Рабочая программа по немецкому языку для 9 класса

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа к учебному курсу И.Л. Бим, Л.В. Садомова «Немецкий язык. Шаги 5.» для 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта по иностранным языкам, примерной образовательной программы по немецкому языку и авторской программы И.Л. Бим Немецкий язык 5-9 классы.
Учебно-методический комплект по немецкому языку для 9 класса И.Л Бим «Немецкий язык» предназначен для базового курса обучения и обеспечивает достижение учащимися государственных стандартов в овладении немецким языком, курс рассчитан на 5 лет обучения (5-9 классы).
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа из расчета 3 часа в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.
Данный УМК соответствует требованиям учебной программы к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся на начальном этапе обучения немецкому языку и включает в себя компоненты федерального государственного стандарта общего образования по иностранному языку. Все составные части этого УМК имеют гриф «Допущено Министерством образования РФ».
Данный курс изучения немецкого языка направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями учащихся, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира. Курс ориентирован не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовывать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Учебный предмет «Иностранный язык» является средством познания языка, родной культуры, а это, в свою очередь, предопределяет цель обучения английскому языку как одному из языков международного общения.
Изучение немецкого языка на данной ступени образования направлено на достижение следующих целей:
Образовательная
Развитие у школьников коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
Речевая компетенция предполагает
развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме.
Языковая компетенция
овладение новыми языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими, грамматическими, орфографическими) в соответствии с тематикой, проблематикой и ситуациями общения, отобранными для основной школы,
расширение базовых знаний о системе изучаемого языка, разных способах выражения мысли на родном и немецким языках.
Социокультурная компетенция предполагает знакомство с основными сведениями о Германии:
исторически сложившиеся части страны, их народонаселение, столицы, крупные города, символы страны, ее достопримечательности;
элементы детского фольклора, герои сказок и литературных произведений, пословицы и поговорки;
отдельные исторические личности, известные люди;
некоторые особенности быта немцев, их еда досуг;
Лингвострановедческая компетенция предполагает знакомство с
знакомство с этикетом во время приветствия и прощания, основными формулами вежливости;
правилами заполнения различных форм и анкет, порядком следования имен и фамилий, правилами обозначения дат, различными способами обозначения времени суток;
спецификой употребления местоимений.
Компенсаторная компетенция связана с развитием умений выходить из положения в условиях дефицита языковых и речевых средств при получении и передаче информации
умение запроса информации о значении незнакомых/забытых слов для решения речевой задачи говорения;
умение обратиться с просьбой повторить сказанное в случае непонимания в процессе аудирования;
умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой для понимания значений лексических единиц при чтении и аудировании.
Учебно-познавательная компетенция предполагает дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление учащихся с рациональными способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий
внимательно слушать учителя и реагировать на его реплики в быстром темпе в процессе фронтальной работы группы;
работать в парах;
работать в малых группах;
работать с аудиозаписью;
работать с рабочей тетрадью в классе и дома;
делать рисунки, подбирать иллюстрации, делать надписи для использования в процессе общения на уроке;
принимать участие в разнообразных играх, направленных на овладение речевым и языковым материалом;
инсценировать диалог, с использованием элементарного реквизита для создания речевой ситуации.




Содержание тем учебного курса
(102ч. 3ч. в неделю)
1. Ferien, ade! (Kleiner Wiederholungskurs)
Где и как ты провел летние каникулы? Каникулы в Австрии. Места отдыха в Германии. Что ты делал этим летом? Школа в Германии. Международная школа. Немецкоговорящие страны.

2. Bьcher und Ferien. Gehцren sie zusammen?
Что читает немецкая молодежь? Стихотворение Г.Гессе «Книги». Отрывок из романа Г. Фаллады «В те далекие детские годы». Стихотворения Гете, Шиллера, Гейне. Отрывок из романа М. Пресслер «Горький шоколад». Комиксы. В книжной лавке. Книголюбы. Книжные каталоги. Литературные жанры. Серии картинок Г.Бидструпа. Книги, которые я охотно читаю. Последняя книга. Украденные часы. Книги по экономике.

