Мотивация к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин специальности 220417 Автоматические системы управления


Мотивация к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин специальности 220417 Автоматические системы управления
Т.А. Ротарупреподаватель спец. дисцинлин
Одной из составляющих профессиональной подготовки в Белгородском политехническом колледже является формирование профессиональной направленности личности и непосредственное развитие мотивации профессиональной деятельности.
Выпускник колледжа должен входить в профессию с прочно сформированной внутренней мотивацией профессионального самообразования и саморазвития.
В ходе развития у студентов мотивации к профессиональной деятельности следует учитывать, что их будущая деятельность проходит в условиях стремительно развивающегося и обновляющегося производства и связана с высоким умственным и физическим напряжением
Профессиональное развитие возможно только в том случае, если учебные и профессиональные требования в процессе образования будут выше актуальных возможностей человека, а его мотивационная сфера будет обогащаться. Мотивационная сфера выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функцию.
МОТИВАЦИЯ – это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление.
Можно выделить два основных направления развития мотивации- подготовки и деятельности
При подготовке происходит трансформация общих мотивов личности в профессиональные.
Деятельность же связана с изменениями профессиональной мотивации человека по мере его перехода на новый уровень профессионализации. Для того, чтобы человек включился в деятельность, необходим мотив участия в ней.
Обычно у большинства студентов одновременно присутствуют различные и часто противоречивые мотивы. Например, они могут увлеченно и с интересом работать под руководством преподавателя, а стоит только ослабить контроль за их деятельностью, как они тут же переключаются на другую.
Характер и результат деятельности студентов зависят от того, какой мотив преобладает. Если главным станет желание узнать что-то новое, а также сформировать будущие профессиональные компетенции, то процесс обучения пойдет успешно. Преподавателям специальных дисциплин специальности 220417 Автоматические системы управления удается вызвать и сохранить работающие на успех учения мотивы.
Для мотивации успеха при преподавании специальных дисциплин в группах специальности 220417 Автоматические системы управления преподаватели используют различные стимулы:
Социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
Познавательные мотивы (стремление больше знать по дисциплинам, стать эрудированным).
Профессионально-ценностные мотивы (без знаний не будет хорошей профессии).
Эстетические мотивы (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои скрытые способности и таланты).
Коммуникативные мотивы (возможность расширять свой круг общения благодаря повышению своего интеллектуального уровня и новым знакомствам).
Статусно-позиционные мотивы (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своёмССУЗе, группе и т.д.).
Утилитарно-практические мотивы (необходимость в получении свидетельства об образовании, которое позволяет получить заветное рабочее место).
Учебно-познавательные мотивы (стремление усвоить отдельную интересующую дисциплину и научиться самообразованию).
Усиление мотивации успеха требует актуализации связанных с ней потребностей. Типичные потребности обучающихся студентов – общечеловеческие, возрастные и другие обращаются на пользу стимулирования учения. Также преподаватели используют приемы, способствующими достижению высокого уровня общения. Проводятся уроки - ролевые и деловые игры, семинары, конференции, обмены опытом. На этих занятиях преподаватели создают обстановку доверительности и толерантности.
Выполняя задачу подготовки кадров, ориентированных на инновационную деятельность, мы усиливаем связь с производством и расширяем рамки социального партнерства. Приятно отметить, что в текущем учебном году удалось наладить контакты со следующими предприятиями: «Кондитерская фабрика БЕЛОГОРЬЕ», ЗАО «Сокол-АТС», ЗАО «БЕЛШПАЛА», ОАО «Белгородский молочный комбинат», ООО «Белгородский завод фрез», регионального центра связи Воронежской дирекции связи Центральной станции связи филиала ОАО «РЖД», ОАО «Завод ЖБК-1»
Благодаря связи с работодателями, образовательный процесс в самом учреждении: возросла связь теории с практикой при проведении занятий. Студенты понимают свою нужность, видят себя в своей профессии. В лекциях, ответах и выступлениях студентов теперь часто используются примеры, взятые из опыта производственной практики. Такие примеры обсуждаются с большим интересом, глубиной и предметностью на семинарах и практических занятиях.
