Качественное (безотметочное) оценивание образовательных результатов в начальной школе


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 МИРОШНИК М.И. , учитель начальных классов, заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 5 г. Ростов а - на - Дону КАЧЕСТВЕННОЕ (БЕЗОТМЕТОЧНОЕ) ОЦЕН ИВАНИЕ О Б РАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Всем учителям известно, что внедряемый в школах страны Федеральн ый государственн ый образовательн ый стандарт (ФГОС) рассматривается как общественный договор между школой, семьей, обществом и государством, а также как определенная система требований: к результатам освоения основных образовательных программ , к их структуре и условиям реализации. Однако, не все осознают, что в новых стандартах не следует искать нового содержания образовательного процесса. Содержание – та сумма знаний, которую должен получить ученик на выходе из школы , – останется прежним. В ажно то, что, во - первых, изменятся акценты в этом содержании, во - вторых, необходимо измениться самому учителю . Педагог, его отношение к учебному процессу, творчество и профессионализм, желание раскрыть способности каждого ребенка – есть главный ресурс, без которог о невозможно воплощение новых стандартов образования. Именно поэтому ФГОС называют новы ми стандарт ами педагогического мышления. Также ФГОС призван обеспечить переход от знаниевой парадигмы к парадигме развития личности. Впрочем, эта парадигма заявлялась и раньше. Но проблема как раз в том, что она именно заявлялась, при том, что в старых стандартах предъявлялись требования лишь к набору знаний по определенным школьным предметам. Теперь же эффективность школьной системы должна оцениваться по тому, каких дете й она воспитала, какими универсальными способами познания и освоения мира они владеют. Овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД) создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая орга низацию усвоения, то есть умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных пред метных областях познания и мотивацию к обучению. Следует отметить, что само содержание образования, структура и объем его фундаментального ядра, содержание образовательных программ не входят в структуру 2 стандарта. Он является фундаментом для эффективного управления образованием на долгосрочную перспективу. Однако на этом фундаменте возможно построение системы, в которой будут реализованы такие давно обсуждаемые новации, как внедрение различных форм организации учебной деятельности, увеличение доли вариатив ной части учебного плана, конечно же, использование различных видов оценивания достижений учащихся и т.д. Не секрет, что процесс оценивания напрямую связан с самооценкой ученика, которая, в свою очередь, является важным аспектом самоопределения ребенка. За ниженная самооценка ведет к пассивности и беспомощности сначала в учебе, а потом и в жизни. Поэтому необходимо внедрять систему оценивания детей, целью которой будет повышение личностной самооценки каждого ученика. Это – не новое изобретение, такой подход мы находим еще у В.А. Сухомлинского. Главное, что теперь он переведен на уровень стандарта. Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую , так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы , так и оценку результатов деятельности системы образования . Поэтому в системе оценки образовательных достижений важно все: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; н асколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования. Выдел ены следующие основные отличительные особенности системы оценки , предполагаемой ФГОС: - комплексный подход к оценк е предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования; - оценка успешности на основе системно - деятельностного подхода , который проявляется в способности выполнять учебно - практические задачи; - использование наряду со стандартизированным и письменными или устными работами таких методов оценки как проекты, практические, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение ; - оценка динамики образовательных достижений при помощи накопительной системы оценивания – портфолио (выборки форма льных и творческих детских работ, выполненных на занятиях по разным предметам, материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной деятельности, результаты наблюдений, оценочные листы, пояснительные материалы); 3 - сочетание внешней (службы, находя щиеся вне ОУ) и внутренней (ученики, педагоги, администрация ОУ) оценки как механизма обеспечения качества образования. Итоговая оценка выпускника начальной школы, с одной стороны, должна фиксировать индивидуальный прогресс ребенка, с другой стороны, она должна позволять получить объективные и надежные данные об образовательных достижениях каждого ребенка и всех учащихся. Поэтому в итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие: - результаты, характеризующие динамику индивидуальных образо вательных достижений учащихся (промежуточные работы, материалы портфолио – оцениваются качественно); - оценки за стандартизированные итоговые работы , отражающие владение опорной системой знаний и их применение на практике. В соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получ ит возможность научиться» для каждой программы, предмета, курса. Таким образом, система оценивания образовательного учреждения должна предоставлять возможность: - устанавливать, что знают и пони мают учащиеся о мире, в котором живут; - давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе обучения; - отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования; - обеспечивать обр атную связь для учителей, учащихся и родителей; - отслеживать эффективность реализуемой учебной программы. Согласно этим целям система оценивания направлена на получение информации, позволяющей : - учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возмо жностях ; - родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка ; - учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности. При помощи внутренней системы оценивания учитель сумеет оценить личностные (п роисходит ли ра звитие образовательных запросов детей , стремятся ли они к углублению своих знаний? ) и метапредметные (с овершенствуют ли учащиеся полученные умения и 4 навыки, обнаруживают ли дети умение работать как индивидуально, так и способность к совместной учебной деят ельности? ) образовательные результаты. Оценка личностных результатов осуществляется в ходе : - внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований педагога - психолога, учителя - логопеда, т.е. специалист ов , обладающи х необходимой компетенцией в сфере психолого - педагогической диагностики развития личности ; - оценки личностного прогресса ученика с помощью некоторых разделов папки достижений (аналог портфолио). Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе решени я задач творческого и поискового характера, учебно го проектировани я , итоговы х проверочны х работ, комплексны х работ на межпредметной основе, мониторинг а сформированности основных учебных умений. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по отдельным предметам с учет ом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий. В ходе внутренней оценки, фиксируемой в п а пке достижений в виде аттестационных листов может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, умение сл ушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др. О ценка предметных результатов ( планируемых результатов по отдельным предметам ) подразумевает оценку системы предметны х знаний и систем ы предметных действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оцен ивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в папке достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освое ния обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и 5 метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. В учебном процессе оценка предметных резул ьтатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и и тоговой комплексной работы на межпредметной основе. Н аиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки является папка достижений , который демонстрирует усилия обучающегося, прогресс и достижения в различных областях. П апка достижений – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: - поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; - поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; - развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности. В с остав папки достижений входят: 1) п одборка детских работ , которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии; 2) систематизированные материалы текущей оценки: отдельные листы наблюдений, аттестационные листы; выборочные ма териалы самоанализа и самооценки учащихся; 3 ) материалы итогового тестирования и результаты выполнения итоговых комплексных работ . Кроме того, в п апку достижений могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности. Качественное (безотметочное) оценивание – один из принципов образования в обновляемой начальной школе, альтернативное средство контрольно - оценочной деятельности, представляющее собой отслеживание, в первую очередь, динамики разв ития обучающихся по целому ряду разноплановых показателей, базовое педагогическое условие для решения проблемы совершенствования учебной самостоятельности младших школьников как умения расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Цел ями внедрения качественного (безотметочного) оценивания являются: - о беспечение содержательного, объективного и дифференцированного оценивания достижений учащихся ; 6 - с оздание оптимальных педагогических условий для развития основ учебной самостоятельности обучающихся начальных классов ; - п одготовка учащихся I уровня к дальнейшему адекватному восприятию отметок. Основные задачи качественного (безотметочного) оценивания заключаются в следующем: - в ыработка единой «оценочной