Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «ОГЛЯНИСЬ ВОКРУГ»


Программа
психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей - инвалидов
и детей с ограниченными возможностями здоровья
«ОГЛЯНИСЬ ВОКРУГ»
Составители: Титова Е.Г., зам.директора по УВР
Кириченко Т.В., педагог-психолог
Информационная карта
Полное название программы Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Оглянись вокруг»
Автор программы Титова Елена Геннадьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАУ ДО «Федоровский центр дополнительного образования»;
Кириченко Татьяна Викторовна, педагог-психолог МАУ ДО «Федоровский центр дополнительного образования»
Руководители программы Лаврова Лидия Николаевна, директор МАУ ДО «Федоровский центр дополнительного образования»
Территория, представившая программу Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п. Федоровский
Название проводящей организации Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Федоровский центр дополнительного образования»
Адрес организации 628456, Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п. Федоровский, пер. Тюменский, д.14.
Телефон, факс 8 (3462)732995, 8 (3462)732113
Цель программы Формирование системного подхода к обеспечению условий для профессионального самоопределения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении дополнительных программ, программ профессиональной подготовки и интеграции в обществе.
Срок реализации Май 2015 – май 2018 учебный год
Место проведения МАУ ДО «Федоровский центр дополнительного образования»
Официальный язык программы русский
Контингент
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья
Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе Отказ родителей от психологического сопровождения ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ и его семьи
Принципы реализации программы 1. Личностно-ориентированный.
2. Гуманно-личностный.
3. Принцип комплексности.
4. Принцип деятельностного подхода.
5.Принцип «здесь и теперь».
6.Принцип социализации.
7. Принцип справочно-просветительский.
8.Принцип подхода «частичных услуг».
10.Принцип активизирующий.
Введение
Концепция развития системы профессиональной ориентации Ханты – Мансийского автономного округа – Югры определяет стратегию изменений содержания структуры общего образования. Эти изменения направлены на повышение качества общего образования и установления равного доступа к полноценному образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся - инвалидов в соответствии с их индивидуальными склонностями, потребностями и психофизическими возможностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.
Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Необходимость разработки программы сопровождения детей с ОВЗ в центре возникла, когда количество обучающихся с ОВЗ составило около 5% обучающихся.
Для успешного развития благотворного влияния на ребенка оказывают дополнительные занятия. Данные занятия создают информационно-смысловую базу у ребенка, которая впоследствии поможет сделать осознанный и адекватный (своим интересам, способностям) профориентационный выбор в дальнейшем, когда для этого наступает время. Кроме того, на дополнительных занятиях осуществляется трудовая проба, которую Фукуяма считал одним из важнейших факторов ориентировки в мире профессий. 
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ОВЗ) дополнительного образования, начальную профессиональную подготовку является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Если учесть, что число лиц с ограниченными возможностями здоровья постоянно увеличивается, а потребности рынка, формирующего образовательный заказ, быстро меняются, это придает проблеме профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях нашего времени особую актуальность и требует поиска ее решения в концептуальном и методическом планах.Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в выборе профессии.
Программа разработана для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся в МАУ ДО «Федоровский центр дополнительного образования».
Профориентационную работу с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осложняет неоднородность состава группы по психологическим, познавательным, эмоциональным особенностям обучающихся. Профориентационную работу с детьми и подростками должно предварять изучением специфики их заболеваний.
При планировании профориентационной работы учитывались следующие особенности: младшие подростки с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью, а старшие — более энергичны. У младших подростков еще не завершилась перестройка организма, а старшие уже адаптировались к произошедшим в их организме биологическим и гормональным изменениям. Младшие подростки стремятся подражать сверстникам – быть как все, а старшие – выделиться, отличаться от товарищей. Существенно различаются также юноши и девушки этого возраста.
Таким детям сложнее осуществлять выбор профессии и дальнейшей траектории обучения в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями. Данная программа создает пространство для выбора профессии, возможность поиска и социальной пробы своих возможностей.
Основополагающими принципами при разработке программы являются:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
3. Принцип комплексности–можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте администрации, педагога- психолога, социального педагога, логопеда, педагогами ОУ и родителями (законными представителями).
4. Принцип деятельностного подхода– психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка. А также так же на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
5.Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях).
6. Принцип социализация личности — формирование способности личности обучающегося к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально-положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.