В результате прохождения практики у студентов складываются реальные представления о своей специальности, повышается уважение к ней и гордость за свою причастность. Формируются многие полезные для их будущей работы умения и навыки, которых в учебных лабораториях никогда не приобрести. Повышается ответственность, и возрастает интерес к изучению учебных дисциплин с установкой на лучшую подготовку к профессиональной деятельности, на повышение успеваемости.
Работая над формированием конкурентоспособной личности на рынке труда и улучшением качества образования, учим студентов измерять и анализировать степень успешности по результатам практики на производстве.
Результаты показывают, что мотивация студентов колледжа имеет позитивную структуру: в ней доминируют интерес к профессиональной деятельности, желание использовать знания и опыт, стремление к собственному саморазвитию. Таким образом, в подготовке высококвалифицированного специалиста ведущую роль играет мотивация учебной деятельности, которая оказывает положительное влияние на успешность обучения студентов.
Подтверждением этому стало ежегодное проведение учебно-производственной конференции по итогам практики по специальности АСУ для студентов I - IV курсов. В ходе которых подвергается анализу уровень сформированности профессиональных компетенций студентов.
Информацию об итогах прохождения практики предоставляют студенты второго - четвертого курсов, сопровождая ее мультимедийной презентацией. Студенты убеждены, что практика - это конкретное знакомство с профессией и желают последующие практики пройти на этих же предприятиях как на местах будущей работы. Студенты первого курса, присутствующие на конференции приходят к пониманию, что практика очень нужна студентам для овладения будущей профессией, умения работать в коллективе и для будущего карьерного роста, получения новых знаний от опытных рабочих и закрепления уже имеющихся умений.
Зачастую студенты могут быть мотивированны чем-то, напрямую не связанным с их специальностью. Динамичные обучающиеся, обладающие значительным потенциалом роста, как правило, увлечены спортом, хобби или другим делом, не имеющим отношения к их будущей специальности. Преподаватель умело и тактично использует стремление студента добиваться высоких результатов в той области, которой они увлечены, чтобы мотивировать их рост в профессиональной деятельности. Выяснив, что ими движет, преподаватель вовлекает студентов в работу студенческого научного общества, чтобы внешние интересы не вступали в противоречие с задачами и целями обучения по специальности. Позитивное отношение преподавателя к увлечениям студентов обязательно сказывается на результатах их обучения и профессионального роста. Такая ситуация становится вдвойне выигрышной: чем больших успехов добивается студент в жизни, тем выше качество и результативность его обучения.
Студенты принимают участие во Всероссийских и региональных конкурсах.
Педагоги колледжа применяют инновационные, развивающие обучение, которое способствует подготовке творческой личности, конкурентоспособного специалиста.
Особое внимание уделяется созиданию, при этом развиваются способности воображения, способности создания результата. Разрабатывая новые коллекции моделей, обучаемые учатся ставить новые цели, искать пути движения к ним, предвидеть возможные последствия своих решений и действий. Их взгляд и образ мышления направлены в будущее.
При этом преподаватели выполняют роль не всезнающего наставника, а организатора и помощника, а обучаемые – роль творцов процесса обучения.
Это обеспечивает гибкий подход к процессу обучения, который соответствует запросам рынка труда и предполагает новые формы работы с обучаемыми, позволяющие трансформировать их поведение в поведение, направленное на творческую самореализацию в профессии.
При работе со старшими курсами создается банк идей. У студентов очень много хороших идей, но большинство из них уверены, что никому нет никакого дела до их идей. Эти идеи используются в процессе обучения и играют огромную мотивационную роль для студентов и для преподавателей.
В колледже есть традиция получения последовательного образования от среднего к высшему. Впервые отмечен факт, что в учебных заведениях ВПО есть студенты, желающие приобрести рабочие специальности. В колледже разработаны специальные программы рабочих профессий для студентов университета им. Шухова.
Тесные контакты с потенциальными работодателями определяют актуальность содержания образовательных программ, а значит и востребованность выпускников на рынке труда.









Список литературы
Национальная доктрина образования. Материалы Всероссийского совещания работников образования. –М., 2000
Бершадский М.Е.. О значении понятия «технология» в современной литературе.- М.: Завуч,2002.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1986.