Исследовательская работа Детство в табачном дыму

Оглавление.


Введение.
1. Актуальность тем
2. Проблема
3. Цель
4. Задачи изучения
5. Теоретическая значимость исследовательской работы
6. Практическая ценность полученных результатов
7. Предмет изучения
8. Объект изучения
9. Методы изучения
10. Гипотеза

Глава 1 ( Теоретическая часть).

1.1. Инклюзивное образование в России
1.2. Интеграция и инклюзия в образовании
1.3. Барьеры в образовании

Глава 2 ( Практическая часть).

2.1.Готовность школы к инклюзивному образованию
2.2. Готовность учащихся к обучению в условиях инклюзивного образования

Литература







Введение

Красота нашей Земли не перестает восхищать и удивлять! Прогуливаясь по лесам, полям, ощущая на себе тёплое прикосновения солнечных лучей, любуясь чистой и голубизной небосвода, слушая трель соловья – мы преклоняемся перед величием Природы. Счастье и радость переполняет нас! Мы делимся своей радостью, общаемся, гуляем, занимаемся спортом, посещаем театры и выставки. Стремимся получить образование, освоить специальность, найти свое место в этом мире. А всем ли людям доступно это? А как находят свое «место под солнцем» те, у кого есть проблемы со здоровьем? Те, кто в некоторой степени лишен этого, т.е. людях с ограниченными возможностями здоровья.
Перед такими людьми вырастают горы непонимания и отчужденности окружающих. Многие здоровые люди избегают общества людей с ограниченными возможностями, отказываются принимать их как равных. Наиболее уязвимы в этом отношении дети. Испытывая неприязнь со стороны остальных, они уходят в себя, избегают общения. Без должного внимания, в нежной и ранимой душе ребенка затаится обида на окружающих и даже на родителей, которая с возрастом может перерасти в ненависть. Отсутствие общения со сверстниками, специальных бытовых условий могут выбить ребенка из колеи. Но как, же дети приспосабливаются к этим условиям?

Актуальность темы
По оценкам ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн. инвалидов. По оценке Агентства социальной информации не менее 15 млн. (6 % населения)
Редко здоровых людей интересуют проблемы детей с ограниченными возможностями. С принятием нового Закона об образовании у нас возникли вопросы, о том как в нашей школе будут обучаться такие дети, насколько комфортно они будут чувствовать себя у нас. Мы выяснили, что вид совместного образования детей с разными возможностями носит название – инклюзивное образование. Насколько подготовлена наша школа для инклюзивного образования, как ребята относятся к совместной учёбе разных детей – вот основные вопросы на которые мы хотим найти ответы в данной работе.

Проблема
Заключается в том, что дети с ограниченными возможностями ограничены от социума.


Цель
нашей работы выяснить степень готовности школы 173 к инклюзивному образованию (соответствие технических параметров школы и психологическая готовность учащихся школы к совместному обучению)

Задачи исследования
Проанализировать литературу по данной теме.
Повести социологический опрос среди учеников МБОУ «Школа 173».
Проверить соответствуют ли технические параметры школы для обучения детей с ограниченными возможностями.

Теоретическая значимость исследовательской работы
Данная работа поможет выяснить:
- готовность нашей школы к инклюзивному образованию
-готовность наших учеников к совместному обучению с детьми с ограниченными возможностями.

Практическая ценность полученных результатов
Используя данные исследовательской работы можно попытаться найти пути решения проблем: адаптации детей ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении, толерантного отношения учащихся к детям данной категории.

Предмет изучения
Учащиеся школы – готовность наших ребят к совместному обучению с детьми ограниченными возможностями

Объект изучения
Здание школы - соответствие технических параметров школы к инклюзивному образованию
Учащиеся школы – психологическая готовность к принятию детей с ограниченными возможностями

Методы исследования
Метод изучения научной, публицистической литературы, ресурсов интернета.
Проведение социологического исследования методом анкетного опроса.
Измерение параметров здания школы.

Гипотеза.
Ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей в социальной адаптации.

Глава 1 (Теоретическая часть).

Инклюзивное образование в России
По тому, как общество относится к детям-инвалидам, как организована система социальной защиты этой общественной группы, считает Э.Р. Калимуллина, можно судить о состоянии и социальном здоровье общества в целом. Каждый ребенок, появляясь на свет сталкивается со множеством трудностей: освоение окружающего пространства, установление контакта с природой, людьми и т.д. Особенно сложно это сделать ребенку, с ограниченными возможностями.
На первый взгляд, основными для него являются проблемы, связанные с его здоровьем, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.
Происходит нарушение связи ребенка с миром, ограничение мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема - следствие не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.
Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи.
На стыке XX и XXI веков заметно усилился широкомасштабный процесс реформирования мировой педагогической системы в направлении от дифференциации специального образования к его интеграции с общим образованием. Инклюзивный подход стал рассматриваться как основополагающий элемент всего движения за образование для всех. Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Конвенция – первый документ о правах человека в новом тысячелетии – должна принести концептуальные изменения в отношении к инвалидам, ибо она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод. Документ закрепляет социальный подход к инвалидности, каждая его статья направлена на защиту от дискриминации и на включение инвалидов в общество.
Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении лиц с нормативным развитием и имеющих ограниченные возможности здоровья, когда все участники образовательного процесса учатся жить вместе, постепенно стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все учащиеся, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования, и обучаются вместе со своими сверстниками в учебных заведениях, учитывающих их особые образовательные потребности. Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества.