политики» на уровне школы силами администрации, педагогов, детей и их родителей ; - о писание содержания, форм и критериев контрольно - оценочной деятельности ; - п роведение системной разъяснительной работы с учителями, учащимися и их родителями ; - с оздание путей перехода о т способов качественного (безотметочного) оценивания обучающихся I уровня к нормативному оцениванию учащихся на II и III уровнях обучения. Реализация качественного ( безотметочного) оценивания производится с учетом ряда принципов : - в процедуре оценивания должна присутствовать аргументированная само - и взаимооценка учащихся ; - с одержательное оценивание и качественная самооценка неразрывно связаны с умением контролировать себя ; - р абота, выполняемая ребенком, представляет собой сумму мн огих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания ; - п режде всего оценивается динамика учебной успешности учащихся относительно их самих ; - п ри подведении промежуточных итогов накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информ ация о них. С 1 - го по 4 - ый годы обучения осуществляется следующая п роцедура качественного (безотметочного) оценивания обучающихся начальных классов . 1. Качественное (безотметочное) оценивание ведется по следующим основным направлениям: «Социальное развитие», «Говорение и слушание», «Рабочие умения и навыки», «Познавательная активность», «Развитие техники чтения», «Развитие умений и навыков письма», «Разв итие математических умений и навыков», «Развитие умений и навыков владения английским языком» (со 2 - го класса), «Физическое развитие», «Изобразительная деятельность», «Музыкальная деятельность». 7 2 . Каждое направление подразделено на показатели, выбор котор ых в течение каждого года обучения определяется возрастными особенностями учащихся и программными требованиями по предметам. 3 . Оценивание по уровням (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) каждого из показателей осуществляет учитель нача льных классов в сотрудничестве с учителями - предметниками (преподаватели иностранного языка, физической культуры, изобразительного искусства), медицинской и психолого - логопедической службами школы. 4 . Для отслеживания динамики развития техники чтения, умени й и навыков владения английским языком, физического развития и изобразительной деятельности классным руководителем и учителями - предметниками в течение года заполняются сводные таблицы ( листы наблюдений) . 5 . Работа с обучающимися 1 - ых классов . 5.1 Выполняемые в тетрадях работы учащихся проверяются, но не оцениваются. 5.2 Устные ответы комментируются учителем. Комментарий, в первую очередь, указывает на достижения учеников. 5.3 Постепенно учитель приобщает детей к процедуре само - и взаимооценивания, учит замечать н е только достоинства, но и недостатки в процессе работы и достигаемых результатах. 5.4 Особое внимание уделяется разведению понятий «лич ность человека» – «процесс и результат его деятельности». 5.5 Для доведения до сведения родителей информации о динамике развития учащихся используется аттестационный лист, в котором учитель в течение первого и второго полугоди й отмечает уровень успешности детей по ряду показателей, соответствующих направлениям, указанным в пункте 1 описания процедуры . 5.6 В учебную часть школы в конце первого и второго полугоди й классным руководителем предоставляется отчет по форме, аналогичной аттестационному листу . 5.7 Для сохранения информации о динамике развития детей и систематизации полученных сведений учитель создает накопительную папку. 6. Ра бота с обучающимися 2 - ых и 3 - их классов . 6.1 Классные и домашние работы обучающихся оцениваются в тетрадях по четырем позициям, работа у доски – в дневниках по трем основным показателям. По каждой из позиций проставляются соответствующие результаты . ОЦЕ НИВАНИЕ КЛАССНЫХ РАБОТ : 1 – р абота с классом ; 2 – с амостоятельная работа ; 8 3 – п равильность ; 4 – о формление, аккуратность . ОЦЕНИВАНИЕ ДОМАШНИХ РАБОТ : 1 – с амостоятельность (оценивает ученик) ; 2 – п онимание задания ; 3 – п равильность ; 4 – о формление, аккуратность . ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ У ДОСКИ : 1 – у веренность, умение держаться перед аудиторией ; 2 – п равильность выполнения задания ; 3 – п олнота и грамотность комментария . При необходимости подобное оценивание может сопровождаться устным или письменным словесным комментарием (оценочным суждением). 6.2 Проверочные рабо ты учащихся, проводимые в рамках вводного и текущего контроля по русскому языку и математике, выполняются в тетрадях для контрольных работ и проверяются по двум показателям – «правильность», «аккуратность» (при написании творческих работ добавляется позици я «содержание»). 6.3 При проведении тестов уровень правильности оценивается в соответствии со спецификацией, прилагаемой к содержанию работы. 6.4 Продолжается работа по совершенствованию умения обучающихся проводить само - и взаимооценк у . 