Критериальное оценивание как средство успешной реализации ФГОС ООО


Главное управление образования мэрии г. Новосибирска муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 175» (МБОУ «СОШ № 175»)
Ленинский район
630034, г. Новосибирск, ул. Титова, 43/2 тел./факс 3529391, e-mail sch_175_nsk@nios.ru






Инновационный проект

Критериальное оценивание как средство
успешной реализации ФГОС ООО




Автор проекта:
Черных Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории





СОДЕРЖАНИЕ

стр.


«Визитная карточка» проекта


3-4


Введение


5


Этапы реализации проекта


6


Теоретические и методологические основы технологии критериального оценивания


7-8


Технология опыта


9-15


Преимущество технологии критериального оценивания


16-18


Предполагаемые образовательные результаты


19


Список литературы


20


Приложение


21-29








Краткая аннотация проекта 

Фамилия, имя, отчество автора
Черных Людмила Ивановна

Название образовательного учреждения
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 175»


Вид проекта
Учебный

Тема
«Критериальное оценивание как средство успешной реализации ФГОС ООО»


Цель проекта
Моделирование новой системы контроля знаний и оценки деятельности учащихся

Методические задачи
- изучить и проанализировать состояние проблемы оценивания в педагогической теории и практике;
- осуществить отбор методов контроля в логике критериального оценивания с учётом специфики предмета «Русский язык»;
- разработать систему диагностики и показателей достижения результатов.  

Ведущая идея инновационного проекта
Сегодня, в соответствии с ФГОС, мы должны оценивать у школьников не только предметные, но и метапредметные результаты: познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Это вызов времени.  Таким образом, учитель современной школы поставлен перед необходимостью научиться оценивать не только (и не столько!) конечный результат, но и способы деятельности обучающегося. При этом ощущается острый дефицит технологий и эффективных методик для оценивания приращений этих метапредметных результатов. В данном проекте будет предложен один из вариантов решения проблемы оценивания.

 Применяемые технологии
Технология критериального оценивания
Технология развивающего обучения

Предметные области, в рамках которых проводится проект
Русский язык.
 

Возрастная категория, на которую рассчитаны цели проекта
5-9 классы

Программно – техническое обеспечение
Мультимедийный компьютер;
мультимедиапроектор;
средства телекоммуникации (выход в Интернет);
экран

Ожидаемые результаты
Внедрение критериальной системы оценивания
результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО в деятельность педагогических работников образовательной организации.



Постановка проблемы
Общеизвестно, что в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования необходимо выстраивать учебное занятие в логике системно-деятельностного подхода. Учитель должен поменять свою позицию на уроке, а именно, перейти от транслирования готовых знаний к совместной деятельности с учащимися. Стать учителем-консультантом, который направляет мысль ученика в нужное русло, учит его самостоятельному поиску, помогает выбирать источники информации и т.д. Меняется и роль школьников в учении: они становятся активными участниками учебной деятельности, учатся работать и в «команде», и самостоятельно.
В этих условиях необходимо создавать новую систему контроля знаний и оценки деятельности учащихся. Систему, которая обеспечит включение школьников в контрольно-оценочную деятельность, поможет им приобрести навыки и привычку к самооценке, т.к. это качество является непременным условием становления личностных характеристик выпускника, изложенных в «портрете выпускника основной школы». С моей точки зрения, этим требованиям отвечает технология критериального оценивания, т.к. это действенное средство не только для формирования мотивации к учебной деятельности и обеспечения индивидуального подхода к ученику, но и наглядная, прозрачная система оценивания. Именно поэтому, мной и был выбран педагогический проект «Критериальное оценивание как средство успешной реализации ФГОС ООО».
В ходе работы над проектом мною решались следующие методические задачи:
- изучить и проанализировать состояние проблемы  оценивания в педагогической теории и практике;
- осуществить отбор методов контроля в логике критериального оценивания с учётом специфики предмета «Русский язык»;
- разработать систему диагностики и показателей достижения результатов.  
    
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный:
2013-2014 учебный год
- Изучение теоретических основ проблемы;
- разработка инструментария критериального оценивания;
- создание «банка» диагностики и показателей достижения результатов

Поисково-экспериментальный:
2014 – 2015 учебный год
- Апробирование технологии критериального оценивания;
- мониторинг процесса и промежуточных результатов;
- корректировка дальнейшей работы.

