Использование интерактивной доски как средство повышения интереса к обучению младших школьников



Использование интерактивной доски как средство повышения интереса
к обучению младших школьников
Автор: Руппель Наталья Альбертовна
Контактный электронный адрес: Ruppel661@mail.ruМесто работы: МКОУ «Корниловская средняя общеобразовательная школа»
Аннотация
Данная работа раскрывает роль и возможности использования интерактивной доски (ИД) в начальной школе с целью повышения интереса к обучению.
Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Поэтому одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Я считаю, что учителю необходимо использовать все возможности для того, чтобы ребята учились с интересом. Одним из путей решения этой проблемы, исходя из опыта своей работы, я считаю применение различных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения.
Согласно требованиям к оснащённости кабинета начальных классов, в котором ведутся занятия с обучающимися, занимающимся по ФГОС, в моём кабинете есть ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор. Я активно пользуюсь поставленным оборудованием, т. к. заметила, что его применение повышает активность обучающихся в их познавательной деятельности. Но особый интерес у детей вызывает применение на уроках интерактивных технологий. Возможность строить модели, манипулировать объектами, схематически изображать ситуацию даёт применение интерактивной доски SMARTBoard. ИД выводит взаимодействие обучающихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Применение ИД позволяет мне намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом, не нарушая привычный ритм и стиль работы. Система новых технологических решений, которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из основных принципов "учись учиться".
Для меня обучение детей никогда еще не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает учителю "оживить" урок.
Первой реакцией учащихся на возможность работы в ходе занятий с электронной ИД был ярко выраженный энтузиазм - изменения от одного прикосновения выглядели очень эффектно. Сразу стало очевидным преимущество новой технологии перед устоявшейся практикой работы. Объяснение материала с использованием ИД позволяет сделать уроки ярче, информативнее и увлекательнее. Ученики не отвлекаются на таких уроках. ИД позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. ИД на уроке - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям учителя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Применение ИД позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока.
ИД помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие.
Как говорят дети, интерактивная доска - это супер! Трудно описать все её достоинства. Детям нравится работать на уроке, им легко и интересно - это главное. Им нравится передвигать предметы и слова, строить геометрические фигуры, чертить схемы к задачам, писать маркерами, стирать с доски. О преимуществах интерактивной доски можно говорить очень много. А к преимуществам можно отнести следующие : Написанное можно открывать, дополнять, исправлять сколько угодно раз. Можно  группировать, соединять, классифицировать, сортировать, заполнять пропуски, упорядочивать;
можно делать заметки на уже имеющемся материале, например при просмотре презентации; очень удобно организовать вставки видеофрагментов; и т.д. И это далеко не полный перечень именно интерактивных возможностей доски. По сравнению с традиционным обучением, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а моей задачей становится создание условий для их инициативы, что способствует развитию познавательной активности обучающихся.
На уроках русского языка использую следующие упражнения:
Анимации, задания на развитие речи, различные упражнения по темам, проверочные тесты, игры.
На уроках математики:
Решение примеров, задач, логических упражнений путем передвижения карточек с ответами, минутки чистописания, игры, тестирования и многое др.
Интерактивное обучение очень большую помощь оказывает на уроках окружающего мира. Одного рассказа учителя и учебника будет недостаточно. Здесь на помощь приходят компьютер и ИД с их неограниченными возможностями. Использую тренировочные упражнения с подачей новой информации.
Активно использую электронные приложения к учебникам по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии.
Обучающие диски: «Русский язык во 2 классе», «Математика в школе и дома», «Мир природы», «Фантазёры» - интерактивная раскраска, «Учимся правильно говорить» и другие. Создаю собственные разработки.
Для повышения интереса к обучению использую ИД и на внеклассных мероприятиях. Для каждого класса начальной школы подготовила и провела занятие с использование ИД в рамках предметной недели по литературному чтению.
ИД используем и во внеурочной деятельности в курсе «Юный исследователь». Эксперименты, проводимые с использованием цифровых датчиков, выводятся на ИД. Ученики самостоятельно на ИД умеют задать команду «начать эксперимент», «сохранить показания датчиков», «сопоставить полученные графики». На этих занятиях мы проводили эксперименты с датчиком температуры Go!Temp, датчиком частоты сердечных сокращений, интерактивным микроскопом.
Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Очень важно понять, что ИД- не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке. Как и с другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования ИД можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Необходимо также помнить о временном ограничении работы с ИД из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
В заключении хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит долго ждать.
Список литературы
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru).
Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/).
«Умные уроки SMART» (http://metodisty.ru/m/groups/view/umnye_uroki_SMART).