6.5 Для отражения дина мики развития обучающихся, информирования родителей и администрации школы в течение каждой учебной четверти заполняются, соответственно, аттестационные листы ( см. Приложени е ) и бланки отчетов. 6.6 Учитель продолжает собирать и систематизировать информацию в накопительной папке. 7. Работа с обучающимися 4 - ых классов . 7.1 Продолжается оценивание в рабочих тетрадях (классные, домашние работы) тетрадях для контрольных работ, дневниках по тем же показателям, что во втором и третьем кла ссах. 7.2 В течение последнего года обучения качественное оценивание может сопровождаться не только устным или письменным оценочным суждением, но и выставлением отметки. 7.3 Начиная со второго полугодия четвертого класса отметки выставляются в журнал. 7.4 Для отражения динамики развития уча щихся, доведения этой информации до сведения родителей и администрации школы используются: в I и II четверт ях – аттестационные листы и бланки отчета ; в III и IV четверт ях – эти же документы в 9 сочетании с выставлением четвертных и годовых отметок в дневника х учащихся и сдачей отчетов с количественными показателями в учебную часть. 7.5 Классный руководитель завершает оформление накопительной папки и предоставляет материал для ознакомления классному руководителю и учителям - предметникам, которые будут работать с о бучающимися в пятом классе. Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе ). При этом накопленная оценка характеризует достижение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику успешности детей за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями. Таким образом, итоговая оценка позволяет фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребенка и получить объективные и надежные данные об образовательны х достижениях каждого ребенка и всех обучающихся . ЛИТЕРАТУРА: 1. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25.09.2000 г. №2021/11 - 13 с дополнением от 20.04.2001г. № 408/1 3 - 13. 2. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Письмо Департамента общег о образования Минобразования России от 3 июня 2003г. № 13 - 51 - 120/13. 3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1/ [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2 - е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М - во образования и науки Рос. Федарации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. 5. Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования// Начальная школа. 2002. № 3. – С. 89 – 96. 6. Мирошник М.И. Внедрение качественного (безотметочного) оценивания учащихся начальных классов в рамках реализации системы Л.В. Занкова// Занковские педагогические чтения – 2007 в Ростовской области. – Самара: Издательство «Учебная литература». – С. 152 – 161. 7. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Парадоксы трехбалльной шкалы, или Как заработать «два»// Начальная школа. 2001. № 1 . – С. 91 – 101. 10 Приложение. Аттестационный лист обучающегося 3 класса № ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СРОКИ ПО ЧЕТВЕРТЯМ I II III IV Примечания 1 СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Самооценка Желание учиться Признание школьных правил Умение общаться 2 ГОВОРЕНИЕ И СЛУШАНИЕ Умение слышать учителя Умение слышать одноклассников Желание высказывать свое мнение Доказательность 3 РАБОЧИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ Самостоятельность Целеустремленность, настойчивость Адекватность скорости Аккуратность Умение пользоваться дополнительной литературой 4 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ Умение сравнивать обобщать, классифицировать, делать выводы Память Внимание Владение теоретическим материалом 5 РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ Правильность Понимание прочитанного Выразительность Способ чтения Темп 6 РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПИСЬМА Умение списывать текст Знание словарных слов Умение писать под диктовку Выполнение творческих работ (изложение, сочинение) Скорость письма 7 РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Знание таблиц сложения и умножения Сложение и вычитание многозначных чисел без перехода через разряд Сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд Внетабличное умножение Внетабличное деление Решение сложных выражений Решение задач Преобразование задач Решение уравнений Работа с единицами измерения Работа с геометрическим материалом Скорость счета 8 РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ Чтение Говорение Аудирование Лексика Письмо 9 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Быстрота Сила Гибкость Ловкость Выносливость 10 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Умение действовать по образцу Использование различных материалов и инструментов Композиционное, цветовое и линейное решение работ 11 МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Знания о музыке Хоровое пение Сольное пение Элементарное музицирование