Условия и механизмы реализации программы
Нормативно-правовое обеспечение
Федеральный уровень:
1.Декларация прав ребенка, 1959;
2.Декларация о правах умственно отсталых, 1971; Декларация о правах инвалидов, 1975;
3. Конвенция о правах ребенка, 1975;
4.Закон Российской Федерации "Об образовании" №273, статья 79
5.Закон «О социальной защите инвалидов»
6.Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года;
7.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа",
8.Письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
10.Письмо Министерства образования РФ от 14 марта 2001 г. № 29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».
11.Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16  «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
Региональный уровень
1.Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Доступная среда В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы"2.Концепция организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре3.Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2013 г. N 359-п "О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации"4.Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"5.Комплекс мер по обеспечению условий для профессиональной ориентации и профессионального образования детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012-2015 годыМетодические рекомендации по формированию универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях.
6.Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 28 февраля 2013 г. № 150 «Об утверждении Концепции развития системы профессиональной ориентации Ханты – Мансийского автономного округа – Югры и межведомственного плана по ее реализации»
7.Приказ №85 от 31.01.2014 Об организации деятельности Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций ХМАО - Югры по вопросам инклюзивного образования8.Приказ №270 от 14.03.2014 Об утверждении муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории ХМАО - Югры в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды в 2014 году9.Приказ №301 от 19.03.2014 Об утверждении Плана-графика ("дорожной карты") введения инклюзивного образования в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, в ХМАО - Югре на 2014-2015 году10.Приказ №944 от 17.07.2014 "О внесении изменений в Приказ №270 от 14.03.2014 Об утверждении муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории ХМАО - Югры в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды в 2014 году"11.Приказ №1352 от 22.10.2014 "О внесении изменений в Приказ №270 от 14.03.2014 (в редакции от 17.07.2014  №944) Об утверждении муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории ХМАО - Югры в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды в 2014 году" Локальные акты:
1.Устав образовательного учреждения.
2. Положение об индивидуально-групповых занятиях муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Федоровский центр дополнительного образования»
Социальные партнеры:
1."Сургутская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида "Школа с углубленной трудовой подготовкой".
2.БУ ХМАО-Югры "Центр социальной помощи семье и детям "Апрель"
3.Комплексный центр социального обслуживания населения «Содействие»,

Управление профориентационной работой основывается на координации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса центра. Модель управления профориентационной деятельности обучающихся представлена пятью основными уровнями управления: уровень директора центра, уровень заместителя директора центра, уровень педагога - психолога, уровень педагога-организатора, уровень педагогов дополнительного образования.
Кадровое обеспечение
№ специалист Кол-во образование квалификация
1 Педагог-психолог 1 ВПО первая квалификационная категория
2 Педагог дополнительного образования 17 ВПО первая квалификационная категория
3 Педагог-организатор 1 СПО нет
Повышение квалификации педагогов
Основные показатели эффективности использования современных образовательных технологий 2015 г.
Процент педагогов, участвующих в инновационной деятельности по инклюзивному образованию 30%
Процент учителей, прошедших повышение квалификации по образовательной программе «Психология и педагогика инклюзивного образования». 30%
Доля педагогов, реализующих программы для детей с ОВЗ и владеющих технологией сопровождения 30%
Материально-техническое обеспечение
Кабинет «Театральная мастерская» Кабинет социально-педагогической направленности: АРМ педагога, ученическая мебель -10шт, магнитная доска -1шт, интерактивная доска – 1 шт, проектор – 1 шт, наглядный и дидактический материал-5шт, шкафы для хранения дидактического и наглядного материала-1шт, информационные стенды-5шт, телевизор – 1 шт, сцена – 1 шт, набор перчаточных кукол – 9 шт, ширма – 1 штКабинет «Радиомеханик по ремонту и обслуживанию теле-радиоаппаратуры» Кабинет по специальности «Радиомеханик»: АРМ педагога - 1, ученическая мебель -10шт, магнитная доска -1шт, интерактивная доска – 1 шт, шкафы для хранения дидактического и наглядного материала-4шт, информационные стенды-2шт, конструкторы для конструирования технических моделей-18шт, паяльники – 15 шт, ,верстаки токарные – 6 шт, верстаки слесарные – 6 шт, станок токарный по дереву – 2 шт, сварочный автомат – 1 шт, станок сверлильный – 2 шт, станок фрезерный по дереву – 1 шт, циркулярная пила – 1 шт, станок заточный – 2шт, дрель ручная – 1 шт, станок фрезерный ручной – 1 шт, резьбонарезной -3 шт, машинка шлифовальная – 1шт, рубанок электрический – 1 шт,демонстрационные модели – 2 шт, магнитная доска – 1шт
Кабинет «Повар» Лаборатория по специальности «Повар» : АРМ педагога – 1 шт, ученическая мебель -10шт, магнитная доска -1шт, интерактивная доска – 1 шт, проектор – 1 шт, наглядный и дидактический материал-5шт, шкафы для хранения дидактического и наглядного материала-1шт, информационные стенды-5шт, кухонный комбайн – 2 шт, холодильник – 2 шт., столы кухонные – 3 шт, столы обеденные 4 шт, микроволновая печь- 2 шт., комплект посуды для столовой – 4 шт, духовой шкаф – 1 шт, кухонная посуда - 54 шт, набор посуды из 19 предметов – 10 шт, набор посуды из 44 предметов – 10 шт, набор чайный из 12 предметов – 2 шт информационные стенды – 4шт, стеллажи для оборудования -2шт, кухонный гарнитур – 1 шт, хлебопечь -1шт, стол производственный – 10шт, электрочайник -2шт, ванна котломоечная -1 шт, соковыжималка -2шт, миксер -2 шт, шкаф для посуды – 1 шт, электрические плиты – 3шт, производственная плита – 1шт, бутербродница – 1 шт.)
