Статья на тему Элетронно-информационное пространство учителя как составная часть ИОС в рамках внедрения ФГОС


Электронно-информационное пространство учителя
как составная часть ИОС
в рамках внедрения
ФГОС второго поколения

Материал подготовлен
учителем начальных классов
ГБОУ «ШКОЛА № 810» г. Москвы
Хлусовой Ириной Владимировной.
2015 г.
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.   Как достичь эту цель? Благодаря системе формирования УУД.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
В данном ключе важнейшим компонентом новой системы образования становится информационно-образовательная среда, в основе которой лежат современные информационные технологии, обеспечивающие:
стремительный рост информационно-ресурсной базы,
свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам,
дистанционность,
мобильность,
возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ,
интерактивность,
возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

При этом информационно-образовательная среда школы понимается как педагогическая система нового уровня и должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. В состав информационно-образовательных ресурсов входят:
компоненты на бумажном носителе (учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие, тетрадь-тренажер)
компоненты на съёмных носителях: флеш-карты, CD, DVD и др. (электронные приложения к учебнику, электронные наглядные пособия, электронный тренажёр);
Интернет-среда (мультимедиа коллекция, методическая поддержка учителя (справочники, энциклопедии, программы, конструктор уроков), Интернет-школа и т.д.).Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга, как части единой образовательной среды, а информационная структура — обеспечивать их эффективное применение.
ИОС учителя, ученика и образовательного учреждения позволяет организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне и обеспечивает условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, согласно требованиям нового стандарта образования.
В условиях насыщенной разнообразными ресурсами и разнообразным содержанием ИОС, задача учителя – организовать деятельность ученика по освоению информации, структуризации, презентации этой информации. Ученик же, под руководством учителя, осуществляет поиск, выбор, анализ этой информации, что и обеспечивает новое качество образования. Именно такой подход и создаёт мотивацию к обучению на разных этапах развития личности обучающегося. Ученик становится творческим компонентом образовательного процесса. Он не просто усваивает что-то, транслируемое ему учителем, а сам осуществляет активный поиск и работу с информацией.

Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих и поддерживающих.
Каждый учитель, следуя требованиям стандарта, задаётся вопросом: где взять эту самую ИОС, в которой, должен работать каждый учитель и каждое образовательное учреждение.
Составными компонентами ИОС могут являться электронные приложения, интернет-ресурсы, а в ближайшем будущем комплекты электронных учебников.
Для учителя, успешно использующего образовательные Интернет-ресурсы, полезно и удобно составить собственный каталог различных ссылок. Такой каталог экономит время учителя, сужает область поиска. Необходимо учитывать то обстоятельство, что если учебники проходят федеральную научно-методическую экспертизу, то другие образовательные ресурсы (различного рода CD, DVD, Интернет-ресурсы) такой экспертизы не проходят.
Переход на новые ФГОСы подразумевает не только другой подход к обучению, но и создание открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. Ещё одной составляющей информационно-образовательной среды для нас стало электронное пространство учителя на учебно-методическом портале «Началка-семинфо».
Что позволяет личное электронное пространство учителя?
Ссылки на образовательные ресурсы для отработки ЗУНов.
Ссылки на видео- и аудиоматериалы.
Технические информационные объявления.
Объявления о конкурсах, приглашения на праздники, экскурсии.
Награждение участников и победителей конкурсов, соревнований и т.п.
Материалы для повторения.
Демонстрация творческих работ учащихся.
Открытие и ведение форумов. Работа на форуме предполагает применение учащимися в частности коммуникативных действий (ведение диалога, правильное выражение своих мыслей, уважение всех участников данной деятельности при соблюдении этики).
Поздравления с праздниками.
Общение участников образовательного процесса (обмен сообщениями).
Возможность работы в каникулярное время.
Получение отчёта о деятельности каждого ученика.
Работа в электронном пространстве требует применения основ компьютерной грамотности.
Работа на форуме, глоссарии, wiki-страницах предполагает применение учащимися в частности коммуникативных действий (ведение диалога, правильное выражение своих мыслей, уважение всех участников данной деятельности при соблюдении этики).
Познавательные действия включают в себя умение ориентироваться в электронном пространстве, находить нужную информацию, делиться опытом
Качественное представление себя, своей деятельности, достижений помогает развивать блок личностных УУД.
Работа с любыми ресурсами никогда не сводится к формированию одного направления УУД. Развитие идет по разным направлениям.
Электронное пространство становится одной из составляющих ИОС, которая в свою очередь поможет ученикам и учителю в формировании УУД в соответствии с новыми стандартами образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Дронов В.П. Лекция «Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования». Часть 1. - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3729Дронов В.П. Лекция «Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования». Часть 2. - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3729Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. ФГОС: Начальное общее образование. /Приложение "ФГОС НОО" в формате .doc/ - http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=321ФГОС - http://standart.edu.ru/
Учебное пособие «Стандарты второго поколения» http://www.posobie.sch901.edusite.ru/p35aa1.htmlКаталог образовательных ресурсов сети «Интернет» - http://catalog.iot.ru