Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тюменцевская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
Программа
психолого-педагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья
Составитель:
учитель Рыбникова Наталья Викторовна,
первая квалификационная категория

Тюменцево 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Специфика работы с учащимися данной категории
Цель программы
Задачи программы
Методы
Планируемые результаты
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
Диагностическая работа
Консультативная работа
Коррекционно-развивающая работа
РАБОТА СЛУЖБ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ:
Психологическое сопровождение
Логопедическое сопровождение
Социальное сопровождение
Медицинское сопровождение
Педагогическое сопровождение
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 АНКЕТА учащегося (общие сведения)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2Диагностика умений, входящих в блок жизненно значимых компетенции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Диагностика успешности ребенка по особенностями его развития
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 План психологического сопровождения
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 План логопедического сопровождения
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 План социального сопровождения
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 План медицинского сопровождения
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 План педагогического сопровождения
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Комплексный план сопровождения семьи учащегося
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
На современном этапе среди вопросов, связанных с модернизацией основного образования, пристальное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья.
Это подчеркивается в Федеральном Законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте, где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Отсюда, образование лиц с ОВЗ является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Проблема обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной, поскольку число таких детей за последние время резко возросло. В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются практически в каждой школе. Отставание в развитии когнитивных функций, недостаточная сформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы, отклонения в поведении и состоянии здоровья осложняют социализацию учащихся данной категории.
Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития.
Специфика работы с учащимися данной категории
Психолого-педагогическое сопровождение детей данной категории включено в сложную многоуровневую систему и является важным звеном в системе их реабилитации. Очень важно учащимся оказать не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и организовать целенаправленную работу по обеспечению условий для коррекции и развития личности, защите прав учащихся, а также дальнейшей успешной социализации в обществе.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей ограниченными возможностями здоровья— это комплексная программа по оказанию помощи в освоении основной образовательной программы начального общего и основного образования и содействию в максимально эффективной социализации, направленная не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности подростка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств.
Цель программы: создание необходимых условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание им помощи в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования.
Задачи программы:
— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическуюпомощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
основной образовательной программы начального и основного общего образования надоступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
— обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации.
На разных ступенях образования задачи психолого-педагогического сопровождения различны.
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.
Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.
Методы: диагностические (метод изучения документальных данных, наблюдения, метод опроса, анализа психолого-педагогической запущенности), психолого-педагогические (использование модели пошагового изменения поведения, психологические тренинги, индивидуальные беседы, общение с учителями-предметниками), метод стимулирования, самоанализа, самоисправления, аутотренинги. Планируемые результаты
Результатом программы может считаться не столько успешное освоение учащимися образовательной программы по предметам, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
– овладение навыками коммуникаций;
– осмысление своего Я;
– развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
– гражданской идентичности (уважение культурных традиций, религиозных убеждений окружающих);– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
– формирование уважительного отношения к иному мнению;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося;
– развитие доброжелательности и эмоционального, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Диагностическая работа– Комплексный сбор информации о каждом учащемся ( АНКЕТА учащегося (общие сведения) ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
– Анализ причин трудностей;
– Изучение интеллектуальной сферы ребёнка;
– Изучение эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей;
– Изучение социальной ситуации развития и семейного воспитания;
– Изучение адаптивных возможностей ребёнка;
– Системный контроль, сбор информации всех субъектов инклюзии за уровнем и динамикой развития ребёнка;
– Анализ успешности коррекционно-развивающей работы;
– Диагностика индивидуального прогресса.
- Диагностика умений, входящих в блок жизненно значимых компетенции. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
- Диагностика успешности ребенка по особенностями его развития (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Консультативная работа – Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся на ПМПк , учитывая мнения всех субъектов инклюзии;
– Консультирование педагогов по выбору адаптивных образовательных программ с индивидуально-ориентированными методами и приёмами работы с обучающимся;
– Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекции обучения ребёнка.
