Статья Создание информационно – образовательной среды в образовательных учреждениях, как условие достижения нового качества образования











Создание информационно – образовательной среды в образовательных учреждениях, как условие достижения нового качества образования


Стойкина Татьяна Львовна,
учитель математики и информатики, МБОУ «Сусловская СОШ», Мариинского района, Кемеровской области















Создание информационно – образовательной среды в образовательных учреждениях, как условие достижения нового качества образования

«Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий» Герберт Маршалл Маклюэн

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования. Главной задачей, которой является создание единой информационно-образовательной среды (ИОС).
ИОС рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования.
Новое качество образования – его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Сегодня школа отражает аспекты современного информационного общества, в котором происходят серьезные изменения, утверждение новой цивилизации, воспитывающейся на мультимедийно-цифровой культуре.
Модернизация школы связана с необходимостью решения одной из главных задач на современном этапе:
на персональном уровне – сформировать информационную компетентность участников образовательного процесса: овладение навыками работы в Интернете, использование новых электронных образовательных ресурсов, информационных средств, технологий;
корпоративном уровне – овладеть навыками совместной работы в локальной сети, Интернете, совместной проектной деятельности.
Локальная, глобальная сети изменили методологию поиска и производства знаний. Ядром, базисным компонентом информатизации образования становится освоение образовательных продуктов с новым информационным качеством.
Информационно-образовательная среда должна комплексно обеспечить все процессы в ОУ: обучение, воспитание, инновационную, управленческую деятельность.
Что такое информационно-образовательная среда (ИОС) школы?
Какова ее структура и содержание?
Информационно-образовательная среда   школы  – система информационно-образовательных  ресурсов  и инструментов, обеспечивающих условия   реализации  основной образовательной  программы образовательного 
 учреждения.
ИОС школы включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного  процесса  в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Информационно-образовательная среда позволяет реализовать дидактические возможности инновационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу школьников, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной познавательной деятельности.
Эффективность использования ИКТ, возможности индивидуализации образования существенным образом зависят от уровня ИКТ-компетентности учителя, от степени его готовности к использованию ИКТ в учебном предмете, в целостном в образовательном процессе, но информационно-образовательная среда не ограничивается заменой существующих в школе практик на аналогичные, выполняемые с помощью ИКТ (например, использование компьютерных презентаций вместо слайдов и видеофильмов).
Чтобы посмотреть реальную картину Информатизации школы, был проведен мониторинг по разным направлениям.
Так в нашей школе удостоверение “Пользователь компьютера” получили 88% учителей, активно используют информационные технологии в обучении всего 53% учителей, 32 % учителей используют их эпизодически и 12% преподавателей работают в традиционном стиле.
Мониторинг эффективности использования компьютерной техники
в образовательном процессе
Параметры
Результат

Оснащенность ОУ компьютерной техникой

Количество учащихся в ОУ


Количество компьютерных классов


Кол-во компьютеров для учебного процесса:


Кол-во компьютеров для административных целей:


Кол-во компьютеров в свободном доступе для учителей


Кол-во компьютеров в свободном доступе для учащихся


Кол-во учащихся на 1 компьютер, использующийся в учебных целях


Общее количество копировальной и мультимедийной техники:


Кол-во дисков в школьной медиатеке и предметных кабинетах:


Кол-во предметных кабинетов (в т.ч. нач.кл.), оборудованных АРМ учителя (компьютер, проектор, интерактивная доска или экран)


Общее кол-во предметных кабинетов в ОУ ( в т.ч. нач.кл.)


Наличие локальной сети в ОУ:


Кол-во компьютеров, имеющих выход в Интернет


Кол-во компьютеров, имеющих выход в Интернет, на которых установлены контент-фильтры



Кадровое обеспечение

Кол-во учителей в ОУ (без администрации и совместителей)


в том числе: - учителей информатики


Кол-во учителей, прошедших подготовку в области применения информационных технологий и пользования ПК


Общее кол-во учителей, имеющих навыки работы на ПК (без учителей информатики)


Общее кол-во учителей, применяющих компьютерные технологии при подготовке к занятиям (без учителей информатики)


Общее кол-во учителей, применяющих компьютерные технологии в образовательном процессе (без учителей информатики)


Кол-во учителей, прошедших повышение квалификации в дистанционном режиме


Кол-во учителей, принявших участие в дистанционных и Интернет конкурсах, проектах и т.п.


