Активные методы преподавания на уроках английского языка как средство развития учащихся


Активные методы обучения английскому языку
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Каждому человеку необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Существуют различные формы организации активного обучения: - различные формы проблемного обучения, беседа, разбор конкретных ситуаций;
- различные техники организации групповой работы (упражнения, нацеливающие учащихся на обмен информацией по типу «мозаики», «мозговой штурм», составление семантической карты);
- различные методы (направляемая дискуссия, свободная дискуссия; игровое моделирование – ролевые игры, «воображаемые ситуации»).
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
АМ начала урока («Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» )АМ постановка целей и ожиданий (Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы»)
АМ презентации учебного материала («Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм»)
АМ организации самостоятельной работы над темой ( «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания» «Автобусная остановка», «Ярмарка», «Cветофор»
АМ подведения итогов урока («Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Ниже я приведу несколько коммуникативных методов, которые могут быть использованы на уроке, во внеклассной работе по английскому языку на средней и старшей ступени. Среди них есть и универсальные, которые подходят для обучения разным предметам.
Метод: «Чемодан» -Метод проработки содержания темы. Этап урока: работа над темой Время проведения: 15-30 минут.
Цель: формировать навыки диалогической речи, развивать творческое мышление учащихся, учить работать в группе
Необходимые материалы: слова разных частей речи и грамматических форм по теме занятия на отдельных листах висят на доске, прикрепленные магнитами. Технология проведения: Учитель заранее готовит необходимые материалы. Для проработки темы можно предложить учащимся составить предложения из данных слов и связать из них небольшой цельный текст, или диалог. Не обязательно использовать все. Учителю необходимо подготовить такое количество частей, которое гарантировало бы достаточную вариативность содержания (не менее 5 выражений). Перед представлением диалога, участники демонстрируют, какие выражения они взяли в свой «Чемодан» Группа делится на команды, чтобы соперники следили за правильностью составления предложений. Командам дается время на подготовку и после этого они презентуют свой диалог или полилог.
Метод: «Хвастун» - Метод проработки содержания темы
Этап урока: работа над темой Время проведения: 7-10 минут
Цель: тренировать грамматические навыки в устной речи,
Необходимые материалы: карточки с названиями временных форм английского языка (можно сделать кубик) или без вспомогательных средств.
Технология проведения: Учитель начинает игру и заранее готовит необходимые материалы. Для проработки темы можно предложить учащимся «Хвастун» вытягивает себе время, в котором он должен сказать предложение. Остальные должны опровергнуть это предположение (составить отрицательное предложение) или выразить удивление (общий вопрос). Если «хвастун» ошибается, тот, кто его поправил, становится «хвастуном».
Подобные занятия позволяют обучающимся выйти из привычной роли наблюдателя; создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.
Применение АМО на уроке по теме: Город. Достопримечательности
Lesson: City. Sightseeing The 9th grade.Subject: City. Sightseeing.Objective: to train to read and speak about sights around London (St. Albans, Hampton Court, Windsor Castle), to teach to make a poster.
Aids: cards, tourist guides and brochures, tables.
The Course of the Lesson.II. Lexical Drills.
T: Sometimes your tour is exciting, pleasant and interesting. It’s like a dream. Occasionally your tour can be terrible because of bad weather, bad food or bad hotel. What’s your opinion about a dream tour and a terrible one?
Class is divided into two groups. Each group will get a list of words and word-combinations. Group 1 will choose all the possible words to describe a dream tour. Group 2 will find the words to describe a terrible tour.
the groups present their ideas in turn. They write the words on the blackboard and
try to prove their opinion.
e.g.
Group 1: I’m sure it’s convenient means of transport because it’s very important when you travel. You needn’t wait for a long time.
Group 2: Just so. Transport makes your trip comfortable.
Group 1: In my view it’s a lot of sights because it’s interesting to see as much as possible when you travel.
Group 2: We are not so sure. You may be tired of sights and it’ll be “porridge” in
T: Let’s summarize our ideas. As you see, every person has his own view on the problem. Some people are fond of local food and others prefer fast food, some tourists like to do the sights others think it’s boring. As the English people say “Tastes differ”.
Phrases Фразы Opinion Мнение
Convenient means of transport
Noisy airports and railway stations
A lot of sights
Fast food
Hot sun
Crowds of tourists from other countries
Conducted tours
Bad weather
Local food
A very different culture
With your friends or family
Non-stop entertainment
No timetable
Romance with a stranger
Peace and quiet
Big modern hotels
Camp holidays
A coach tour I think (feel, guess, suppose) that
As I see it
My view (opinion) is that
In my opinion (view)
Agreement:
Just so. I quite agree. Certainly. Sure. Exactly. I should think so. That’s it.
I think you are right. I can’t but agree.
Disagreement:
On the contrary. Certainly not. Don’t be so silly. Just the other way round. I’m afraid you are wrong.
You are not sure.
Yes, but… On the other hand… I don’t think you are right. I can’t agree with you there. I’m not so sure
III. Reading for information.
T: Now let’s divide into three "colour" groups. Every student in each group will get one text to read. Text 1 “St. Albans” Text 2 “Hampton Court” Text 3 “Windsor Castle”
Students are dividing into 3 groups (3 students in each group). Everybody who has number 1 works with the text about St. Albans. Everybody with number 2 reads text about Hampton Court. And those who have number 3 read text about Windsor Castle (5 min.).
T: Now, change your groups. All students with text 1 will sit at one desk and discuss the contents of their text. The other groups will do the same. After discussing the students should fill in their part of the table according to their numbers (8-10 min).
Now, return to your "colour" groups and present the information you’ve learnt to your companions. Their task is to ask questions and to fill in the whole table (8-10 min).
Discussing. Дискуссионные вопросы
T: 1) What is text 1 (2, 3) about? Where is it situated? 2)How can we get there?
3) What sights can we see there? 4) What else can we do there?
5) What new words have you found in the text necessary to describe the place?
T: So, you’ve learnt about three places of interest. What do they have in common?
-They are near London. They are popular with tourists.
What are the differences?
-St. Albans is a town; Hampton Court and Windsor Castle are the buildings.
Who would the places be interesting to visit for?
-Everybody who is fond of history.Tourists and students.
Why are they worth seeing?
-They tell us about history, culture and art in Britain.
-They help to understand English customs and traditions.
IV. Solving a problem.
Imagine, that we have only one day and we can visit only one place. Where shall we go? Let’s vote. But you should prove your opinion.
Students stand in a line. Each of them must say where he or she would like to go and explain why.
e.g. Student 1: I’d like to go to Windsor Castle because I’ve never seen the Royal palace. Student 2: I’m sure Hampton Court is worth visiting because it’s a jewel of the Royal heritage. Student 3: I suppose St. Albans is a “must” because it’s a Roman city. Etc.
T: The result is four students would like to visit Windsor Castle, three of you have chosen Hampton Court and two students prefer to travel to St. Albans. So, we’ll go to Windsor. Thank you for your choice.
Список литературы:
1. http://www.moi-universitet.ru/effective-school2/2. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе.- М:Велби, 2007.- 480 с.
4. http://reriholga.ucoz.kz/index/aktivnye_metody_obuchenija/0-207
5.http://5ballov.qip.ru/referats/preview/90822/1/?diplom-aktivnyie-metodyi-obucheniya.