Коррекционно-развивающая работа– Выбор оптимального индивидуального маршрута каждого ребенка в соответствии с особыми образовательными потребностями;
– Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность, направленную на формирование УУД в рамках возможного развития ребёнка;
– Осуществление коррекции и развития эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекции его поведения на индивидуальных занятиях с психологом.
Организация и проведение коррекционно – развивающей работы
Цели коррекционной работы можно разделить на две группы:
реализуемые ежедневно (самостоятельность в самообслуживании, и систематические упражнения по социальной адаптации (навыки планирования и самоконтроля);
реализуемые в конкретных ситуациях, в которых оказывается учащийся (при работе с механическими приспособлениями, во время подготовки к общешкольному мероприятию).
Примерные цели коррекционной работы:
Сфера самообслуживания.
Цели, реализуемые ежедневно Цели, реализуемые в конкретных ситуациях.
Развитие самостоятельности во время утреннего туалета (записывается в индивидуальном дневнике) Развитие умения чистить зубы, заправлять кровать и т. д.
( записывается в ежедневном плане)
Сфера функционирования в природно-социальной среде
Цели, реализуемые ежедневно Цели, реализуемые в конкретных ситуациях
Формирование приятного в обществе поведения.
Расширение сферы выполняемых социальных ролей Обучение взаимодействию в групповых музыкально - двигательных играх.
Выполнение роли участника мероприятий
Сфера навыков.
Цели, реализуемые ежедневно Цели, реализуемые в конкретных ситуациях
Формирование навыков, понятий.
Совершенствование зрительного восприятия Введение понятия товарищество.
Тренировка навыка восприятия по памяти положения трёх и более предметов
Задачи:
Систематический учёт пробелов в знаниях, умениях и навыках ученика по основным разделам учебной программы, по предметам. Определение способов ликвидации пробелов в знаниях. Оказание помощи в учебной деятельности: повышение и укрепление интереса к учению, развитие уверенности в своих силах и возможности учиться успешно.
Вовлечение учащегося в работу по самовоспитанию.
Укрепление авторитета учащегося в коллективе класса, способствование налаживанию положительных связей и отношений с одноклассниками.
Проявление уважения к учащемуся, доброжелательности и приветливости, не снижая педагогической требовательности к нему.
Консультации родителей по вопросам общения с ребёнком дома с опорой на его положительные и сильные стороны, организации его рабочего места и свободного времени, оказания ему помощи в учёбе.
Установление и поддержка доброжелательных отношений с родителями учащегося, с целью повышения их педагогической грамотности и ответственности за воспитание детей, привлечение родителей к общественной работе в школе.
Этапы коррекционной работы
Установление положительного, вызывающего радость эмоционального контакта с воспитуемым.
Развитие коммуникативных навыков учащегося. (умение слышать и слушать учителя, сообщать о своих желаниях, потребностях.)
3. Привитие основных навыков самообслуживания, приучение к выполнению распорядка дня. (Учащийся не дезорганизует занятия, позволяет учителю заниматься со своими учениками, а не только индивидуальной работой с ним).
4. Содействие активному познанию учеником своего окружения и умению функционировать в нем. (умение выполнять социальные роли и соблюдать связанные с ним нормы поведения; тренировать все функции: восприятие, коммуникацию, навыки мелкой и тонкой моторики, облегчающие ему познание мира и функционирование в нем).
5. Обучение навыкам анализа происходящего в окружающем ребенка мире и способам самореализации.
6. Профилактическая деятельность: организация встреч с работниками полиции с целью профилактики правонарушений, с врачами-наркологами, гинекологами, дерматологами.
7. Просветительская деятельность: родительские собрания, всеобучи, консультации, индивидуальные беседы, тематические стенды.
РАБОТА СЛУЖБ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ
В школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения.
Программа психолого-педагогического сопровождения включает следующие блоки:
-психологическое сопровождение,
-логопедическое сопровождение,
-социальное сопровождение,
- медицинское сопровождение,
-педагогическое сопровождение.
