Практическая работа по теме Активные методы обучения: за и против


Активные методы обучения



п/п
ЗА

п/п
ПРОТИВ

1.






























2.









































3.













































4.





































5.


























6.















7.





























8.























9.






















10.
Активные методы обучения являются эффективным инструментом реализации компетентностного, личностно ориентированного, деятельностного подходов к обучению. Они основаны на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем. Изменяются акценты в учебных отношениях учителя и учащихся, превращаясь из командно-авторитарных в партнёрские, равноправные, «субъект субъектные». Такое взаимодействие основывается на сотрудничестве, взаимопонимании, диалоговом общении. В процессе обучения активность учащихся становится условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков и одновременного интенсивного, практического их применения. Усиливается позиция ученика как инициатора и творца самого процесса обучения: из ведомого он превращается в управляющего процессом познания, при этом активно задействуется его природная любознательность, личные интересы и творческие возможности. Использование активных методов становится элементом положительной мотивации учащихся к обучению.

В процессе овладения предметным материалом АМО побуждают учащихся к активизации учебно-познавательной, мыслительной, творческой, исследовательской и практической деятельности. Активные методы обучения представляют такую систему методов, которая направлена не на изложение готовых истин, сведений, информации, знаний, их воспроизведение, механическое заучивание, а на самостоятельное «добывание», осмысление, приобретение, овладение прочными знаниями, умениями и навыками в процессе активной познавательной деятельности. Учёный Л.В.Выготский сформулировал закон, который гласит, что «обучение влечёт за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности». Именно в активной учебной деятельности, направляемой и корректируемой учителем, учащиеся сознательно, осмысленно и заинтересованно овладевают знаниями, практическими умениями и навыками. Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Методы активного обучения – это ещё и эффективные методы педагогического воздействия на развитие и формирование аналитического, абстрактного, логического, ассоциативного, аналитического, мышления учащегося, что позволяет личности ученика обогатить свой творческий и жизненный багаж интересными идеями, знаниями, умениями для познания, понимания и исследования окружающего мира.

В активном образовательном пространстве создаются содержательные и организационные условия для личностного, интеллектуального саморазвития школьников, овладения ими творческими умениями и практическими навыками, формирования интеллектуальных способностей к самопознанию, самосовершенствованию.
Благодаря использованию методов активного обучения, развиваются творческие способности учащихся, их интеллектуальный потенциал, личные наклонности и качества, происходит становление и формирование духовно богатой, креативной, инициативной, самостоятельной, самодостаточной личности с активной жизненной и гражданской позицией, высокими нравственными ориентирами и моральными ценностями. Такая личность способна к мобильному реагированию на инновационные изменения в обществе, ответственному принятию адекватных и самостоятельных решений, уверенна в собственных силах и личных качествах, которые позволят ей чувствовать себя комфортно в конкурентном мире. Ещё Квинтилиан утверждал, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения «бывает причиной добродетели». Активные методы обучения помогают учащимся осознать своё место в жизни, самоутвердиться, поверить в собственную исключительность, способствуют проявлению познавательных интересов, личностно значимых ценностей и нравственных установок. Они также способствуют самостоятельному выбору индивидуального образовательного маршрута для каждого учащегося, в котором в полной мере реализуются индивидуальные склонности и познавательные интересы личности.

В основе активных методов лежит диалогическое, полемическое общение, как между учителем и учащимися, так и между самими учащимися. Диалоговость становится принципом сотрудничества, взаимодействия и сотворчества. Учащиеся могут спорить, отстаивать собственную позицию, своё мнение, полемизировать, прийти к собственному решению, пониманию и видению проблемы, ситуации, конкретной задачи. В процессе толерантного диалога развиваются коммуникативные способности учащихся, их речь, умение решать проблемы и задачи коллективно, обогащается лексический запас, повышается речевая культура. Создаётся непринуждённая атмосфера открытости, доброжелательности, взаимоуважения, появляется вера в успех. Включается и эмоционально-психологическая сфера учащихся, их чувства, ощущения, речь, память, воображение, появляется личная заинтересованность в изучении темы, исследовании проблемы, самостоятельном овладении знаниями. Групповая и коллективная форма взаимодействия, возможность применения полученных знаний в практической деятельности, самостоятельность и свобода выбора, право высказаться и быть услышанным активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают уровень учебной мотивации, создают ситуацию успеха, радости, обретения для каждого их них.

