Статья Самостоятельная работа на уроках географии как средство достижения метапредметных результатов обучения


Самостоятельная работа на уроках географии
как средство достижения метапредметных результатов обучения.
Осипенкова О.И., учитель географии
ГБОУ СОШ №242 Санкт-Петербурга
Место самостоятельных работ в учебном процессе
Проблема формирования познавательной самостоятельности и активности приобрела особую значимость в связи с непрерывным увеличением объёма информации, процессом «старения» запаса знаний, полученных в школе, и необходимостью воспитания у учащихся умений и навыков самообразования.
Ещё К.Д. Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик не работает в процессе усвоения учебного материала, то он приобретает формальные знания, которые не может использовать в своей дальнейшей практической деятельности.
Целью самостоятельной работы является развитие способности самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить и быстро приспосабливаться к новым видам и сферам деятельности.
Самостоятельная работа представляет собой вид фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством учителя, но без непосредственного его участия. Она требует от учащегося значительной мыслительной деятельности, применения ранее полученных знаний и приёмов учебной работы, методов учебного познания. Она наиболее полно отвечает потребностям ученика делать что–то самому.
Структура самостоятельной работы включает в себя три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, планирование, выполнение, проверка и оценка результатов.
Формирование умений и навыков выполнения самостоятельной работы предполагает несколько этапов:
Первый этап – это совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершать определённые действия.
На втором этапе возможна полная самостоятельность.
Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и выполнения домашнего задания.
Работая с учебником, картой, таблицей, интернет–ресурсами, учащиеся могут выполнять самые разнообразные задания и давать ответы на вопросы в проблемной ситуации, созданной учителем.
На основе анализа содержания учебного материала можно предложить обобщить его, спрогнозировать дальнейшее развитие событий и явлений, поделиться собственным мнением в устной или письменной форме, выполнить графические работы (построение графиков, диаграмм, составление таблиц, др.) и практические задания (проведение наблюдений, решение задач).
Хорошая организация самостоятельной работы учащихся невозможна без знания учителем видов самостоятельной работы, без накопления им достаточного дидактического материала для её проведения.
Самостоятельная работа может успешно применяться на различных этапах урока:
Этап урока Вид самостоятельной работы
Подготовка к восприятию материала Предварительные наблюдения
Предварительное чтение дополнительной литературы
Подготовка ответов на заданные учителем вопросы
Просмотр иллюстраций, рисунков, картин.
Изучение новых знаний Составление плана
Запись конспекта
Работа с учебником (выделение главного, поиск ответов на вопросы учителя, проведение сравнительного анализа, отбор материала по проблеме и т. д.)
Работа с использованием дополнительных источников (схем и таблиц, рисунков и др.)
Применение знаний От решения задач предложенных учителем по образцу, до самостоятельного их составления.
Подготовка мини-докладов
Обобщение и систематизация знаний Составление таблиц, схем и диаграмм.
Умение самостоятельно сделать вывод на основе проведённого анализа.
Проверка знаний , умений и навыков Выполнение практических работ
Тесты
Ответы на вопросы учителя (вопросы, требующие умения сравнивать, обобщать, доказывать, давать характеристику)
Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются. Учитель, постоянно формируя навыки и умения учащихся самостоятельно работать, увеличивает время, отводимое их самостоятельной деятельности до 70% времени урока. Учащиеся быстрее справляются и с выполнением домашнего задания.
Из опыта практической работы
Часто в своей работе я провожу самостоятельные работы, результаты которых учащиеся оформляют в форме таблиц.
Материал, представленный в виде таблицы, легче воспринимается и запоминается учащимися, позволяет сделать самостоятельные выводы, приучает детей к аккуратности.
Например, широко использую таблицы в 7 классе при изучении таких тем, как «Климат материков», «Природные зоны материков».
Таблица «Климатические пояса»
Название пояса Географическое положение Воздушные массы Средняя
t⁰и Средняя
t⁰я Осадки Особенности климата
зимой летом Годовое
кол -во Режим выпаде-нияТаблица «Природные зоны материков»
Название природной зоны Географическое положение Особенности климата Растительность Почвы Животный мир Использование зоны человеком
Таблицы можно использовать и для сравнения географических объектов, например, в 6 классе при изучении особенностей горной и равнинной реки, при этом можно использовать текст, схемы и рисунки учебника. Итогом этой работы является вывод о влиянии рельефа на характер течения реки и возможности её хозяйственного использования, сделанный учащимися самостоятельно.
Таблица «Сравнение равнинной и горной реки»
Признаки для сравнения Равнинная река Горная река
1.Ширина речной долины 2.Длина реки 3.Характер течения 4.Возможности хозяйственного использования В 8 классе при изучении темы «Климат» раскрываю понятие «коэффициент увлажнения», подчёркиваю большое значение его при оценке климатических ресурсов территории, объясняю учащимся, как высчитать коэффициент увлажнения и предлагаю самостоятельно выполнить следующую работу: «Сравнить агроклиматические условия двух территорий и сделать выводы о возможности ведения сельского хозяйства на каждой из них», таким образом, учащиеся научатся давать более глубокую характеристику климата территории, устанавливать его влияние на другие компоненты природы, хозяйственную деятельность.
Таблица «Сравнение агроклиматических условий двух территорий и определение возможностей их хозяйственного использования»
Название территории Природная зона Суммарная солнечная радиация Количество осадков Испаряемость Коэффициент увлажнения Увлажнение территории
Ленинградская область Поволжье Особый интерес для учащихся представляют самостоятельные работы творческого, конструктивного характера, где открываются широкие возможности для богатого воображения и фантазии. При этом широко используются дополнительные источники информации. Так, в 7 классе для лучшего усвоения темы «Природные зоны» учащимся можно предложить совершить воображаемое путешествие в одну из природных зон материка и написать письмо своему другу с рассказом об особенностях природы данной зоны. Эта работа развивает навыки смыслового чтения текста учебника, использования дополнительных источников информации, а в конечном итоге прочно закрепляет понятия «экваториальный лес», «саванна», «пустыня».
В 9 классе при изучении темы «Непроизводственная сфера» учащимся предлагается выступить в роли специалиста по организации рекреационного обслуживания. Составить маршрут и разработать рекомендации для туристической поездки по данному маршруту. Такое задание требует определённого времени для его подготовки и поэтому является опережающим.
В 11 классе при изучении темы «Регионы мира» большое внимание уделяю страноведческому материалу и здесь в качестве самостоятельной работы предлагаю учащимся подготовить характеристику одной из стран региона, в которой отразить особенности природы и хозяйства страны, рассказать о культуре, обычаях и традициях народов, проживающих на её территории.
В своей работе я использую сочетание всех видов заданий, что обеспечивает оптимальную организацию самостоятельных работ.
Чтобы самостоятельные работы давали наибольший эффект, могли охватить разнообразные стороны учебной деятельности и способствовали развитию их познавательной деятельности, задания должны отвечать следующим основным требованиям:
отражать ведущие понятия, причинно–следственные связи, мировоззренческие идеи, то есть должны быть направлены на выявление целей курса в целом, а также по отдельным темам;
охватить все компоненты знаний (факты, общие и единичные понятия, приёмы учебной работы, приёмы умственной деятельности);
обеспечивать формирование умения работать с различными источниками знаний;
вызывать у школьников интерес и занимать как можно меньше времени на выполнение;
способствовать развитию познавательных способностей, творческого мышления.