В службу сопровождения входят специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, классный руководитель, учителя-предметники. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся (примерные планы работы специалистов всех служб находятся в ПРИЛОЖЕНИИ 4- 9)
Психологическое сопровождение
Цель - коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребёнка.Задачи:
1) Психологическая диагностика особенностей личностного развития ребёнка;
2) Организация и проведение коррекционно – развивающей работы (индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия) с учащимися и родителями;
3) Индивидуальные консультации родителей (опекунов, патронатного воспитателя) по результатам обследования;
4) Просветительская работа с родителями, учителями с целью знакомства с рекомендациями по развитию интеллектуальных способностей, снижению уровня тревожности, школьной дезадаптации.
Логопедическое сопровождение
Цель - коррекция и развитие речи ребёнка с проблемами в развитии.
Задачи:
Логопедическое обследование всех компонентов речи;
Организация и проведение коррекционно – развивающей работы;
Просветительская деятельность.
Социальное сопровождение
Цель - ознакомление обучающихся с правами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения.
Задачи:
Диагностика особенностей семейного воспитания учащихся. Выявление поля проблем внутрисемейного, межличностного характера;
2)Организация и проведение коррекционно-развивающей работы;
3)Профилактическая деятельность (совет профилактики, беседы, тематические классные часы, мероприятия, направленные на предупреждение дезадаптации учащихся);
4)Просветительская деятельность с участниками образовательного процесса (беседы с сотрудниками ОДН, отдела полиции, наркологом, врачом-психиатром; родительские собрания, информационные стенды, тематические классные часы);
5)Консультации родителей (лиц их заменяющих), учителей и воспитателей.
Медицинское сопровождение
Цель: формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Задачи:
1)Диагностика особенностей физического и психического развития учащихся;
2)Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;
3)Профилактическая деятельность: беседы, тематические классные часы, мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний учащихся;
4)Просветительская деятельность: родительские собрания, консультации для родителей, педагогов, информационные стенды.
Педагогическое сопровождение
Цель- развитие умений и навыков культурного поведения, организации свободного времени, социальной адаптации (адаптации в социуме детей, сверстников).
Задачи:
1) Формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания;
2) Соблюдение личной гигиены;
3) Соблюдение правил безопасной жизни.
Этапы диагностической работы по выявлению индивидуальных особенностей развития ребенка.
1.Установление характера педагогической запущенности: пробелы в знаниях, умениях и навыках, отставания и задержки в развитии, отклонения в отношениях.
2.Установление положения ученика в коллективе класса, среди сверстников, характер взаимоотношений с ними.
3.Изучение интересов, способностей и склонностей учащихся, возможность включения его во внеучебную, кружковую, общественно полезную деятельность.
4.Установление «круга общение» ребенка: входит ли «трудный» в другие группы, компании, объединения сверстников в школе и за ее пределами, по месту жительства, выявление характера влияния этих групп на данного ученика.
5.Изучение положения ребенка в семье, характер взаимоотношений между ребенком и членами семьи, педагогическое влияние семьи, пути и способы оптимизации этого влияния.
Педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья после проведения диагностической работы по выявлению индивидуальных особенностей развития ребенка осуществляется по трем направлениям: работа с педагогами, работающими в классе (учителями – предметниками), вовлечение учащихся во внеучебную (досуговую) деятельность и работа с семьей ребенка.
Работа с педагогами, работающими в классе:
1) Организация систематических встреч родителей, с работающими в классе педагогами.
2) Осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся.
3) Знакомство учителей с условиями жизни и взаимоотношениями в семье.
4) Индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем.
5) Выяснение у учителей – предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место.
6) Организация малых педсоветов.
7) Систематическое посещение уроков учителей – предметников.
8) Организация при необходимости педагогических консилиумов с целью осуществления индивидуального подхода к отдельным учащимся.
