Психолого-педагогические ресурсы развития современного урока МХК в достижении нового качества образования

Психолого-педагогические ресурсы развития современного урока МХК в достижении нового качества образования

Урок МХК не совсем обычная школьная дисциплина. Его особенности в большей степени обуславливаются критериями, требованиями и ожиданиями современного общества. Сегодня искусство – особая область информационного пространства, существующего для воплощения передачи и обмена эмоциональными оценками и опытом эмоционально-оценочной деятельности поколений людей. Современным детям свойственно упрощенное, потребительское отношение к жизни, неразвитость эмоциональной сферы, мозаичность мировоззрения. Развивая процессы логического, вербального мышления, сегодняшняя школьная система обучает «левополушарных» детей. Правое полушарие остается незадействанным. В связи с этим, возрастает роль уроков МХК. Каковы же ресурсы урока МХК в повышении качества образования школьников?
Современная концепция преподавания МХК строится на деятельностном подходе, предполагающим креативное развитие личности и формирование ключевых компетентностей, позволяющих пользоваться ранее полученными знаниями и сформированными навыками для выполнения образовательного стандарта области знаний «Искусство».
Учитель может выбрать несколько программ, утвержденных Министерством образования и науки. Программа Г.И. Даниловой ориентирована на исторический принцип. Специфика программы Л. А. Рапацкой отражена в подзаголовке «Взгляд из России». Программа Л.Г. Емохоновой делает на акцент на искусствоведческом аспекте изучения курса. Попытка придать курсу антропологический характер просматривается в программе для основной школы Ю. Солодовникова. Разнообразие предлагаемых подходов предлагает свободу выбора для учителя МХК.
В процессе преподавания курса возникает множество вопросов, связанных с методикой преподавания. Как отобрать материал для урока и выстроить его композицию, чтобы он смог ожить для учеников? Как выделить проблему урока и умело организовать диалог между учеником и искусством? Как помочь ребенку постичь основную идею произведения и обеспечить проникновение в его идейно-эмоциональную атмосферу? Выполнить современные образовательные стандарты в условиях ограниченного учебного времени возможно путем применения новейших технологий ведения урока. Наиболее эффективными на уроке МХК являются технология проблемного обучения, метод художественной педагогической драматургии, метод проектов, музейная технология.
Метод художественно-педагогической драматургии для организации урока МХК был предложен Л. М. Предчеченской - автором курса. Он опирается на принципы проблемного обучения и законы театральной драматургии, помогает организовать на уроке МХК живое общение учащихся с произведениями искусства. Метод художественно-педагогической драматургии соединяет в себе законы развития театрального действия и законы построения урока МХК, помогает композиционно выстроить урок искусства как единое художественно-педагогическое целое. Действие урока не завершается развязкой. Запав в душу учеников, разбудив их мысли и чувства, художественный образ урока будет воплощаться в их размышлениях и поступках.