Заключительный:
2015-2016 учебный год
- Оценка эффективности технологии критериального оценивания;
- анализ результатов, обобщение и распространение опыта.












 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Под критериальным оцениванием М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова понимают процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.
Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в формировании готовности и способности учащихся осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и способов их приобретения; концентрировать внимание; критически мыслить; оценивать собственные возможности и учебные достижения; осуществлять взаимооценивание.
Модель технологии критериального оценивания, включает:
- цель, обусловленную потребностями общества и личности учащегося;
- принципы (единства формирующего и констатирующего оценивания, осознанности, диагностической основы критериального оценивания), обеспечивающие достижение вышеуказанной цели;
- оценочную политику образовательного учреждения;
- организационно-педагогические условия оценочной деятельности;
- процедура педагогического диагностирования (карты формирующего и констатирующего критериального оценивания, тестирование, анкетирование, наблюдение, интервьюирование).
В технологии развивающего обучения четко сформулированы следующие принципы оценивания:
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
2. Оценивание должно быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Как мы знаем, в концептуальной базе технологии критериального оценивания есть следующие психолого-педагогические теории: активной познавательной деятельности и развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд); формирования мотивации к учению (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.М. Гельмонт); развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.Г. Петерсон);гуманизации и личностно- ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С.Якиманская). Следовательно, мы понимаем, что технология критериального оценивания основывается на объективных психолого-педагогических закономерностях формирования ключевых компетенций, а ее методы и субъектные формы зависят от субъектов учебной деятельности.
 











ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Каждый критерий оценивания – это цель образования, которая является по своему содержанию синтетической, то есть, включает предметные и развивающие цели. Например, критерий «Коммуникация», предполагает не только умение использовать предметные термины в устной и письменной речи, но и развитие собственно коммуникативных навыков ученика. При критериальном оценивании ученики получают возможность оценивания своего развития за период времени, то есть сравнение его с самим собой. Наличие критериев и уровней предоставляет ученику возможность осуществлять самооценивание и модерацию. Самооценивание осуществляется, во-первых, как оценивание собственной работы и последующее сравнение своих оценок с оценками экспертов и учителя, во-вторых, как сравнение себя с самим собой за промежуток времени. Анализируя и оценивая свою учебную деятельность, её результаты, ученик знает, что его самооценка может повлиять на общий результат. А модерация – это обсуждение оценок на основании уровней с целью достижения объективности. Следствием модерации является реальная корректировка оценки-результата. Следовательно, для оценивания своей работы каждый ученик должен уметь проводить анализ своей работы, самооценивание, выполнять модерацию.
Например, на уроке русского языка в 8 «Б» классе на тему «Словосочетание. Виды словосочетаний» дети получили задание выполнить упражнение №126 (по учебнику С.И. Львовой) и составить критерии оценивания своих работ. Вот один из вариантов критерий, составленных самими учащимися.
Критерии оценивания
Ученика (цы)____класса___ ________________________

Выполненные задания
Критерии оценивания
Баллы

1.
Правильно определить главное и зависимое слово в словосочетании
10-14 словосочетаний- 4 балла
8-9 словосочетаний- 3 балла
5-6 словосочетаний- 2 балла
1-4 словосочетания-1 балл


2
Указать части речи в словосочетании
10-14 словосочетаний- 4 балла
8-9 словосочетаний- 3 балла
5-6 словосочетаний- 2 балла
1-4 словосочетания-1 балл


3
Определить вид подчинительной связи
10-14 словосочетаний- 4 балла
8-9 словосочетаний- 3 балла
5-6 словосочетаний- 2 балла
1-4 словосочетания-1 балл


10-12 баллов – «5»
7-9 баллов- «4»
4- 6 баллов- «3»
1-3 балла –«2»
Сумма баллов
оценка






Вот критерии оценивания, составленные учащимися этого же класса на уроке русского языка на тему «Синтаксис. Пунктуация». Учащиеся получили групповое задание: составить словосочетания с разными видами подчинительной связи в словосочетании (1 группа- вид связи согласование, 2 группа- вид связи управление, 3 группа- вид связи примыкание). В словосочетаниях зависимые слова должны быть выражены частями речи, указанными на схеме.
Критерии оценивания третьей группы
Ученика (цы)____класса___ __________________

Задания
Критерии
баллы
Сумма
оценивание
Суммативная оценка

1
Составить слово-сочетание
1.Зависимое слово- наречие
2 бал.