9) Приглашение учителей, работающих в классе на родительские собрания, а также на беседы с родителями отдельных учащихся.
10) Организация учебных экскурсий и т.д
Вовлечение учащихся во внеучебную деятельность
Цель – вовлечение учащихся в работу кружков, секций и другую досуговую деятельность в школе и вне ее, исходя из его интересов и возможностей.
Задачи:
Вовлекать в общественно полезную деятельность с учётом интересов учащегося, стимулировать и поощрять его участие в этой работе;
Привлекать к участию в общешкольных и внутриклассных мероприятиях, культурно – массовой и спортивно – массовой работе, отмечать успехи и достижения в этих областях;
Развивать и стимулировать читательские интересы и вкусы учащегося;
Организовывать ненавязчивый контроль за свободным временем учащегося, его участием в деятельности групп свободного общения (компаний), характером и направленностью этих групп.
Привлекать к участию в психологических тренингах по развитию эмоциональной сферы, навыков общения и др.
6) Вести систематический контроль за посещением им внеучебных и внеклассных занятий.
Возможные формы работы:
-пешеходная прогулка по улицам (в рамках знакомства с местностью, где проживает ребенок);
-знакомство с памятниками архитектуры села (очные экскурсии) и района (заочные экскурсии):
- общение с природой, способствующее бережному отношению к окружающему нас миру и к источнику благ человека;
- посещение районного историко-краеведческого музея;
- посещение церкви, символизирующее духовное возрождение общества;
- совместные с классом походы в лес, помогающие экологическому развитию и воспитанию ребенка.
Работа с семьей ребенка
Цель – создание условий для повышения образовательного уровня родительской общественности   и оптимизации  отношений партнерства и сотрудничества между родителями и школой.
Задачи:
1. Обучение эффективной внутрисемейной коммуникации всех членов семьи, способствующей формированию адекватной самооценки и дающей возможность получать эмоциональную поддержку. 
2. Оптимизация функционирования семейной системы (необходимость оптимизации системы семейных правил, регулирующих жизнь семьи)
3. Формирование навыков для установления необходимых для функционирования и развития семьи ресурсных социальных связей (поиск и установление контактов с различными сообществами и организациями, объединяющими людей со схожими проблемами.)
4. Формирование адекватного, реалистичного отношения к ограниченным возможностям ребенка.
5. Формирование ответственной родительской позиции
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Доступ к компьютеру и ресурсам интернета.
Использование всех ресурсов хорошо оснащённого психологического кабинета и комнаты психологической разгрузки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей.
http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/11.html
http://www.school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. —М.: Ось-89, 1997.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3.-  Москва: Школьная книга, 2010.
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития /Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
Лекции курса «Технологии психолого-педагогическое сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ООП»
Леонгард Э.И., Краснова Н.А., Пирожник Н.Т., Прудникова М.С. Инклюзивное образование в различных условиях интеграции //Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М., 2010. – С. 139-148. 
Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
Лореман  Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
 Назарова Н.М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях //Специальное образование, № 3 (27), 2012.
Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ruОрганизация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова.  – М.: МГППУ, 2013.
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 кл. Под ред.В.В.Воронковой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2007.
Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. - Москва: Школьная книга, 2010.
Шеманов А.Ю. Связь идеологии и практики инклюзии и проблемы ее акцепции в России.
Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. №1. C. 74-82.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА учащегося (общие сведения)
Ф. И. О. учащегося
Число, месяц, год рождения
Дата поступления в школу
Дата постановки на учёт в школе
Ф. И. О. педагога – наставника закрепленного за учащимся
Дата постановки на учёт в ОДН (ИДН) (отдел или инспекция по делам несовершеннолетних)
Ф.И. О. Место работы и занимаемая должность отца
Ф.И. О. Место работы и занимаемая должность матери
Адрес места жительства, домашний телефон
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Жизненно значимые компетенции Умения, входящие в блок компетенций
Развитие представлений о
собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения - Способность оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
- Способность пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях.