Кабинет «Оператор ЭВ и ВМ» Кабинет «ИКТ» (АРМ педагога - 1, ученическая мебель -6 шт, компьютерные столы – 9шт, магнитная доска -1шт, интерактивная доска – 1 шт, проектор – 1 шт, шкафы для хранения дидактического и практического материала-3шт, информационные стенды -5шт)
Кабинет «Исполнитель художественно-оформительских работ» Кабинет художественно-эстетического направления (АРМ педагога - 1, магнитная доска для демонстрации наглядностей-1шт, мольберты – 16 шт, специальные демонстрационные гипсовые фигуры-22шт, демонстрационные шкаф – 1шт)
Кабинет «Центр профессионального выбора» 10 моноблоков, набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей; практические материалы для профориентационной работы в центре; набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д.); набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей); обеспечен оргтехникой, медиатекой.Цель и задачи
Цель — формирование системного подхода к обеспечению условий для профессионального самоопределения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении дополнительных программ, программ профессиональной подготовки и интеграции в обществе.
Задачи:
Разработать нормативно-правововую, программно-методическую базы;
Организовать сетевое взаимодействие по сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Определить оптимальные психолого-педагогические условия в учреждении для сетевого взаимодействия при комплексном сопровождении детей с ОВЗ
Сформировать банк данных по комплексному сопровождению детей с ОВЗ.
Совершенствовать формы, методы и технологии сопровождения детей с ОВЗ
Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по профориентационным, психологическим и другим вопросам.
Разработать цикл мероприятий, касающиеся вопросов психологической готовности к обучению в системе профессионального образования.Сроки реализации – май 2015г. – май 2019г.
Этапы реализации программы –
1 этап (подготовительный) - создание условий, обеспечивающие мотивацию на реализацию программы (май 2015г. – сентябрь 2015г.); анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у обучающихся на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье); сбор информации об интересуемых видах деятельности (обучающихся и родителей); 2 этап (содержательно-организационный) – реализация программы (октябрь 2015г. – декабрь 2018г.)
3 этап (аналитический) - анализ опыта работы в профориентационного направления детей с ОВЗ (январь – май 2019г.)
Предполагаемые результаты
- Для  детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
создание психологически комфортных условий для развития познавательных процессов у обучающихся, профессиональных навыков.
создание условий для социализации их в обществе.
- Для семьи, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
повышение психологической и педагогической компетентности родителей;
систематизация психолого-педагогической помощи и поддержки родителей.
- Для педагогов центра:
повышение психологической и педагогической компетентности педагогов.
-Для образовательного учреждения:
создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса;
психопросвещение и психопрофилактика в сетевом сообществе.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Оценка достижения планируемых результатов осуществляется:
1. посредствам диагностического блока программы и отзывов участников образовательного процесса;
2. поддержка одаренных детей: количество и результативность участия в конкурсах различного уровня.
Показатели эффективности
Классы Характеристика
1-4 классы выбор учащимися видов деятельности по интересам, сформированность мечты о профессии.
5-7 классы предварительный выбор определенных профессий.
Основной триадой, на которую мы опирались при составлении программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ОВЗ, является возрастные периоды, субъекты, имеющих влияние на профессиональный выбор подростков с ОВЗ, методический инструментарий.

Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается с учетом рекомендаций медицинских работников, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.
Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всей программы и позволяет каждому обучающемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.