3. Die heutige Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?
Расслоение молодежи на подкультуры. Что сегодня важно для молодежи? Проблемы молодежи. Молодежь и общество. Стремление к индивидуальности. Современная молодежь. Конфликты с родителями. Чего боится современная молодежь? Отношения с родителями. Проблемы насилия. Телефон доверия. Взрослые о молодежи. Советы психолога. Отрывок из романа М. Пресслер «Горький шоколад».

4. Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit Berufswahl?
Система образования в Германии. Профессиональная подготовка в школах Германии. Двойственная система профессиональной подготовки в Германии. Требования к профессиональной подготовке. Перспективные профессии. Журналы «Juma», «Tip» о выборе профессии. 100 крупнейших предприятий Германии. Сельскохозяйственные профессии. Поворот в судьбе благодаря другу. Что важно при выборе профессии? Твои планы на будущее. Профессии немцев. Революция в повседневной жизни. О профессии стюардессы мечтают многие. Ничто не дается даром. Г. Шлиманн и его мечта о Трое.

5. Massenmedien. Ist es wirklich die vierte Macht?
Задачи средств массовой информации. Немецкие газеты и журналы. Немецкие газеты “Die Zeit”, “Rheinischer Merkur”. Программа телепередач. О вредных пристрастиях. Как Денис проводит свое свободное время? Школа и интернет. Радио «Немецкая волна». Проект «Газета в школе». Что думают члены одной семьи о СМИ? Телевидение: за и против. Компьютер. Письмо психологу.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

              Ученик должен
             знать:
значения лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения;
значение изученных грамматических явлений (видовременные формы глагола, условное наклонение, косвенная речь, согласование времён);
страноведческую информацию из аутентичных источников;
             уметь:
             говорение
вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;
рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения;
создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран/страны изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;
аудирование
понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом языке в различных ситуациях общения;
понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами, выборочно извлекать из них необходимую информацию;
оценивать важность/новизну информации, определять своё отношение к ней;
            чтение
читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной цели;
            письменная речь
описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности;


   
   использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для успешного взаимодействия в различных ситуациях общения; соблюдения этикетных норм межкультурного общения;
расширения возможностей в использовании новых информационных технологий в профессионально-ориентированных целях;
расширения возможностей  трудоустройства и продолжения образования;
обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.
Учебно-тематический план
Учебно – тематическое планирование
по немецкому языку

Класс ___9_____________
Учитель Жигалина М.С.
Количество часов - 102ч.
Всего ___102__ час; в неделю __3__ час.
Плановых контрольных уроков ___
Планирование составлено на основе _ Программы основного общего образования по нем.яз.. 9класс (Немецкий язык9 класс» (И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 2005).
Учебник Немецкий язык.9 класс» (И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 2005).


Учебно-тематический план


Тема
Количество часов
Контрольные работы

1
Ferien, ade! (Kleiner Wiederholungskurs)
9


2
Bьcher und Ferien. Gehцren sie zusammen?
24
1

3
Die heutige Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?
24
1

4
Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit Berufswahl?
30
1

5
Massenmedien. Ist
· es wirklich die vierte Macht?
24
1


Итого:
102
4








Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
ИКТ




План
Факт



Тема:Ferien, ade! (Wiederholungskurs) (9 часов)





1
Где и как ты провел летние каникулы?
1


Презентация на тему: Где и как ты провел летние каникулы?

2
Каникулы в Австрии
1




3
Места отдыха в Германии
1




4
Что ты делал этим летом?
1




5
Школа в Германии
1


Презентация на тему: Школа в Германии

6
Развитие навыков и умений аудирования
1




7
Международная школа
1




8
9
Немецкоговорящие страны
Немецкоговорящие страны
1

1





Тема 1 – Ferien und Bucher. Gehoren sie zusammen? – 28 часов












10
Что читает немецкая молодежь?
1




11
Стихотворение Г. Гессе «Книги»
1


Презентация на тему: Г. Гессе «Книги»

12
Отрывок из романа Г.Фаллады «В те далекие детские годы»
1




13
Стихотворения Гете, Шиллера, Гейне
1




14
Отрывок из романа М.Пресслер «Горький шоколад»
1


Презентация на тему: М.Пресслер «Горький шоколад»

15
Комиксы
1




16
В книжной лавке
1




17
18
Развитие лексических навыков и умений
Развитие лексических навыков и умений
1

