Стать на тему Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных стандартов





















Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных стандартов при изучении темы «Имя существительное как часть речи»






Выполнила:
Самонова Наталья Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ Школа №118 г.о. Самара
Красноглинского района










Самара 2016
Содержание

Пояснительная записка 3

II. Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. 8








































Пояснительная записка
Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребёнка. С поступлением в школу он впервые начинает заниматься социально-значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.
Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов.
Современные дети значительно отличаются от своих сверстников двадцатилетней давности. Изменилась социальная ситуация развития детей: возросла информированность, расширился кругозор, однако они мало читают, информативность часто оборачивается негативной стороной: бессистемность, агрессивность, чрезмерность. Игры, совместная деятельность и сотрудничество с взрослыми и со сверстниками часто оказываются ограниченными во времени. Это затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетенции. В результате – трудности в обучении, связанные с несформированностью произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.
Знания, полученные в начальной школе, являются базовыми для всего последующего обучения. Важно научить детей учиться.
Проектируя систему своей деятельности в новых условиях, я учитывала все эти особенности.
Федеральный государственный стандарт второго поколения в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
В связи с этим передо мной встала задача - в учебном процессе обеспечить достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД обучающихся: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Образовательная система «Школа 2100» с 2004 года занимается проблемой развития интеллектуальных, организационных, коммуникативных, нравственно-оценочных умений учащихся. Данные умения рассматривались как показатель функциональной грамотности, которая проявляется в готовности успешно решать различные жизненные задачи. Таким образом, система имеет достаточный опыт решения проблемы, заявленной в новом образовательном стандарте.
Образовательная система «Школа 2100» предлагает сделать цель, определенную ФГОСом, реально достижимой через формирование функционально грамотной личности

Для меня стало понятно, что для достижений новых результатов необходимо использовать такие технологии проведения уроков, которые на выходе давали бы эти результаты.
Все предметные УМК, составляющие комлекс УМК ОС «Школа 2100» основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объёме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися. Это:
-проблемно-диалогической технология,
-технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);
-технологии оценивания учебных успехов;
-проектной технологии.
Все учебники этого комплекса сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с рядом деятельностно ориентированных принципов, а именно:
-принцип обучения деятельности.
-принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.
В УМК предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений детей переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера.
Проанализировав предложенные технологии, я увидела принципиальные отличия построения урока в данном комплексе и традиционном.
Цель проблемно-диалогической технологии – научить самостоятельно решать проблемы средствами открытия знаний вместе с детьми. Используя технологию продуктивного чтения, учу самостоятельно понимать текст через приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.
Особенно актуальна, на мой взгляд, технология оценивания учебных успехов, которая коренным образом изменила традиционные школьные правила оценивания. Дети учатся в диалоге с учителем оценивать свои действия, достижения.
Курс русского языка в образовательной системе, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.
В курсе русского языка определены основные линии развития (ЛР) учащихся средствами предмета. Всего их 8.
1 ЛР – первичные навыки работы с информацией
2 ЛР – дальнейшее овладение родным языком
3 ЛР – овладение умениями различных видов устной и письменной речи
4 ЛР – овладение орфографией и пунктуацией
5 ЛР – понимание и анализ текстов
6 ЛР – знания о языке как основа речевой деятельности
7 ЛР – осознание себя носителями языка как части культуры
8 ЛР – развитие чувства языка
Цель урока определяется исходя из деятельности учеников: чему они должны научиться, какими знаниями и умениями овладеть. В уроке, как правило, задействованы сразу несколько целей по линиям развития. Поскольку в структуру большинства уроков положена ведущая технология , разработанная в рамках ОС «Школа 2100», - проблемный диалог, которая работает на формирование метапредметных результатов, то специально выделять эту цель в каждом уроке не целесообразно, однако можно «вычитывать» эти результаты ( Л- личностные; М/п – метапредметные познавательные УУД: М\к - метапредметные коммуникативные УУД; М\р – метапредметные регулятивные УУД) как цель каждого урока в самой её организации.
В начале урока для развития интереса к языку, повышения мотивации к его изучению предлагается познавательный, увлекательный материал в виде игр, загадок, жизненных аналогий. Работа на уроке ведётся с учётом разных уровней – необходимого (Н), повышенного (П) и максимального (М). Задания повышенного уровня не обязательны для выполнения всеми учениками, они не требуют контроля и проверки и оцениваются всегда на высоком уровне в словесной форме: «отлично, молодцы», если дети справились. Задания максимального уровня требуют особых умений, языковой интуиции. Маркировка ориентирует на максимальную сложность задания.
Образовательная система помогает планировать работу на уроках по достижению новых образовательных результатов, однако, у меня постоянно возникают вопросы: нужно ли планировать специальную работу, направленную на достижение метапредметных результатов? Как проверить эффективность своей работы?
На мой взгляд, самое важное – это понимание самим учителем необходимости работать принципиально по-новому. Стандартный урок, построенный на репродуктивной подаче материала, провести привычнее и легче. Поэтому, девизом своей деятельности я выбрала слова древнего философа Плутарха это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь».
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим
школьным предметам.









Технологическая карта урока русского языка в 4 классе.

(Образовательная система «Школа 2100». Русский язык 4 класс, часть 1, Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, М., Баласс, 2012)

Тема урока: «Имя существительное как часть речи».

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.

