Организация тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении.


Организация тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении.
«Учи играя,
воспитывай любя!».
В настоящее время одной из главных задач (коррекционной) общеобразовательной школы является развитие личности обучающегося, обеспечение современного качественного образования в соответствии с его интересами и потребностями.
Довольно трудно обеспечить качество, когда процесс учения осуществляется без интереса и под давлением.
Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе.
Тьютор – (англ.- наставник, опекун, посредник; лат.- наблюдаю, забочусь), т.е. человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи) – новая специальность в нашем образовании.
Тьюторское – сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, вступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.
Должностные обязанности тьютора.
- Организует процесс индивидуальной работы с обучающимся по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
- организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве обучения;
- сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать цели и задачи к процессу обучения;
- оказывает помощь обучающемуся в учебной деятельности в преодолении проблем и трудностей;
- создаёт условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных программ;
- обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
- организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана;
- организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных образовательных программ обучающихся;
- осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора с обучающимся пути своего образования;
- участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения;
- обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования;
- обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. (Более подробно можно познакомиться с папкой: «Методические материалы тьютора»).
Следовательно, индивидуальная форма обучения.
Мною была разработана «Программа индивидуального развития ребёнка» на Фомичева Данила на основе следующих нормативно-правовых документов: Конвенции ООН о правах ребёнка – Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ- «ОБ образовании в Российской Федерации»: Закон РФ «ОБ основных гарантиях прав ребёнка: Инициативы Президента «Наша новая – национального проекта «Образование». Срок реализации программы 2015-2016 учебный год.
Участники программы: ученик ГОБОУ Мончегорская КШ Фомичев Данил, педагогический коллектив ГОБОУ Мончегорская КШ, Багина Ирина Васильевна, учитель высшей квалификационной категории, родители: Фомичева Анна Владимировна, Фомичев Дмитрий Николаевич.
Цель программы: организация благоприятной социально-педагогической среды для максимального развития ребёнка, раскрытия его интеллектуальных способностей; создание условий для саморазвития и самореализации личности ребёнка, его успешной социализации в обществе.
Задачи программы:
1.Разработать систему урочной, неурочной и внеклассной работы, направленную на раскрытие и развитие интеллектуальных способностей
ребёнка.
2.Организовать участие ребёнка в мероприятиях, позволяющих продемонстрировать уровень интеллектуальных способностей.
3.Работать над преодолением психологических установок, препятствующих развитию личности.
4. Создать для ребёнка «ситуацию успеха».
5.Развивать интерес у ребёнка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации.
6. Развивать коммуникативные умения ребёнка.
7.Привлечь родителей ребёнка к активной деятельности по формированию личности ребёнка. Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья ребёнка, развитие его двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.
Основание для разработки программы:
Данная программа разработана мной для дифференцированного обучения Фомичева Данила (ребёнку необходимо сопровождение тьютора, в связи с особенностями психомоторного развития).
Данил, обладает невысоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей, которые необходимо дополнительно развивать. Мальчик недостаточно активен, у него слабо развито стремление к саморазвитию и самореализации. Данная программа создана, чтобы помочь максимально развить способности ребёнка, повысить стремление к саморазвитию и самореализации для успешной социализации в обществе.
Принципы программы: - принцип гражданственности, - принцип сознательности и активности, - принцип преемственности, систематичности и последовательности, - принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям, - принцип доступности, - принцип прочности, - принцип связи обучения с жизнью.
Методы работы по реализации программы:
объяснительно-наглядные (репродуктивные), проблемные, частично-поисковые (эвристические), исследовательские. Формы работы: беседы, обсуждения, консультации, презентации, тренинги, курсы; конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, соревнования, выступления, дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции; встречи с интересными людьми, клубы по интересам.Основные направления работы и формы работы.
1- диагностика физического состояния, медицинский осмотр ребёнка и определение его группы физического и спортивного развития ;2- воспитание культуры здорового образа беседы, обсуждения, диспуты, праздники, проекты жизни, нетерпимого отношения к вредным и др. привычкам 3- знакомство с опытом и традициями людей: беседы, обсуждения, диспуты, праздники, проекты по сохранению и укреплению здоровья и др. 4- формирование навыков безопасного поведения: беседы, обсуждения, диспуты, праздники, соревнования и др. 5- регулярный контроль за состоянием медицинский осмотр здоровья, 6- участие в спортивных мероприятиях, Конкурсы, соревнования, экскурсии и др. посещение узких специалистов. Духовно-нравственная деятельность. Цель работы – помочь обучающемуся осознать нравственные нормы и правила.
Работа с семьёй. Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Основные направления работы, формы работы: 1- организация и совместное проведение беседы, обсуждения, диспуты, праздники, досуга ребёнка и родителей проекты, соревнования и др.; 2- организация совместной творческой конкурсы, проекты деятельности учителя, ребёнка и родителей; -3 организация психолого-педагогического собрания, консультации, беседы просвещения родителей.
Выводы: В настоящее время реализация программы находится на этапе апробации.

03.11. 2015г. А.И. Столетовой.