1




19
Книголюбы
1


Презентация на тему: Книголюбы

20
Книжные каталоги
1




21
Литературные жанры
1




22
Серии картинок Г.Бидструпа
1


Презентация на тему: Г.Бидструпа

23
Книги, которые я охотно читаю
1




24
Развитие навыков и умений аудирования
1




25
Развитие  грамматических навыков и умений
1




26
Развитие  грамматических навыков и умений
1




27
Развитие  грамматических навыков и умений
1




28
Развитие  грамматических навыков и умений
1


Презентация на тему: Развитие  грамматических навыков и умений

29
Развитие навыков и умений диалогической речи
1




30
Развитие навыков и умений монологической устной речи
1




31
Последняя книга
1




32
Украденные часы
1




33
Книги по экономике
1




34
35
Систематизация и повторение яз. и реч. материала §1
Систематизация и повторение яз. и реч. материала §1
1

1


Презентация на тему: Систематизация и повторение яз. и реч. материала §1


36
Проверочная работа по языковому и речевому материалу §1
1




37
Анализ проверочных работ, работа над ошибками
1





Тема 2 – Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie? – 21 час.





38
Расслоение молодежи над подкультуры
1


Презентация на тему: Расслоение молодежи над подкультуры

39
Что сегодня важно для молодежи?
1




40
Проблемы молодежи. Молодежь и общество.
1




41
Стремление к индивидуальности
1




42
Современная молодежь
1




43
Конфликты с родителями
1


Презентация на тему: Конфликты с родителями

44
45
Развитие лексических навыков и умений
Развитие лексических навыков и умений
1

1




46
Чего боится современная молодежь?
1




47
Отношения с родителями. Проблемы насилия.
1




48
49
Развитие  грамматических навыков и умений
Развитие  грамматических навыков и умений
1

1




50
Телефон доверия
1




51
Взрослые о молодежи
1




52
Советы  психолога
1




53
Отрывок из романа М.Пресслер «Горький шоколад» (1 ч.)
1


Презентация на тему: Отрывок из романа М.Пресслер «Горький шоколад» (1 ч.)

54
Отрывок из романа М.Пресслер «Горький шоколад» (2 ч.)
1




55
56
Систематизация и повторение языкового и речевого материала
Систематизация и повторение языкового и речевого материала
1

1




57
Проверочная работа по языковому и речевому материалу
1




58
Анализ проверочных работ, работа над ошибками
1





Тема III – Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht es mit Berufswahl?  -  24 часа





59
Система образования в Германии
1


Презентация на тему: Система образования в Германии

60
Профессиональная подготовка в  школах Германии
1




61
Двойственная система профессиональной подготовки в Германии
1




62
Требования к профессиональной подготовке
1




63
Перспективные профессии
1




64
Журналы „Juma“, „Tip“ о выборе профессии
1




65
Развитие лексических навыков и умений
1


Презентация на тему: Развитие лексических навыков и умений

66
100 крупнейших предприятий Германии
1




67
Развитие  грамматических навыков и умений
1




68
Развитие  грамматических навыков и умений
1




69
Развитие  грамматических навыков и умений
1




70
Сельскохозяйственные профессии
1


Презентация на тему: Сельскохозяйственные профессии

71
Поворот в судьбе благодаря другу.
1




72
Что важно при выборе профессии?
1




73
Твои планы на будущее
1




74
Профессии немцев
1




75
Революция в повседневной жизни
1




76
О профессии стюардессы мечтают многие
1




77
Ничто не дается даром
1




78
Г.Шлиманн и его мечта о Трое
1




79
Систематизация и повторение языкового и речевого материала
1




80
Проверочная работа по языковому и речевому материалу
1




81
Анализ проверочных работ, работа над ошибками
1






Тема IV   -  Massenmedien. Ist es wirklich die vierte Macht?  - 23 часа





82
Задачи средств массовой информации
1


Презентация на тему: Задачи средств массовой информации

83
Немецкие газеты и журналы
1




84
Нем. газеты „Die Zeit“, „Rheinischer Merkur“
1




85
Программа телепередач
1




86
Телевидение или книга?
1




87
О вредных пристрастиях
1




88
Как Дэнис проводит свое свободное время?
1




89
Школы и Интернет
1




90
Радио «Немецкая волна»
1




91
Развитие навыков и умений аудирования
1




92
Проект «Газета в школе»
1




93
Развитие  грамматических навыков и умений
1


Презентация на тему: Развитие  грамматических навыков и умений

94
Развитие  грамматических навыков и умений
1




95
Развитие  грамматических навыков и умений
1




96
Что думают члены одной семьи о СМИ?
1


Презентация на тему: Телевидение: за и против.