Специфика целей и содержания предмета предполагает совершенствование традиционных и применение инновационных форм организации деятельности на уроке МХК.
Процесс общения с искусством– это сложное переплетение информации с эмоциями;
памяти и воображения, фантазии и здравого смысла. В связи с этим, для урока МХК приоритетным является не освоение содержания, а методы и способы организации диалогового взаимодействия с произведениями искусства. На уроке могут быть использованы различные варианты диалогового взаимодействия. Целесообразным является создание условий для диалога ученика с изучаемым материалом, необходимым для усвоения знаний и культурного опыта поколений. Формы такого диалога следующие: взаимодействие с компьютером; интерактивный опрос на основе различных печатных пособий; творческие работы, требующие от автора диалоговой позиции. Диалоговое взаимодействие ученика с другими учащимися эффективно при использовании на уроке групповых форм образовательной деятельности. Применяя групповые методы на уроке, учитель создает условия для раскрытия креативных способностей ребенка, повышения у него мотивации к учебе и процессу познания. Группа рождает атмосферу поиска диалога, дает её участникам возможность приобретения социальных навыков сотрудничества с окружающими. Учитель играет роль организатора. Групповое творческое общение предполагает созидательную деятельность и реализуется через уроки - праздники. Чаще всего они завершают тему, создавая радостный фон обобщения изучаемого. Праздник в преподавании МХК предполагает театрализацию, игру, конкурс, занятие в творческой мастерской. В таком празднике участвует весь класс. Урок может быть перенесен из школьного расписания на другое время. Уроки МХК, таким образом, способствуют взаимодействию ученика с культурным опытом человечества, формированию собственного мировоззрения.
Весьма актуальной, при большом объеме информации учебного курса МХК, становится организация исследовательской деятельности учащихся на уроке. В современных условиях самообразование учащихся является ведущим принципом, согласно которому основой учебного процесса становится работа учащихся по расширению своего кругозора, развитие навыков исследовательской деятельности. На уроках искусства художественно-творческая исследовательская деятельность строится на принципах интеграции и при активном использовании информационных технологий. Исследование в области искусства обязательно имеет этап практической работы в музее, библиотеке, архиве, на местности. Возрастная логика обучения предполагает следующие формы исследовательской работы учащихся: сообщение, доклад, реферат, исследование, проект. В основной школе учащиеся приобретают первый опыт публичных выступлений на уроках. Творческие задания и нестандартные формы урока (симпозиумы, конференции, форумы, интеллектуальные игры) способствуют развитию интереса к исследованию. Для организации исследования важно правильно научить учащихся выбрать способы достижения цели. Для исследования в области художественной культуры необходимы аналитические и социологические методы. Аналитические методы (анализ произведения и специальной литературе по искусству, классификация явлений в мире художественных явлений и иконологический метод) позволяют сделать определенные выводы, используя лишь само произведение искусства. Социологические методы (наблюдение над восприятием или созданием явлений в культуре, анкетирование, интервьюирование, социологический эксперимент) исследуют воздействие искусства на аудиторию, механизмы и средства их распространения. Важно формировать интерес у учащихся к исследовательской работе. Обычную тему необходимо превратить в проблему, для того, чтобы ученику интересно было ею заниматься.
В последнее время среди учителей города особую популярность приобретают формы организации самостоятельной работы школьников в виде проектной деятельности. Это очень интересная работа, наибольшая результативность которой достигается на зачётных уроках, ученических конференциях, конкурсах при итоговой аттестации по предмету. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Преимущества этого метода на уроках МХК неоспоримы. Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность. Проектная деятельность представляет с собой синтез познавательного, творческого, игрового процесса, непрерывным условием которого является наличие заранее выработанного плана промежуточных этапов и путей их реализации. Тематика проектов определяется стремлением пополнить объем знаний по истории искусств, осознания себя как сотворца художественного произведения. Защита проекта проходит в форме, соответствующей содержанию предмета: проведение экскурсий, постановка спектакля, презентация фильма, организация выставки. Педагогическая ценность проекта учащихся заключается прежде всего в стимуляции творческой активности учащихся. Художественная культура прошлого становится неотъемлемой и личностной значимой частью настоящего школьников. Хорошие результаты продемонстрировал городской конкурс «Защита творческих проектов по МХК». За два года его проведения численность участников значительно возросла. Учащиеся продемонстрировали высокий уровень художественно-творческой исследовательской работы, активно использовали информационные технологии.
Урок МХК имеет уникальные возможности влияния на духовный мир школьника. Во многих школах города в рамках предмета изучаются основы православной культуры. В поисках пути к духовности в контексте урока МХК вечные библейские истины способны объединить в рамках общеобразовательного учреждения детей разных национальностей. Сделает напомнить , что учитель МХК должен проявлять личностную зрелость при выборе духовно-нравственных позиций. Каждый урок необходимо стремиться делать воспитывающим, обсуждая с детьми вопросы нравственности и духовности.
Высок здоровьесберегающий потенциал предмета. В условиях перезагруженности учащихся предмет МХК обладает мощным арттерапевтическим эффектом и способствует гармонизации умственной деятельности детей. Учащиеся, не демеонстрирующие высокие результаты в системе профильного образования, могут почувствовать себя успешными на занятиях МХК, что способствует повышению мотивации познавательной деятельности в целом. Предмет МХК объединяет возможности воздействия видов искусства на разные психологические типы личности учащихся, устраняет перегруженность обучения, сделав акцент на творческой работе.
Использование современных педагогических технологий обучения школьников и управление их познавательной деятельностью привели к расширению границ урока. Сочетания аудиторных и внеаудиторных форм работы являются сегодня приоритетным в педагогике искусства. Занятия в музее, проведение образовательных городских путешествий по городу, участие в творческих клубах, создания поэтических альманахов, постановка спектаклей стало прекрасным результатом соединения разных типов учебных занятий.
Хотелось бы надеяться, что урок искусства сохранит своё особое лицо в современном образовательном процессе и не превратится в обычный, без которого школа может обойтись.








Литература.
1. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.
2. Копылова А. В. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики / А.В. Копылова. – М.: Тач Маркетинг, 2004.
3. Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2007.
4. Л. Ванюшкина, Е. Коробкова. Слово и дело. «Искусство» , №6 (414), 15-31 марта 2009.










13PAGE 15


13PAGE 14615




15