В процессе проведения программных мероприятий используются следующие технологии:
В процессе реализации программных мероприятий ведущей является технология сотрудничества и игровые технологии.
Фрагментарно используется технология группового тренинга.
Сопутствующей технологией является информационно-коммуникационная технология.
    
Основные направления реализации программы на каждом возрастном периоде
     1. Профессиональная информация.
Цель - обеспечение обучающихся разнообразной достоверной информацией о мире профессий, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.
Задачи Формы работы
1-4 класс
Цель работы — сформировать мечту о той или иной профессии.
Задачи:
ознакомление с профессиями, доступными при наличии ОВЗ;
формирование первоначального интереса к определенным профессиям;
оказание помощи в выборе образца для подражания в труде;
формирование трудовых умений в доступных видах труда.
1. Беседы о профессиях: «Я знаю пять профессий …», «Радуга профессий», «Зачем каждый человек трудится?», «Как появились различные профессии?», «Мир профессий».
2.Сюжетно-ролевые игры, имеющие профессионально-ориентированную направленность: «В мире интересных профессий», «Парад профессий», «Когда я вырасту, то стану...», «Профессии, нужные в нашем регионе, поселке».
3. Конкурсы рисунков «Радуга Профессий», «Профессия моих родителей».
4. Игры-викторины: «Увлекательный мир профессий», «Профессиональное лото».
5. Совместные мероприятия с родителями - представителями различных профессий (желательно с наличием ОВЗ).
6. Просмотр фильмов о рекомендуемых профессиях (которые не противопоказаны им с точки зрения особенностей их заболевания), демонстрация атрибутов профессий, инструментов, некоторых продуктов производства или их модели.
7. Сочинение «О какой профессии я мечтаю», «Профессии вокруг нас», «Кем быть или каким быть?».
8.Конкурс «Мы все умеем делать сами».
5 – 7 класс
Цель работы — оказать помощь в предварительном выборе наиболее подходящих профессий.
Задачи:
ознакомление с запросами рынка труда;
формирование мотивов выбора профессии;
ознакомление с профессиограммами профессий, содержанием и условиями труда по предпочитаемым профессиям;
определение формулы предпочитаемой профессии, выдача рекомендаций о наиболее подходящих профессиях (с учетом наличия ОВЗ);
проведение предварительной профдиагностики, оказание помощи в определении профессиональных возможностей с учетом наличия ОВЗ.
1.Информационные беседы: «Основные факторы, влияющие на выбор профессии»;
«Выбор профессии на рынке труда региона»;
«Конкурентоспособность на рынке труда»;
«Ограничения и возможности в получении профессионального образования и трудоустройстве лиц с наличием ОВЗ»;
«Возможности получения базового образования, дополнительного образования, опыта производственной деятельности».
2. Тренинговые тематические занятия.
3. Профориентационные игры.
4. Участия в конкурсах с целью развития творческих способностей учащихся.
8-9 класс
Цель работы: поддержать или скорректировать предварительное профнамерение.
Задачи:
определение профессиональных возможностей с учетом наличия ОВЗ;
ознакомление с возможными путями приобретения профессии;
развитие профессионально важных качеств.
1. Профориентационные тренинги.
2.Конкурс сочинений “Моя будущая профессия”.
3.Целевые экскурсии на предприятия города.
4.Посещение профориентационных выставок с мастер-классами.
5. Разработка специальных справочников, информации об учебных заведениях, дающие профессиональное образования для лиц с ОВЗ.
6. Написание проектов, рефератов: из списка рекомендуемых профессий, который представлен в форме газетных объявлений, выбрать наиболее предпочтительную для обучающегося.
7. Сюжетно-ролевые игры: «Я поступаю в ССУЗ».
8. Занятия по темам: «Что такое профессиональное самоопределение?», «Как выбрать профессию человеку с ОВЗ?», «Человек как творец своей жизни».
9. Групповые дискуссии на темы: «Выбор профессии: учитывать или игнорировать наличие ОВЗ?», «Востребован ли в обществе и в профессиональной среде человек с ОВЗ?», «Может ли человек с ОВЗ стать высокопрофессиональным специалистом?».
9 – 11 класс
Цель работы: сформировать осознанное профнамерение, учитывающее специфику рынка труда региона и возможности физического здоровья лица с ОВЗ.
Задачи:
выявление профинтересов, способностей и возможностей учащегося (с учетом наличия ОВЗ);
формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;
подбор профиля первоначальной профессиональной подготовки;
ознакомление с профессиограммами предпочитаемых профессий.
1.Целевые встречи со специалистами средних и высших учебных заведений.
2. Сотрудничество с Центром занятости населения города.
