоров.
Планированиеуправление временем: план на день, неделю, месяц, год…
разработка сложных проектов: нового бизнеса,…
Мозговой штурмгенерация новых идей, творчество;
коллективное решение сложных задач.
Принятие решенийчеткое видение всех «за» и «против»;
более взвешенное и продуманное решение.
По материалам статьи Е.А. Бершадской, М.Е. Бершадского «Технология интеллект-карт».
СЛАЙД 6
Основные направления применения интеллект-карт в образовании изображены на следующем рисунке, выполненном в стиле интеллект-карты
-Сегодня остановимся на некоторых аспектах применения этой технологии на уроках информатики и ИКТ. Надеюсь, что в ходе мастер-класса вы мысленно перенесете предложенные мной методы и приемы в свой педагогический опыт, и в конце мастер-класса вы поделитесь своими соображениями.
СЛАЙД 7
Использование метода интеллект-карт – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа. В интеллект-картах информацию представляют в виде схемы вместо того, чтобы писать логически связанный текст. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.
СЛАЙД 8
Создание интеллект-карты на готовой схеме- 5 класс- процесс закрепления материала: Можно дать задание- закрасить цветными карандашами основные элементы.
СЛАЙД 9
6 класс – создание схемы начинается в процессе объяснения материала и работы с учебником : Ментальная карта, созданная учеником в процессе выполнения учебного задания, представляет собой ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ. В основе создания которого лежит самостоятельное конструирование знаний. Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Выполнение деятельностных заданий создаёт условие для развития у учащихся не только продуктивных предметных результатов, но и способствует достижению личностных и метапредметных результатов
СЛАЙД 10
6 класс - визуализация процесса объяснения нового материала: Графический метод представления информации увлекает учащихся, позволяет им лучше запомнить и усвоить излагаемый материал. После занятия ученикам могут быть розданы черно-белые копии ментальной карты, представленной на занятии учителем, содержащие лишь ее остов, и, кроме прочего домашнего задания, - предложено заполнить их по памяти и раскрасить.
Объекты оценки
•​ отчет о деятельности учащегося;
•​ наблюдение за презентацией решения;
•​ наблюдение за работой в группе;
СЛАЙД 11
Использование схемы при подготовке домашнего задания.
Ученики должны обучиться использовать технологию, почувствовать её преимущества, а на это нужно время.
СЛАЙД 12
Шаблон карты
Ментальная карта может быть использована на любом этапе урока: и для активизации знаний учащихся, и в процессе отработки, и для закрепления материала. Всё зависит от цели и задач урока. Поэтому трудно сказать, что эта технология подходит для организации какого-то одного этапа. Можно включить работу с ментальной картой в разные этапы урока и найти самый удачный вариант. Метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Но, учитывая загруженность учителя ( согласитесь, у нас не всегда есть время для того, чтобы создавать качественные ЭОРы), и системно-деятельностный подход к обучению, положенный в основу ФГОС, в старших классах я предпочитаю второй вариант, когда ментальная карта составляется самими учащимися чаще в компьютерном варианте.
СЛАЙД 13
Этапы составления интеллект – карты
1.Кладем лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры
2.В центре картинкой или одним двумя словами обозначаем основное понятие. Обводим это понятие в рамку.
3.От центра объекта рисуем цветным карандашом ветви-основные, связанные с ним понятия, свойства, ассоциации о каждом понятии
4.Рисуя интеллект – карту, применяем как можно больше цветов. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом понятии.
5.От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек – развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
6.Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего порядка соединяем с главными ветвями.
8.Понятия разного порядка можно выделять разными цветами, в таком случае карту читать будет легко.
9.Смысловые блоки можно отделить цветными линиями.
СЛАЙД 14 -
Проверка
Цели и задачи выполнения учебного продукта
​ Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
​ Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения.
​ Развитие интереса к процессу познания на уроках информатики
СЛАЙД 15
Преимущества
Наглядность. Вся проблема оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Интеллект-карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой, семьей.
Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
СЛАЙД 16
Моя интеллект-карта - задание с курсов Эйдос по системно-деятельностному подходу к обучению.
СЛАЙД 17
 Рефлексия.
Я давно начала применять интеллект-карты на практике:
Для изучения нового материала
Для повторения ранее изученного
Презентации к выступлениям, докладам
Карточки для учащихся
По мере накопления опыта применения интеллект-карт я увидела неограниченные возможности их использования. В интернете предлагают сейчас специальные редакторы для оформления шаблонов ментальных карт.
- Уважаемые коллеги, подошел к концу наш мастер-класс. Спасибо вам за ваше активное участие в нем. Мне бы хотелось напоследок выяснить ваше впечатление от увиденного.
- Считаете ли вы эффективным использование такой методики в обучении учащихся на уроках информатики и ИКТ? Поднимите соответствующую карточку.
- Вы видите результат, а это значит - удалось на мастер-классе доказать эффективность использования метода интеллект-карт на уроках информатики.