Цель как деятельность учеников:
6 ЛР:
- развитие умения находить в тексте имена существительные;
- накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте;

Основные общеучебные цели урока: (М/п)
а) общеучебные умения: организационные, коммуникативные;
б) общеучебные цели:
- развитие умения самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста;
- обобщать и делать выводы на основе её анализа;
- сжимать информацию до плана и ключевых слов;

Цели урока, которые должны быть названы детьми в итоге.
Предметные:
- роль имён существительных в речи;
- постоянные и непостоянные признаки имён существительных;
Общеучебные: учились оценивать полученные результаты.

Используемые педагогические технологии.
Технология проблемного диалога.
Технология оценивания учебных успехов.
ИКТ

Используемые педагогические приёмы.
Работа в парах.
Работа в группах.
Кластер

Методы: словесно-наглядный, частично-поисковый, исследовательский, игровой.

Методы и формы контроля: текущий контроль, самооценка, индивидуальный опрос, фронтальный опрос.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, слайдовая презентация урока, учебник, рабочая тетрадь, черновые листы для записей, карточки с заданиями.


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД

I.Оргмомент
Приветствует учащихся проверяет готовность к уроку. Используется игровой приём, настраивающий на работу.
Ну-ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

М/к умение оформлять свои мысли с учётом речевой ситуации

II.Языковая разминка с элементами актуализации изученного
(комплексное повторение, развитие умений)
Предлагается учащимся записать одно предложение, выполнить синтаксический разбор и комплекс заданий (группировка и объяснение орфограмм, разные виды разбора)
Выполняет текущий контроль
Записывают предложение в тетрадях, один ученик – на доске.
Ученики сами формулируют задания к данному предложению и затем выполняют их.
Совместное оценивание работы у доски исправление ошибок. Перечисление видов заданий, выполненных учащимися.
М/р
-умение составлять план решения учебной проблемы
-умение корректировать свою деятельность
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других

III. Введение в раздел.
Предлагается записать слова под диктовку. Обозначение всех орфограмм.
-Что объединяет эти слова?
- Какие вы знаете части речи? Члены предложения?
Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия. А разве могли бы мы без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.
Запись слов под диктовку на доске и в тетрадях. Обозначение всех орфограмм.
(сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха)
М/п
-умение осуществлять анализ и синтез
-

IV. Формулирование темы урока.
Используется мотивирующий приём.
- Как вы думаете, слова какой части речи мы чаще всего употребляем?
Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из предыдущего задания. (существителное)
- Какой буквы не хватает? (ь)
Какова её роль в этом слове?
Дайте полное название этой части речи.
-Предположите чем мы будем заниматься на уроке.

Отвечают на вопросы.
Выполняют задания
Проверяют предположения.
(существителное)
М/р
-умение самостоятельно формулировать тему и цели урока
-

V. Актуализация изученного.
Задание: прочитайте и сделайте вывод.
О какой особенности имён существительных свидетельствует это упражнение?
Учитель записывает на доске: Роль имён существительных в речи.
2. Коллективная беседа. Признаки имён существительных. Разбирается пример, показывается форма записи.
- Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения?
Учитель записывает на доске: Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
3. Синтаксическая функция имён существительных.
Разграничение имён существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.
Учитель задаёт наводящие вопросы. Записывает на доске: Член предложения.
4.Развитие умения различать существительные и местоимения в тексте. Морфологический разбор имени существительного. (№104)
Даёт задание.
Контролирует последовательность выполнения.
- Что вспомнили при выполнении этого упражнения?
-Обратите внимание на порядок разбора, сокращённую запись слов.
Учитель записывает на доске: Морфологический разбор имени существительного.

Работа в парах.
Выполняют № 101. Делают вывод.









Индивидуальная работа.
Осуществляют проверку с помощью мультимедиа, сверяют свои записи с записями на слайдах.
Самооценка.








Работа в парах.
№ 103
Ученики обсуждают в парах написание, списывают предложение, в котором есть сложное слово. Затем находят имена существительные в тексте и делают вывод.

Фронтальная работа:
-расстановка запятых в учебнике;
-списывание последнего предложения;
-запись однокоренных слов;
-разбор существительного как части речи;
Формулируют вывод по упражнению.
М/п
- развитие умения самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста;
- устанавливать причинно-следственные связи

- обобщать и делать выводы на основе анализа информации;


VI. Итог урока
- По какому плану мы повторяли имя существительное?
-На основе этого плана выделите ключевые слова и составьте кластер.

Дети отвечают на вопросы.
Работа в группах –составление кластера через выделение ключевых слов.
Проверка с помощью мультимедиа.
М/п
умение преобразовывть информацию из одной формы в другую
- сжимать информацию до плана и ключевых слов;



VII. Домашнее задание
Даёт установку на закрепление полученных сведений.
- Поработайте над своей устной научной речью. Составьте рассказ на тему «Имя существительное как часть речи» по представленному в упражнении плану.
Записывают домашнее задание
№53 в дидактическом материале
№ 105 (устно)
М/к умение оформлять свои мысли в устной форме.






























Список литературы

1.Русский язык 4 класс, часть 1, Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, М., Баласс, 2012.
2.Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя, М., Баласс, 2012.
3.Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. Под нау.ред. Д.И. Фельдштейна.М., Баласс, 2008.
4.Планируемые результаты начального общего образования, Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.,Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения.
5.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч 1. М., Просвещение, 2010, Стандарты второго поколения.
6.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – творческое сообщество учителей










13PAGE 15


13PAGE 14215




15