Применение активных методов обучения помогает учителю достичь основных целей филологического образования: развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, формировать навыки самостоятельной и коллективной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности; работать над формированием «чувства фразы», воспитанием чуткости к красоте и выразительности русской речи, потребности в систематическом чтении художественных произведений. Использование активных методов обучения способствует становлению духовного мира человека, формированию внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности; воспитанию чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса учащихся.

Активные методы обучения обладают большим воздействующим, воспитательным потенциалом. В их спектре реализуются следующие воспитательные задачи: воспитание внимания, способности активно мыслить, дисциплины умственного труда, трудолюбия, ответственности за результат деятельности, выработка умения работать в коллективе, а значит, и адаптироваться в современном обществе; воспитание уважительного и толерантного отношения к собеседнику, общечеловеческих духовных и моральных ценностей, ориентиров.

Также активные методы обучения позволяют сократить затраты времени на освоение знаний и формирование практических умений и навыков, потому что усвоение знаний, овладение практическими умениями и навыками осуществляется одновременно, в одном процессе решения проблемных задач или деловой игры. Они могут быть эффективными, оптимальными способами контроля качества знаний учащихся по предмету, так как предоставляют реальную возможность установить объективное количество и качество приобретённых умений и навыков, провести их экспертизу (решение проблемных задач и ситуаций, КСУ, тестирование, блиц-опрос и т.д.). Методы активного обучения многофункциональны, так как с помощью одного метода можно решить несколько педагогических задач: закрепление новых знаний, совершенствование полученных практических умений, активизация обмена опытом. Они обеспечивают выполнение тех задач, в процессе решения которых учащиеся самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Активные методы обучения – это оптимальные способы моделирования урока или определённого этапа занятия, конкретной изучаемой темы. Их можно применять на разных этапах урока, мероприятия: в качестве позитивного настроя или мотивационного момента в начале урока, для выяснения целей, опасений, ожиданий, презентации и представления учебного материала, организации самостоятельной работы, коллективной деятельности, подведения итогов, рефлексии, релаксации. Таким образом обеспечивается проявление личного интереса у учащихся к изучению определённой темы путём активного вовлечения их в разнообразную практическую и познавательную деятельность. Каждый из методов позволяет эффективно решать конкретные задачи и дидактические цели того или иного этапа урока, мероприятия, занятия.

Играя, учащиеся познают окружающий мир, потому что игра, ролевая, имитационная, театрализованная, деловая, соответствует психологии и самой природе ребёнка, обеспечивает активное участие в уроке каждого ученика, повышает «авторитет» знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Коллективные игры приучают учащихся к коллективным формам жизни и деятельности. В игре учащиеся учатся применять свои знания на практике, пользоваться ими в разных ситуациях. Игра – это самостоятельная активная деятельность, в которой учащиеся вступают в диалог со сверстниками. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании детей, способствуют формированию добрых чувств и благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Как показали исследования и практика, активные методы обучения, которые используются в целях снятия психологического и эмоционального напряжения, релаксации на общеобразовательных уроках, благотворно влияют на восстановление умственных способностей учащихся, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой обучающихся, снимают статические и нервные нагрузки.


1.

























2.









3.













4.

















5.




















6.













7.






















8.













9.












10.




























11.
Об активных методах обучения ещё говорили философы древности. Их развивающее, проблемное, познавательное содержание стало основой для создания теории развивающего обучения Л.В.Занкова и В.В.Давыдова. Система Л.В.Занкова была призвана развивать мышление, творческие способности учащихся, учить выделять главное, но привела к увеличению объёма изучаемого материала, что способствовало перегрузке обучения, отрицательно сказалось на качестве знаний и успеваемости учащихся. Всё новое, неизвестное должно помогать педагогам в овладении инновационными способами, приёмами и методами учебной деятельности, иметь конкретные цели, пути их достижения и спрогнозированные результаты, не быть оторванным от реалий педагогической действительности. Есть у хирургов заповедь – «не навреди», по-моему, это в большей степени касается учительской деятельности, так как педагог имеет дело с особым материалом – детскими душами, характерами, судьбами.

Учитель должен использовать активные методы обучения очень внимательно и избирательно, в соответствии с содержанием, темой занятий, уровнем подготовленности учащихся, иначе урок или внеклассное мероприятие не будет иметь полезного смысла, эмоционального и воспитательного воздействия, практической направленности.

