Внеурочная деятельность как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов


Тема выступления: «Проектирование как эффективный инструмент по формированию метапредметных и личностных результатов».
Автор: Учитель истории и обществознания МБОУ «Орлинская СОШ»
Зырянова О.В.
Тезисы:
Технология проектирования в контексте ФГОС.
Направления проектной деятельности в моей педагогической практике.
Система формирования метапредметных и личностных УУД в проекте «Детский исторический театр»:
Исследование (познавательные УУД)
Репетиционный процесс (коммуникативные УУД)
Подготовка костюмов и реквизита (личностные УУД)
Приобщение к искусству через посещение выставок и театра (познавательные, коммуникативные, личностные УУД)
Концертная деятельность: выступления, гастроли (личностные, коммуникативные УУД)
Проведение ролевых экскурсий « Страницы истории Орла-городка» (коммуникативные, личностные, регулятивные УУД)
Детский исторический театр – призер (II место) регионального конкурса молодежных проектов «Учимся жить в мире и согласии» (регулятивные, личностные, коммуникативные УУД)
Индивидуальный подход к каждому участнику.
Отзывы детей и родителей.
«Проектирование как эффективный инструмент по формированию метапредметных и личностных результатов».
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться собственным опытом использования проектных технологий в качестве инструмента по формированию метапредметных и личностных результатов.
Более 10 лет я рассматриваю проектные технологии, как один из эффективнейших инструментов по формированию, когда то, знаний, умений и навыков, после – компетентностей, сейчас – УУД, в любом случае, это – некий результат образовательного процесса. Именно поэтому, Метод проектов пришелся «ко двору» новым ФГОС – он также отталкивается именно от результата, который мы хотим получить.
Как и в каких направлениях, я лично, использую проектные технологии?
Во-первых, это разработка и реализация собственных педагогических и социально-культурных проектов. Во-вторых, реализация совместных проектов с коллегами по школе. Это - экологические, культурологические, патриотические проекты, проекты по ПДД. В-третьих, это – руководство с 2008 года творческой группой педагогов Орлинской школы по внедрению Метода проектов в образовательный процесс. В-четвертых, ведение факультативного курса «Основы проектой деятельности» в 5 -6 классах. И, наконец, это – руководство творческим объединением «Проект» на базе Дома детского творчества, для учащихся 5-11 классов, и, конечно, курирование ученических проектов.Однако, сегодня я хочу остановиться на вопросе о том, каким образом проектная деятельность может способствовать формированию метапредметных (т.е., коммуникативных, регулятивных, познавательных), а также, личностных результатов. Возьму, для примера свой последний проект «Детский исторический театр». Это долгосрочный проект, реализуется уже 4-й год, исключительно, во внеурочное время. Сущетсвует театр, благодаря деятельности некоммерческого партнерства приемных родителей «Открытая дверь», директором которого я являюсь, и финансируется за счет грантов, которые партнерство получает, как победитель различных краевых конкурсов проектов.
Безусловно, многие здесь, хотя бы однажды, видели наши выступления. Но, эти яркие моменты на сцене – лишь верхушка айсберга под названием «театр». Что им предшествует, или сопутствует? Какие изменения происходят в детских душах при соприкосновении с этим видом искусства? А, возвращаясь к нашей теме, какие метапредметные и личностные результаты формируются под его воздействием?
Разрабатывая проект, я выстроила систему, основанную на работе сразу в нескольких направлениях:
Все начинается с исследования. Мы посещаем музей, изучая историю русского костюма, и, знакомясь с малоизвестными страницами истории родного края. Или художественную выставку, получая урок высокого искусства. Или становимся участниками мастер-класса в Детской школе искусств. Или знакомимся с шедеврами советского кино, участвуя в Кинопоказе . В любом случае, все начинается с процесса познания, с формирования познавательных УУД.
Затем, трудовые будни – репетиционный процесс. Он долог и тяжел: мы вживаемся в образ, учимся обращаться с реквизитом, разучиваем бальные танцы…(полным ходом идет формирование коммуникативных и личностных результатов)
Готовим атрибуты для выступлений: лаборантская кабинета истории превращается в костюмерную, сами шьем костюмы….формируются необходимые личностные качества.
Приобщаемся к искусству, посещая художественные выставки и театр. Учимся понимать язык искусства, привыкаем дарить цветы артистам, правильно одеваться и вести себя в театре – «на лицо» – формирование познавательных и личностных результатов.
Концертная деятельность, т.е. собственно, выступления, учит самообладанию, умению находить выход в затруднениях (а они то и дело случаются во время гастролей), умению морально поддержать товарища. Именно здесь, в полной мере создается, так необходимая всем нам, а детям – особенно, «ситуация успеха», появляется вера в себя, в свои возможности, исчезают комплексы и неуверенность в своих силах… (т.о. идет формирование как коммуникативных, так и личностных результатов).
Для меня важно еще и то, что детский творческий коллектив – это не конвейер, и я имею возможность учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, для того, чтобы помочь ему самореализоваться, наиболее полно раскрыть свои способности.
Только что, я, буквально, препарировала деятельность детского театра педагогическим скальпелем. Но, закончить выступление хочется живым языком моих любимых артистов и их родителей. Вот некоторые из отзывов:
Полина: «Благодаря участию в детском историческом театре, я стала менее замкнутой и стеснительной. Я перестала бояться общества и людей. Театр, действительно, много значит для меня…»
Надежда Васильевна: «Посмотрела спектакль «Гусарская баллада». Потрясающие впечатления!!! От игры актеров, от костюмов, от танца! Полное погружение в эпоху 1812 года. Мой сын, оказывается, умеет танцевать вальс!...»Лена: «Благодаря театру, я лучше стала понимать литературные произведения и людей, которые меня окружают. Я стала гораздо ироничнее, чувствительнее и целеустремленнее…»
Семья Егоровых: «Слезы до сих пор на глазах! Это очень трогательно… и важно, чтобы наши дети, мы, все вокруг, не забывали про подвиг наших солдат! Нам очень понравился спектакль «А зори здесь тихие»! Спасибо вам всем!!!»
Инна: «Мне очень нравится заниматься в нашем театре! Ставить новые спектакли, показывать их ровесникам, ездить на конкурсы… В Орле, благодаря театральному кружку, много подростков, вместо прогулок, выбрали творчество. Я очень люблю наш театр!»
Вадим: «Я, как неопытный, часто забывал текст и говорил своими словами… Но, ребята спасали, и зрители этого не замечали… Артистом быть трудно, но очень классно!»
В заключение хочу добавить. В этом году ребятам стало тесно в рамках моего проекта, и они решили создать собственный – разработали и реализовали коллективный проект «Мы – экскурсоводы». Провели ролевые экскурсии для гостей Орла-городка из разных уголков Пермского края. Это были как взрослые, так и дети, участники межрегиональных фестивалей в Усолье, или просто – гости поселка. Ребята показали историческое театрализованное представление, рассказав об истории родного поселка. А затем, приняли участие в региональном этапе конкурса молодежных проектов в этнокультурной сфере «Учимся жить в мире и согласии» и стали призерами конкурса – заняв II место! По-моему, неплохой как метапредметный, так и личностный результат!