14 баллов «5»




2.Зависимое слово-деепричастие
3 бал.

9 баллов
«4»




3.Зависимое слово-
инфинитив
4 бал.

5 баллов
«3»




4.Зависимое слово-
существительное
5 бал.

2 балла
«2»


Вся педагогическая деятельность учителя должна быть направлена на создание условий для личностного самоопределения подростка в учебном материале. Основным предметом контроля и оценки педагога должен быть еще один способ работы учащихся с тематическими оценочными листами; поиск учеником путей ликвидации своих пробелов и трудностей; выбор учеником "пространства" действия (мастерская, библиотека и т.п.); определение времени и сроков выполнения заданий для самостоятельной работы; оценка учеником своей готовности к выполнению тематической проверочной работы. Такие тематические оценочные листы я даю в начале изучения материала курса, разделенного на блоки. В оценочном листе дается маршрут движения по темам, виды оцениваемых работ, указываются требования к изучению данного блока.
Основная цель оценочных листов - выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем. Оценочный лист вклеивается в тетрадь и, помимо всего остального, служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося. Оценочный лист служит, своего рода, "планом" прохождения блока учеником.
Оценочный лист к блоку по теме «Синтаксис. Предложение» в 8 «В» классе на уроке русского языка
Ученика (цы)____класса___ ________________________

Маршрут урока
Критерии оценивания
Освоил хорошо, могу применить на практике
Понял, но не могу привести примеры
Не по-нял
Были затруднения

1.
Синтаксис. Грамматическая основа простого предложения. Виды сказуемого.

Ученик знает определение терминов, может привести примеры





2
Виды сказуемого.
Простое глагольное сказуемое.

Ученик умеет находить ПГС, может привести примеры





3
Виды сказуемого.
Составное глагольное сказуемое.

Ученик умеет находить СГС, может привести примеры





4
Виды сказуемого.
Составное именное сказуемое.

Ученик умеет находить СИС, может привести примеры





6
Оценивание учителя









После изучения конкретных тем создаются оценочные листы как средства контроля за усвоением знаний:
создается текст самой работы;
задания располагаются по нарастающему уровню сложности;
в отдельной графе прописывается, какой навык или знание проверяются при выполнении того или иного задания;
обучающийся осуществляет проверку своих знаний, умений и навыков, анализирует и оценивает себя.
Вот примеры оценочных листов, которые используются на уроках русского языка в разных классах. Такие оценочные листы очень удобны для отслеживания динамики знаний по той или иной изучаемой теме.
Оценочный лист по теме «Правописание причастий», 6 класс (по Львовой)
Фамилия, имя _____________________
критерии
Образец задания
самооценка
Оценка учителя
Итоговая оценка

1.Умение находить орфограммы:
- «Правописание гласных в суффиксах причастий»;
- Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»;
- «Одна и две буквы Н в суффиксах причастий»
1.Вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически орфограмму.
а) Завис.щий от обстоятельств, стел.щийся по земле, слыш.щий звуки, кле.щий карандаш, ненавид.щий ложь, вид.вший войну, посе.вший лён, развеш.вший бельё.
б) (Не)замеченная учителем ошибка; (не)греющее солнце; комната (не)проветрена; (не)доумевающий взгляд; (не)сшитые, а связанные вещи; (не)освещённая улица; (не)закрытое тучей облако; (не)написанное стихотворение.
в) Точё.ый карандаш, заштопа.ые носки, мороже.ая рыба, дрессирова.ые медведи, пережёва.ые новости, подкова.ая лошадь, ошибка исправле.а, вяза.ый бабушкой шарф.




2.Умение графически обозначать условия выбора орфограмм.
2.Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Графически обозначьте причастный оборот.
Мальчик вытащил из кармана лист бумаги вырва.ый из тетради.
Мы сели отдохнуть на повале.ое ветром дерево.
Убаюка.ый сладкими надеждами он крепко спал.
Защищё.ые инеем рощи сияли алмазным блеском.
Берёзы окружаемые площадку создавали густую тень.




3.Знание морфологических признаков причастия, умение делать морфологический разбор причастия.

3.Сделайте морфологический разбор причастия «окружаемые».





Оценочный лист по теме «Словосочетание», 8 класс
Фамилия, имя__________________
критерии
Образец задания
самооценка
Оценка учителя
Итоговая оценка

1.Умею определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

1.Укажите способ подчинительной связи.
а) искусство резьбы
б) очень интересно
в) упорно стремиться
г) гордо реять
д) доблестный труд
е) участвовал в походе.




2.Умею определить средства связи в словосочетании.

2.Укажите только главное слово:
а) далеко живёт
б) синева неба
в) спокойно размышлять
г) мне нравится
д) в море лесов
е) помахивая платком.




3.Знаю виды словосочетаний и умею их различать.

3.Выпишите только словосочетания, определите их вид.
а) лес шумит
б) в сонной тишине
в) небо голубеет
г) поёт гроза
д) примчался конь
е) весёлый и счастливый.




4.Умею графически разбирать словосочетания.

4.Графически разберите словосочетания:
а) пройденный путь
б) щепотка соли
в) охотно ехать
г) очень интересно
д) упасть навзничь
е) весёлый до неузнаваемости.




5.Умею изменять строение словосочетаний, заменяя их синонимичными.
5.Замените словосочетание синонимич-ным:
а) девочка с голубыми глазами
б) сев весной
в) январский день
г) надпись на память
д) утренняя зарядка
е) дежурство по ночам




После написания работы, взаимо- или самопроверки обучающийся видит свои ошибки и типы орфограмм, с которыми ему предстоит поработать. Через некоторое время, данное на подготовку, работа может быть проведена повторно, результаты проанализированы.
Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым обучающимся и автоматически спланировать работу с ним, а накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала. Для обучающихся оценочный лист является стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную в соответствии со своими возможностями.
Если оценочный лист использовать как средство проверки качества знаний за четверть (при выполнении четвертной контрольной работы), учитель сможет сделать вывод о подтверждении\неподтверждении оценок обучающихся, предполагаемых для выставления в журнал, как итоговых.
При критериальном оценивании образовательный процесс строится таким образом, чтобы у обучающегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, то есть самооценка.
Смысл этой работы – сформировать у детей способность понимать и выбирать критерии оценивания, давать содержательную оценку тому или иному способу действий и полученному результату, уметь оценивать себя, пользуясь разными шкалами. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке.
Ниже приведен еще один вариант проведения критериального оценивания. Условно разделим традиционный результат обучения в школе, наши знаменитые ЗУНы, на три части. В одной окажутся только знания, которые приобрёл школьник за все годы учёбы; в школе; в другой – только умения, которыми он овладел; в третьей – только навыки, которые у него сформировались. Знания оцениваются по критерию А, умения – по критерию Б, а навыки – по критерию С.
Критерий представляется как цель, как ожидаемый результат образования, а оценивание по любому критерию – это определение степени приближения ученика к данной цели. Кроме того в каждой предметной области есть и другие цели обучения, которые также могут стать критериями (например критерий C -навыки презентации, словесного и материального оформления и представления какой –либо работы) и т.д.
P.S. Примеры инструментария критериального оценивания, которые не вошли в основную работу, приведены в приложении.
























ПРЕИМУЩЕСТВО ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Введение в практику технологии критериального оценивания позволяет решать широкий круг задач, которые могут быть сгруппированы в три основных целевых блока.
Во-первых, такой подход дает учителю и ученику достаточно прозрачный, точный и объективный инструмент для определения успешности выполнения учащимся отдельных заданий и, как следствие, положительной успеваемости в целом.
Во-вторых, использование определенных параметров позволяет связать систему оценивания с целевыми установками, как отдельного учебного курса, так и получения знаний на соответствующей ступени школьного образования. Это становится возможным за счет того, что критерии о