Часто учителя перенасыщают урок игровыми методами активного обучения, при этом забывая о постоянном контроле над усвоением знаний, необоснованно увеличивают объём индивидуальной творческой работы учащихся. И вместо желания учиться, развития познавательных интересов у учащихся, их любознательности происходит обратный процесс – снижение, а то и вовсе угасание интереса к обучению в результате психологической, физической и умственной усталости, перегрузки. Всё хорошо в меру.

Нельзя организовывать «игру ради игры», не учитывая при этом интересы, наклонности, возможности коллектива конкретного класса. В противном случае у учащихся «размываются» знания, представления об изучаемой теме, рассеивается внимание, остаётся лишь азарт, элементы соперничества и состязательности, то есть средство подменяет цель. Содержание метода активного обучение должно быть понятным, ясным для учащихся, цели и задачи должны быть конкретными и чёткими, формулировка доступной, иначе в сознании учащихся поселится психологический дискомфорт и неуверенность в собственных силах.

Спонтанное, непродуманное применение активных методов обучения приведёт к очередному риску - физической и психической перегрузке, утомляемости учащихся. Использование методов активного обучения на уроках или моделирование урока нетрадиционного жанра, проведение внеклассного мероприятия требует тщательной подготовки, затрат времени, в том числе и личного, определённого напряжения умственных и духовных сил. По-моему, здесь должен срабатывать принцип – «лучше реже, но качественно». Я за дозированное, продуманное, уместное применение эффективных, позитивных активных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся и против их бессистемного использования.

Не следует также часто, из урока в урок применять одни и те же активные методы обучения, потому что источник познавательной активности учащихся – новизна учебного материала, определённой темы. Учащиеся привыкают к такому «стандартному набору» и теряют всякий интерес к изучению материала. Например, не следует несколько раз демонстрировать похожие видеоклипы или слайды одной и той же мультимедийной презентации, дважды показывать на уроках таблицы, плакаты и т.д.

Педагогу необходимо постоянно работать над уровнем своей профессиональной компетентности не только для того, чтобы вооружиться современными методами, инновационными технологиями, а, в первую очередь, для того, чтобы стать интересным для своих воспитанников и как учитель, и как человек. Ведь известно, что выбор обучения в определённом учебном заведении учащимся и его родителями осуществляется по принципу: «иду учиться именно к этому грамотному, умному, высококвалифицированному учителю, а не иду учиться именно в ту школу, где работает этот учитель». Учитель должен быть в постоянном творческом тонусе, поиске и так управлять учебно-познавательным процессом, чтобы не погас огонёк интереса к изучению предмета, овладению знаниями в глазах его воспитанников.


При применении на уроке активных методов обучения, особенно игровых, очень часто «страдает» дисциплина. Поэтому возникает проблема правильной организации коллективной деятельности в группе, команде. Учитель должен воспитывать культуру умственного труда, корректное и уважительное отношение друг к другу в полемическом споре. От правильной установки учителя будет зависеть характер проведения урока, его поведенческая структура.


Применение имитационных или неимитационных активных методов обучения не должно стать самоцелью для учителя. Бесконтрольное, бесцельное, неразумное, непродуманное их использование, без учёта потребностей и способностей учащихся, не приведёт к желанному результату, а наоборот, будет способствовать снижению мотивации к обучению, интереса к освоению учебного материала, да и к изучению предмета в целом.

Игра повышает умственную активность ребёнка, но это не значит, что занятия или определённый этап урока должны проводиться только в форме игры. Игра –это активный метод обучения, который даёт хорошие результаты только в сочетании с другим методами: наблюдениями, беседами, чтением и проч. Игра на уроке – дело серьёзное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной отдачи на уровне воспроизведения, преобразования и творческого поиска. Если же она организована стихийно, результат может получиться обратным. Может проявляться зазнайство у сильных учащихся, превышение власти командных ролей над второстепенными. Непослушание, неподчинение также может нарушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ученик выйдет из игры, если ему будет нечего делать. Важно следить за тем, чтобы поведение учащихся, ставшее произвольным, было позитивным. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

Физкультминутки, которые используются в целях релаксации на уроках, должны иметь временные рамки и соответствовать содержанию урока. Слишком динамичные паузы могут навредить самочувствию ребёнка, поэтому учителю следует очень осторожно подбирать физические упражнения, которые мог бы выполнить каждый ученик без вреда для своего здоровья.