97
Телевидение: за и против.
1




98
Компьютер
1


Презентация на тему: Систематизация и повторение языкового и речевого материала

99
Письмо психологу
1




100
Систематизация и повторение языкового и речевого материала §4 
1


Презентация на тему: Систематизация и повторение языкового и речевого материала

101
Проверочная работа по языковому и речевому материалу §4
1




102
Анализ проверочных работ, работа над ошибками
1





Итого
102ч





Перечень учебно-методического обеспечения

учебник «Немецкий язык. Первые шаги для 9 класса (в двух частях)» Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., М.: «Просвещение»,2007.
диск с текстами из учебника, текстами для развития навыков понимания на слух и фонетическими упражнениями.
рабочая тетрадь с заданиями в двух частях (А и Б) Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., ., М.: «Просвещение», 2007.
книга для учителя, составленная авторами Бим И.Л., Рыжовой Л.И., Садомовой Л.В.
Разрезные карточки 2-11 классы, составитель Черникова С.А.
Журнал ИЯШ в школе
Журнал Методическая копилка
Интернет - ресурсы

Список литературы (основной и дополнительной)

1. Бим И.Л. Шаги 5: Учеб. нем. яз. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ И.Л. Бим, Л.В. Садомова. Книга для чтения/Авт.-сост. О.В. Каплина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 272 с. 2. Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Шаги 5. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для учащихся общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение,2009.
3. Бим И.Л., Садомова Л.В., Жарова Р.Х. Немецкий язык. Книга для учителя. 9 класс: Пособие для общеобразоват. учреждений. - – М.: Просвещение, 2001г.
4. Бим И.Л. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л. Бим. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ И.Л. Бим, Л.В. Садомова. – М.: Просвещение, 2011. – 125 с.
5. Немецкий язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику И.Л. Бим, Л.В. Садомовой/ авт.-сост. О.Л. Лемякина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 127с.
6. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.






Приложения к программе
Приложение 1.
Темы для проектов

Галерея писателей
Проблемы молодежи
Перспективные профессии
Газета в школе


Приложение 2

Kontrollarbeit zum Thema “Die heutigen Jugendliche. Welche Probleme haben sie?”



Переведите слова
widersprьchlich schwдnzen
die Gewalt zielbewusst
die Droge vertrauen

Соедините предложения, используя инфинитивный оборот stattzu

Sie gingen fort (uns helfen)
___________________________________________________________________________
Er las nur den ersten Teil (den ganzen Tag lesen) ___________________________________________________________________________

Er legte nur Hefte in die Mappe ( die Lehrbьcher nehmen)
__________________________________________________________________________

Ich gehe in die Schule zu Fuss (mit der U-Bahn fahren)
___________________________________________________________________________

Ute plauderte mit der Freundin (in die Bibliothek gehen)

Вставьте um, ohne или statt.

Man muss viel arbeiten, ______ gute Kenntnisse zu bekommen.
Der Sohn hцrte Musik, ______ den Aufsatz zu schreiben.
_____ auf die Krim zu fahren, haben wir diesen Sommer auf dem Lande verbracht.
_____ schlafen zu gehen, las er weiter.
_____ zu denken, antwortete er schnell.

Переведите предложения

1. Ьber ihre Probleme sprechen die jungen Leute am liebsten mit dem besten Freund oder mit der besten Freundin, statt den Eltern darьber zu erzдhlen. 2. In vielen Familien gibt es bis heute viele Tabu-Themen vor allem Liebe und Sexualitдt. Darum besprechen Jungen und Mдdchen diese Themen mit den Freunden oder Psychologen, statt mit den Eltern darьber zu sprechen.
3. Die Mutter macht Krach, statt ruhig mit dem Mдdchen zu sprechen. 4. Erwachsene wollen immer recht haben. 5. Sie wollen sich die Jugendlichen nicht anhцren und ihre Meinung akzep-tieren. 6. Wer schwдnzt oft den Unterricht?

15