1.2.Интеграция и инклюзия в образовании
Интеграционные процессы (включая инклюзию), происходящие в мировом сообществе во всех сферах человеческой деятельности, ставят первоочередной задачей включение лиц с ограниченными возможностями в социокультурную деятельность.
«Во-первых, подлинная интеграция предполагает создание в общеобразовательной школе оптимальных условий для каждого ученика с особыми потребностями. Перемещение же ученика из специальной школы, имеющей все необходимое оборудование, а главное – штат квалифицированных специалистов, в неприспособленную для него общеобразовательную школу не имеет ничего общего с интегративным подходом к организации образования, соответствующего возможностям и особым потребностям ребенка. Формальная интеграция является новой скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, то в действительности нарушается его право на качественное образование. В этом случае положение ребенка не только не улучшается, но и ухудшается.
Во-вторых, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития отечественной системы специального образования, интеграция не должна подменять систему специальных образовательных учреждений, поскольку она является лишь одним из подходов к образованию детей с нарушениями развития, которому предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими – традиционными и инновационными.
Интеграция не должна противопоставляться системе специального образования, она является детищем специальной педагогики, так как введенный в общеобразовательную среду ребенок остается под ее патронатом: либо учится в специальном классе (группе) при массовом учреждении, воспитываясь в смешанной дошкольной группе, либо обязательно получает коррекционную помощь, учась в обычном классе (группе).
Смысл интеграции состоит не в том, чтобы противопоставить две образовательные системы – массовую и специальную, а в том, чтобы сблизить их, сделать проницаемыми границы между ними, обогатить общую педагогику достижениями специальной.

1.3.Барьеры в образовании
Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми
образовательными потребностями. Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика – физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.). Перед школой со стандартным нормативным финансированием стоит финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки.
Но еще более значимыми оказываются барьеры, возникающие в результате взаимоотношений учеников и социальных контекстов их бытия, – барьеры социальных отношений. Иначе их называют «отношенческими» или социальными барьерами. Социальные барьеры не имеют внешнего, «архитектурного» выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами. Их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной социальной политике, в сложившейся системе законодательства. Примерами таких барьеров могут быть существующие профессиональные установки учителей общего и специального образования, негибкая система оценивания достижений учащихся, недостаточность
существующей нормативно-правовой базы и т.д. Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии.
Чтобы устранить барьеры на пути развития инклюзивного образования, необходимо:
не только изменить физическую среду школы, города/села и транспорта для
достижения «архитектурной» и «транспортной» доступности;
не только увеличить финансирование для обеспечения специальной поддержки ученику с особыми образовательными потребностями;
но и, в первую очередь, устранять социальные барьеры: постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы общеобразовательных и специальных школ.

Глава 2 (практическая часть)

2.1.Готовность школы к инклюзивному образованию
Наша школа № 173 была построена в 1974 году, это типовое двухэтажное здание. Для определения степени приспособленности архитектуры школы к обучению детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, мы использовали брошюру, созданную региональной общественной организацией «Перспектива», где прописаны основные требования к техническому и архитектурному оснащению школы. Данные наших исследований мы приводим в таблице (приложение №2).
Выводы: Проанализировав, архитектурные особенности и техническую оснащённость школы мы пришли к выводу, что школа совершенно не приспособлена для учёбы детей с болезнями опорно-двигательного аппарата, но доступна для детей с заболеваниями слуха, соматических заболеваний. Первая сложность войти в школу: узкий пандус, отсутствие поручней; вторая сложность: двери (их три) открываются на себя; третья: высокие порожки 7см и 10см, коляска не въедет на него. В гардероб он не попадет, дверной проем узок, а крючки находятся высоко – не достанет. По коридору первого этажа ребенок сможет передвигаться только в коляске, отсутствуют поручни. В столовую попадет, но расстояние между столами узкое, поесть за столом не сможет. В учебном кабинете ребенку будет очень сложно: проехать в инвалидной коляске между рядами сможет, но параметры ученической зоны, высота доски, ширина прохода между партами не соответствуют требованиям. В туалете имеются высокие и узкие ступеньки, пользоваться им ребенок тоже не сможет.
Кроме того в школе отсутствует штатный медработник, а это тоже проблема, особенно если в школе будут учиться дети с проблемами здоровья.