3. Встречи с людьми востребованных профессий (имеющие ОВЗ)
5. Тренинговые тематические занятия: «Профессиональное самоопределение», «Профессиональная карьера», «Основы предпринимательства».
7. Целевые экскурсии на предприятия города.
8. Посещение Дней открытых дверей. Знакомство с учреждениями среднего и высшего профессионального образования Ханты - Мансийского автономного округа; с особенностями некоторых профессий, распространенных и востребованных в регионе.
9. Создание информационного портала, содержащий информацию об учебных заведениях, принимающие на обучение детей инвалидов; описания профессий, полезные статьи, рейтинги вузов и специальностей, обзоры рынка труда, интернет-форумы,специальные справочники, статьи в СМИ, видеоматериалы о профессиях.
10. Составление профессиограммы выбранной профессии.
11. Сюжетно-ролевые игры: «Я устраиваюсь на работу», «Я поступаю в ВУЗ»
12. Деловые игры: «Исправление заведомо неправильно составленного резюме».
Развивающий блок.
Цель - формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и дальнейшего успешного трудоустройства.
Форма организации – включение в профессионально-ориентированные группы.
Классы Формы работы
1-4 классы Овладение обучающихся доступными видами деятельности по объединениям: «Театральная мастерская», «Техническое конструирование и моделирование», «Дизайн ландшафта», «Компьютер-наш помощник», «Мир в тарелке», «Создаем картину», «Приглашение к творчеству»
5-7 классы Обучение в объединениях: «Театральная мастерская», «Техническое конструирование и моделирование», «Дизайн ландшафта», «Компьютер-наш помощник», «Мир в тарелке», «Создаем картину».
8-11 классы Обучение по специальностям:
1. «Основы пользователя оператор ЭВ и ВМ» (1 год); «Оператор ЭВ и ВМ» (2,3 года);
2. «Озеленитель»;
3. «Повар»;
4. «Радиомеханик по ремонту и обслуживанию телерадиоаппаратуры»
         Активизирующий блок.
Цель - формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути.      Особенности этой работы заключаются в том, чтобы путем использования элементов игры, нестандартных вопросов и провокаций вызвать у подростка интерес к проблематике профессионального самоопределения, по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития. 
Формы работы:
настольные и интерактивные игры, кейс-игры;
Профессиональные пробы по профессиям групп «человек—человек», «человек—природа», «человек—техника», «человек—знак», «человек—художественный образ».
  
Диагностический блок.
Цель: познание своих психофизиологических особенностей, возможностей и ограничений.
Задачи:
определить профессиональные интересы и склонности, профессиональный тип личности;
исследовать особенности эмоциональной сферы, здоровья, учебно-профессиональной мотивации, что позволяет оценить сформированность профессионально важных качеств в целях прогнозирования профессиональной успешности в выбранной сфере деятельности.
Применяемые методики:
1.Методика «Мои профессиональные интересы» (Г.В. Резапкина)
2.Методика «Определение профессионального типа личности» (Г.В. Резапкина)
3.Методика «Интеллектуальная лабильность»
4.Методика «Определение технических способностей»
5.Тест интеллектуального потенциала (ТИП) (П. Ржичан)
6.Тест эмоций (модифицированная методика Басса-Дарки)
7.Анкета здоровья (Опросник вегетативной лабильности)
8.Оценка учебно-профессиональной мотивации (Г.В. Резапкина)
Консультационный блок.
Цель - оказание помощи обучающемуся в профессиональном самоопределении; предоставление рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующей его психологическим, психофизиологическим и физическим возможностям и особенностям; определение степени пригодности к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями и учетом медицинских ограничений.
1. Справочно-информационная — выполняет функцию информирования по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения, переобучения и трудоустройства лиц с ОВЗ.
2. Диагностическая консультация — объектом диагностики являются психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, социальная и мотивационная сфера.
3. Развивающая консультация — предусматривает применение активных методов работы в группе (имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов психотренинга, психотехнические игры и т.п.).
4. Корректирующая консультация — вносит необходимую коррекцию в необоснованный или недостаточно продуманный профессиональный план учащихся.
Работа с родителями.
В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей, связанных с работой в объединениях, профессиональной подготовки. Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися участия в выставках поделок, творческих работ позволяют продемонстрировать успехи обучающихся в дополнительном образовании.
Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.
На протяжении всего периода профориентации не исключается корректировка профессиональных планов каждого ребенка в соответствии с его возможностями
Перспективный план
Необходимо усовершенствование материально-технических условий, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения.