Обобщение опыта по теме Формирование оценочной самостоятельности младших школьников как условие достижения образовательных результатов


Ковалева Ксения Сергеевна
МБОУ «Зюкайская СОШ»,
п. Зюкайка, Верещагинский район
учитель начальных классов
Формирование оценочной самостоятельности младших школьников
как условие достижения образовательных результатов
Восточная мудрость гласит: «Ничему нельзя научить, можно только научиться».
На ступени НОО осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности…», что диктует новые особенности организации процесса оценивания, ставя в приоритет оценочную деятельность ученика, а не учителя.
Работаю по новым стандартам уже пятый год. Результаты адаптационного периода учащихся первых классов показывают недостаточно высокий уровень готовности к школьному обучению, что проявляется в низком уровне мотивации к школьному обучению, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Эта ситуация заставила меня задуматься о том, как привести детей с недостаточно высоким уровнем готовности к школе к достижению единых требований стандарта.
ФГОС НОО предъявляет требование к начальной школе, которая должна оказать помощь детям при освоении эффективных средств управления учебной деятельностью, развитии способности к сотрудничеству. Решение данной проблемы невозможно без налаженной системы оценки, которая бы поддерживала и стимулировала учащихся, включала их в самостоятельную оценочную деятельность; обеспечивала точную обратную связь.
Для решения проблемы я поставила перед собой цель – повышение качества обучения младших школьников через формирование умения оценивать свою деятельность.
Стандарты предъявляют определенные требования к системе оценки:
Оценивание является постоянным процессом, т.е. осуществляется на каждом этапе урока и при проведении рефлексии
Оценивание может быть только критериальным (критерии – планируемые результаты)
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся
Учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретают навыки и привычку к самооценке.
Выделяют оценивание формирующее и итоговое. Если итоговое оценивание решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его еще называют текущее, диагностическое, или оценивания для обучения.
В первом классе введено без отметочное обучение, поэтому использую цветовую гамму для оценивания деятельности учеников на каждом этапе урока. На этапе целеполагания ставлю перед учениками особую учебную задачу – умение оценивать свою деятельность.
В начале года совместно с учащимися разрабатываем критерии оценки, согласно которым они оценивают себя зеленым цветом в случае безошибочного выполнения задания, желтый цвет означает наличие 1-3 ошибок, красный – 4 и более ошибок. В зависимости от сложности задания критерии могут меняться в пользу ученика. Обязательным требованием является аргументация выбора учащимися того или иного цвета для оценки.
Практика показала, что на первых порах учащиеся затрудняются адекватно оценивать себя (дописывают буквы, ставят цвет, несоответствующий их работе), не могут объяснить причины неправильного выполнения работы, им трудно зафиксировать место незнания. Это объясняется несформированностью адекватной самооценки учащихся, неумением контролировать свою деятельность. Систематическая работа в данном направлении дает свои результаты, и уже к концу первого класса большая часть учащихся успешно овладевает названными УУД. Это подтверждает положительная динамика мониторинга метапредметных УУД.
Во 2-ом классе цветовую гамму заменяет отметка, но критериальная основа, к которой дети привыкли, остается. Учащиеся продолжают оценивать результат каждого этапа урока. Проверяя задание по образцу, ставят себе отметку и аргументируют ее выбор. При проверке я, если соглашаюсь с их отметкой, обвожу ее в кружок. Если не соглашаюсь – пишу рядом свою, объясняю детям свой выбор, выслушиваю их позицию.
В случае не успешности, ученик при оценивании в тетрадь ставит красный цвет, а в дневник ставит точку. И в течение 7 дней он имеет возможность исправить отметку.
В конце урока каждый ученик выставляет отметку в дневник за свой труд, аргументируя ее.
В 3-ем и 4-ом классах для формирования оценочной самостоятельности разрабатываю «Листы достижений». В их структуру включаю основные учебные предметы, все виды контроля за четверть (проверочные и контрольные работы, диктанты, сочинения и изложения, заучивание стихов наизусть, проекты и др.), прописываю планируемую дату проведения работы. В названии работы стараюсь отразить проверяемое умение. В начале каждой четверти на организационном классном часе выдаю учащимся листы для вклеивания в дневник. Совместно анализируем содержание «Листов достижений», учащиеся задают вопросы на понимание. Затем по ходу выполнения проверочных работ учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки в листы. В случае, если отметка не удовлетворяет учащегося, он ставит себе «точку», которую должен отработать. Довожу до понимания учащимися, что неудовлетворительная отметка означает неотработанное умение. Для ликвидации пробелов, по соглашению с родителями, провожу групповые и индивидуальные консультации, использую дифференцированные задания на уроках.
Таким образом, отчасти выполняется требование стандарта об открытости системы оценки, учащиеся пониманию, какими умениями они овладевают в данный момент, мотивированы на достижение хороших результатов, снижается уровень тревожности перед неудачей в учебной деятельности.
В конце каждой четверти провожу мониторинг сформированности УУД и предметных результатов на основании положения о Мониторинге, принятом в школе.
Эффективность формирования оценочной самостоятельности подтверждает рост качества обучения моих учеников и результаты Всероссийской проверочной работы.
Я могу сделать вывод, что система оценки, предложенная стандартами, оправданно работает на общий учебный результат.
Литература:
ФГОС НОО
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Ч.1, Ч. 2/ под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.