2.2. Готовность учащихся к обучению в условиях инклюзивного образования
Для того чтобы выяснить психологическую готовность учащихся школы к совместному обучению с детьми с ограниченными возможностями, мы использовали небольшую анкету и провели социологический опрос среди учащихся МБОУ «Школа 173», всего в анкетировании приняло участие 100 респондентов.
Вывод: Подводя итоги анкетирования, мы пришли к выводу, что наши учащиеся психологически готовы к совместному обучению с детьми ограниченными возможностями здоровья. Более того, большая часть считает, что это необходимо как им самим, так и детям с ограниченными возможностями. Ребята считают, что детям с ограниченными возможностями будет сложно в обычной школе, но они готовы помочь адаптироваться им.

Заключение.
Инклюзивное образование как часть системы образования позволяет полнее удовлетворять права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь. При этом не существует инклюзивных школ как нового типа школ – существуют школы, реализующие практику инклюзивного образования.
Образовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы. Но это не означает, что система специального (коррекционного) образования должна быть упразднена. Данная система обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям право выбора образовательного учреждения. Кроме того, огромный потенциал системы специального образования является важным информационным и методическим ресурсом для системы общего образования, переходящей на принципы инклюзии.
Инклюзивное образование нужно нашему обществу, чтобы каждый человек мог реализовать свои возможности, не быть одиноким, не чувствовать себя изгоем. Это нужно и здоровым детям т.к. общение с другими детьми поможет стать толерантными, научиться уважать и помогать другим личностям. Но наши исследования показали, что на данный момент дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в силу архитектурных особенностей школы и отсутствием технических приспособлений пока не имеют возможностей для обучения в массовой школе. Эту проблему, к сожалению, отдельная школа решить не сможет. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, ребенку с ограниченными возможностями трудно проявить себя из-за неравенства возможностей в социальной адаптации. Материально-техническая степень готовности школы к инклюзивному образованию низкая, но учащиеся нашей школы психологически готовы помогать адаптироваться детям с ограниченными возможностями к условиям обучения в массовой школе.

























Литературы

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009 - № 4. - ст. 445.
2. Конвенция о правах инвалидов (Принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной АссамблеиООН) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=37511.
3. Аргунова, Т.П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации. [Текст] / Т.П. Аргунова // Наука и образование. – Якутск, 2009. – № 1. – С. 109 – 115.
4. Инклюзивное образование в Европе и России: опыт, проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 24 сентября 2008 г.) / Под ред. Л.Н. Давыдовой. Астрахань, 2009.
5. Жаворонков Р.Н., Электронный журнал: «Психологическая наука и образование» №4 2011г [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Калимуллина, Э.Р. Проблемы правового обеспечения социальной политики в отношении детей с ограниченными возможностями [Текст] / Э.Р. Калимуллина // Россия и Башкортостан: историко-социальное взаимодействие. Материалы всероссийской конференции. – Уфа, 2007. - С.68 -72.
7. Малофеев Н.Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2007. Вып. 11. http:// almanah.ikprao.ru/articles/almanah-11/spochemu-integracija-v-obrazovanie-zakonomerna.-С. 28-32
8. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дисс. докт. пед. наук. М., 1996.Электронный журнал «Психологическая наука и образование»www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2011, № 4- С. 46-48
9. « Инклюзивное образование в России» материалы детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) МГППУ 2011г http://www.gosbook.ru/node/40800

10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Оборудование в школах для детей инвалидов.
11. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 Калимуллина, Э.Р. Проблемы правового обеспечения социальной политики в отношении детей с ограниченными возможностями [Текст] / Э.Р. Калимуллина // Россия и Башкортостан: историко-социальное взаимодействие. Материалы всероссийской конференции. – Уфа, 2007. - С.68 -72.
 Р.Н. Жаворонков, Электронный журнал: «Психологическая наука и образование» №4 2011г [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009 - № 4. - ст. 445.
 Конвенция о правах инвалидов (Принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=37511.
 Развитие инклюзивного образования в России на современном этапе: социально-правовые аспекты Р.Н. Жаворонков,Электронный журнал: «Психологическая наука и образование» №4 2011г[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дисс. докт. пед. наук. М., 1996.Электронный журнал «Психологическая наука и образование»www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2011, № 4

 « Инклюзивное образование в России» материалы детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) МГППУ 2011г http://www.gosbook.ru/node/40800

 Оборудование в школах для детей-инвалидов.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 Инклюзивное образованиев России© Детский фонд ООН (ЮН ИСЕФ), 2011 г.Отпечатано в типографии ООО «БЭСТ-принт»107023, Москва, http://www.gosbook.ru/node/40800


























13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14115