- Понимание того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении необходимо.
- Способность выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.
- Готовность выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, умение объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей.
- Возможность обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни - Стремление к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту.
- Овладение навыками самообслуживания дома и в школе.
- Умение включаться в разнообразные повседневные дела.
- Возможность принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.
- Представления об устройстве школьной жизни.
- Возможность ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий.
- Готовность попросить о помощи в случае затруднений.
- Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные и домашние дела и принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность.
- Понимание значения праздника дома и в школе, того, что праздники бывают разными.
- Стремление порадовать близких.
- Стремление участвовать в подготовке и проведении праздника
Овладение навыками коммуникации - Способность решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения,
завершить разговор.
- Уметь корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
- Иметь возможность получать и уточнять информацию от собеседника.
- Освоение культурных форм выражения своих чувств.
- Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.
- Способность передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
- Уметь принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.
- Быть способным делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми
Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.
- Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером данной ситуации.
- Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, лес, парк, речка, сельские достопримечательности и др.
- Активность во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.
- Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.
- Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.
- Умение устанавливать взаимосвязь природного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию.
- Умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность
Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.
- Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.- Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса.
- Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.
- Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
- Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
- Расширение круга освоенных социальных контактов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Критерии успешности ребенка по особенностями его развития
Критерии, показатели Уровни (отмечаются индивидуально для каждого ребенка)
Видимые изменения (высокий уровень) Изменения незначительные (средний уровень) Изменения не произошли (низкий уровень)
Дифференциация и осмысление картины мира:
• интересуется окружающим миром природы, культуры, замечает новое, задаёт вопросы
• включается в совместную со взрослым исследовательскую деятельность
• адекватно ведёт себя в быту с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих
• использует вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером данной ситуации Овладение навыками коммуникации:
• реагирует на обращённую речь и просьбы
• понимает речь окружающих и адекватно реагирует на сказанные слова
• начинает, поддерживает и завершает разговор
• корректно выражает отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
• передаёт свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком
• делится своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми
• слышит свои речевые ошибки и старается их исправлять
• замечает ошибки в речи одноклассников Осмысление своего социального окружения:
• доброжелателен и сдержан в отношениях с одноклассниками
• уважительно относится к взрослым (учителям, родителям и т.д.)
• достаточно легко устанавливает контакты и взаимоотношения
• соблюдает правила поведения в школе
• мотив действий – не только «хочу», но и «надо»
• принимает и любит себя
• чувствует себя комфортно с любыми людьми любого возраста, с одноклассниками Последовательное формирование
произвольных процессов:
• умеет концентрировать внимание
• может удерживать на чём-либо своё внимание
• использует различные приёмы запоминания
• учится продумывать и планировать свои действия
• способен к саморегуляции и адекватной самооценки своих поступков
• управляет своими эмоциями, поведением, действиями
• доводит до конца начатое дело
• знает цель своих действий и поступков
• старается выполнять все задания и просьбы учителя
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План психологического сопровождения
Актуальная проблема_______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата Мероприятие Срок Результат
Результат _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф. И. О. психолога _________________ / _________________________
Дата « _______» ____________________ 20____ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
План логопедического сопровождения
Актуальная проблема_______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата Мероприятие Срок Результат
Результат _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф. И. О. психолога _________________ / _________________________
Дата « _______» ____________________ 20____ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
План социального сопровождения учащегося
Актуальная проблема_______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата Мероприятие Срок Результат
Результат _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф. И. О. социального педагога _________________ / _________________________
Дата « _______» ____________________ 20____ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
План медицинского сопровождения
Актуальная проблема_______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата Мероприятие Срок Результат
Результат _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф. И. О. врача _________________ / _________________________
Дата « _______» ____________________ 20____ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
План педагогического сопровождения учащегося
Дата Мероприятие Срок Результат
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Комплексный план сопровождения семьи учащегося
Дата Мероприятие Кто сопровождает Результат