Учебный план по сольфеджио для 1-4 классов дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ


УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 4 ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»
(МБУДО «ДШИ № 4»)
_________________________________________________________________
РОССИЯ 693022, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Советская 78,
тел./факс 796476; Сайт: dshi4.shl.muzkult.ru Почта: direktor@sakhshkola4.ru УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО СОЛЬФЕДЖИО
дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в области музыкального искусства


Срок обучения – 4 года
Разработчик:
Великая Ольга Михайловна
преподаватель музыкально-
теоретических дисциплин
МБУДО «ДШИ № 4».
город Южно-Сахалинск
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нравственно-эстетическое воспитание детей и юношества – пожалуй, самая важная задача на сегодняшний день. Одним из путей ее решения может стать привлечение наибольшего числа детей к художественному образованию. Для того, чтобы оно стало как можно более доступным широким массам школьников (особенно старших классов), возникла необходимость создать общеразвивающие программы, срок реализации которых не должен превышать 3-х или 4-х лет.
В области музыкального образования пристрастия детей могут быть различные: сольное пение, игра на каком-либо инструменте, но обязательным учебным предметом по всем специализациям должно быть сольфеджио. Как известно, уроки по этому предмету развивают музыкально-творческие способности учеников, помогают выявить творческие задатки, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях по специальности.
В нашем случае срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» составляет 4 года. Возраст детей – школьники средних и старших классов.
Специализация – «Синтезатор», «Сольное пение», «Фортепиано».
Объем учебного времени составляет 35 недель. Учащиеся получают 1,5 часа в неделю. Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая.
Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Здесь затронуты все важные темы предмета. Но одним темам можно уделить больше времени и внимания («Трезвучия», «Доминантовый септаккорд»), другие же можно подать обзорно («Модуляция», «Особые лады»). С тональностями до семи знаков в ключе можно ознакомиться при прохождении темы «Квинтовый круг тональностей», а детально проработать – до четырех знаков. Преподаватель может спланировать изучение тем, исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.
При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.
При прохождении тем предмета возможна большая или меньшая степень занимательности. Желательно также применять новые современные практики. Но в основу любой интерпретации этого предмета должны быть заложены лучшие традиции художественного образования.
1 класс
№ Наименование
раздела, темы Вид учебного
занятия Аудиторные занятия
(объем в часах)
1. Метр. Ритм. Четвертные и восьмые ноты. Нотная грамота урок 3
2. Размер. Размеры 24 и 34. Такт. Гамма. Гамма до мажор. Половинная нота. урок 1,5
3. Период (общие сведения). Предложение. Фраза. Лад. Тональность. Ступени. Тоника. Тоническое трезвучие. Устойчивые
и неустойчивые ступени. Разрешение неустойчивых ступеней. Вводные звуки. Опевание устойчивых ступеней урок 3
4. Дирижирование в размере 24. Паузы урок 1,5
5. Тон, полутон. Строение мажорной гаммы. Знаки альтерации. урок 1,5
6. Гамма соль мажор и ее элементы. Транспонирование урок 1,5
7. Текущий контроль контрольный
урок 1,5
8. Дирижирование в размере 34. Половинная нота с точкой урок 1,5
9. Затакт урок 1,5
10. Гамма фа мажор и ее элементы.
Проходящий оборот урок 1,5
11. Размер 44. Целая нота урок 1,5
12. Гамма ре мажор и ее элементы.
Вспомогательный оборот урок 1,5
13. Вокальная и инструментальная
группировки урок 1,5
14. Текущий контроль контрольный
урок 1,5
15. Главные ступени лада. урок 1,5
16. Шестнадцатые ноты. Ритмические группы с шестнадцатыми нотами урок 1,5
17. Интервалы урок 9
18. Секвенция урок 1,5
19. Текущий контроль контрольный
урок 1,5
20. Гамма си-бемоль мажор урок 1,5
21. Гамма ля минор. Строение минорной гаммы урок 1,5
22. Параллельные тональности урок 1,5
23. Переменный лад урок 1,5
24. Гармонический минор - урок 1,5
25. Ритм четвертная нота с точкой
и восьмая урок 1,5
26. Мелодический минор урок 1,5
27 Канон урок 1,5
28. Промежуточный контроль контрольный
урок 1,5
ИТОГО: 52,5
2 класс
1. Повторение материала 1 классаурок 4,5
2. Тональность ля мажор и фа-диез минор урок 3
3. Куплетная форма. Одноименные тональности урок 1,5
4. Главные трезвучия лада. урок 1,5
5. Подбор аккомпанемента урок 1,5
6. Текущий контроль контрольный
урок 1,5
7. Тональность ми-бемоль мажор и до минор урок 3
8. Обращение интервалов урок 1,5
9. Обращения трезвучия.
Обращения главных трезвучий лада урок 4,5
10. Текущий контроль контрольный
урок 1,5
11. Размер 38. Дирижирование в размере38 урок 3
12. 4 вида трезвучий урок 1,5
13. Обращения большого и малого трезвучий от звука урок 3
14. Пунктирный ритм урок 1,5
15. Разрешение интервалов урок 1,5
16. Доминантовый септаккорд
в ладу и от звука урок 3
17. Текущий контроль контрольный
урок 1,5
18. Гармонический мажор урок 1,5
19. Субдоминанта в гармоническом мажоре урок 1,5
20. Тритоны (общие сведения). Разрешение тритонов урок 3
21. Буквенное обозначение звуков
и тональностей урок 1,5
22. Квинтовый круг тональностей урок 4,5
23. Промежуточный контроль контрольный
урок 1,5
ИТОГО: 52,5
3 класс
1. Повторение материала 2 класса урок 4,5
2. Тональности ми мажор
и до-диез минор урок 3
3. Период (повторного, неповторного, единого строения). Цезура. Каденция урок 4,5
4. Текущий контроль контрольный
урок 1,5
5. Ритмическая группа четверть
с точкой и две шестнадцатых
урок 3
6. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений урок 3
7. Синкопа внутритактоваяурок 3
8. Текущий контроль контрольный
урок 1,5
9. Обращения доминантового септаккорда урок 6
10. Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом
миноре урок 3
11. Тональности ля-бемоль мажор
и фа минор урок 3
12. Практикум урок 1,5
13. Текущий контроль контрольный
урок 1,5
14. Вводные септаккорды урок 3
15. Размер 68 урок 3
16. Триоль урок 3
17. Простые двух- и трехчастные формы урок 3
18. Промежуточный контроль контрольный
урок 1,5
ИТОГО: 52,5
4 класс
1. Повторение материала 3 класса урок 4,5
2. Увеличенное трезвучие урок 3
3. Ритмические группы
с залигованными нотами. Междутактовые синкопы урок 3
4. Практикум урок 1,5
5. Текущий контроль контрольный
урок 1,5
6. Виды септаккордов урок 3
7. Буквенное обозначение аккордов 3
8. Практикум урок 3
9. Текущий контроль контрольный
урок 1,5
10. Модуляция. Отклонение. Сопоставление урок 4,5
11. Родственные тональности урок 3
12. Хроматическая гамма урок 3
13. Практикум урок 3
14. Текущий контроль контрольный
урок 1,5
15. Особые лады урок 3
16. Виды размеров урок 4,5
17. Практикум урок 4,5
18. Итоговый контроль контрольный
урок 1,5
ИТОГО: 52,5