Информация об учителях-предметниках (без администрации и совместителей, без учителей информатики, учителя считать 1 раз)


Информация об администрации ОУ:


Информатизация ОУ

Наличие программы по информатизации, его название


ФИО ответственного за информатизацию в ОУ


Наличие нормативно-правовых документов, регулирующих работу с компьютерной техникой, программным обеспечением, в сети Интернет


Наличие сайта ОУ (указать адрес)


Классы, изучающие курс «Информатика и ИКТ» в рамках обязательной нагрузки


Кол-во часов на дополнительные образовательные услуги по информатике (факультативы, кружки)


Кол-во и процент учащихся, участвовавших в конкурсах и проектах с использованием ИКТ (за последние три года)


Участие ОУ в экспериментальной деятельности по информатизации за последние три года (год, название ОЭП, статус ОЭП)


Наличие специалистов, обслуживающих средства ИКТ


Использование электронных дневников (название инф. системы)


Использование дистанционного обучения в ОУ (да / есть возможность / нет)


Автоматизация управленческой деятельности


Причины, препятствующие внедрению ИКТ в образовательный процесс


Перспективы внедрения ИКТ в образовательный процесс школы
создание единого информационного пространства образовательного учреждения, достижение высокого уровня информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса;
повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя;
повышение информационной культуры обучающихся.


Результаты анкетного исследования по выявлению отношения обучающихся к компьютерным образовательным программам и использованию ИКТ (5-11 кл)
Вопросы анкеты
Количество
школьников - 134
%

1. Компьютерные образовательные программы на уроке - это явление:
– положительное
– отрицательное
– не знаю


132
-
2



99%
1%

2. На Ваш взгляд, компьютерные образовательные программы необходимы для:
– расширения образовательных информационных ресурсов
- индивидуализации обучения
- рационализации приемов и средств обучения
– игровой мотивации


134

78
64
34


100%

58%
48%
25%

3. На Ваш взгляд, кому (учителю или компьютеру) принадлежит ведущая роль в:

– обучающих технологиях
– консультативной помощи
– контрольно-оценочной деятельности
компьютер
учитель


57%
22%
29%
43%
78%
71%


На основе мониторинга были сделаны выводы, что необходимо создать единое информационное пространство школы, которое делает процесс функционирования образовательного учреждения открытым, доступным для всех его участников – педагогов, обучающихся, родителей, что само по себе является условием достижения нового качества образования.
Нами было принято решение о создании творческой группы педагогов, которая и будет организовывать целенаправленную работу по информатизации школы со всем коллективом педагогов и школьников, родителями.
Были сформулированы основные направления работы по созданию ИОС в наших условиях, в условиях сельской школы:

Что даст единое информационное пространство школе?
Компьютер становится моделью современного высокотехничного общества, адаптирующей участников образовательного процесса: учителей, руководителей структурных подразделений, школьников и родителей к реалиям современности.
Цели и задачи
Главная цель ИОС - это единство образовательного  пространства  школы, повышение качества  образования,  создание   условий   для  поэтапного перехода к новому  уровню  образования  на  основе информационных технологий, создание  условий   для  предоставления дистанционных образовательных  услуг.
Основные задачи ИОС:
1) Возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:
( планирование  образовательного  процесса;
( размещение и сохранение материалов  образовательного  процесса, в том числе – работ обучающихся и педагогов, используемых участниками  образовательного процесса информационных ресурсов;
( фиксацию хода  образовательного  процесса и результатов освоения основной  образовательной  программы начального общего  образования;
( взаимодействие между участниками  образовательного  процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе  образовательного  процесса для решения задач управления  образовательной  деятельностью;
( контролируемый доступ участников  образовательного  процесса к информационным  образовательным  ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
( взаимодействие  образовательного   учреждения  с органами, осуществляющими управление в сфере  образования  и с другими  образовательными   учреждениями, организациями.
2) Сокращение бумажного оборота документов и отчетов.
3) Повышение эффективности и скорости принятия управленческих решений за счет использования  новых  возможностей, предоставляемых ИОС.
4) Предоставление возможности быстрого доступа к данным по важнейшим показателям ОУ за любой период времени.
5) Представление данных показателей в удобном для восприятия и анализа виде.

Структура ИОС
Организационная структура ИОС школы:
( центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных  образовательного   учреждения  и иных информационных ресурсов общего доступа;
( компьютерные классы для преподавания курса информатики, для компьютерной поддержки общеобразовательных предметов, для организации исследовательской, проектной деятельности, внеклассной работы;
( статичные демонстрационные комплексы;
( автоматизированные рабочие места для административных работников, для сотрудников социально-психологической службы, для библиотеки, для методической работы, в учебных предметных кабинетах;
( медиатека, школьный Интернет-центр.

Техническая инфраструктура ИОС образовательного  учреждения:
( компьютерная техника (компьютерные классы, отдельные компьютеры);
( периферийное и проекционное оборудование (принтеры, сканеры, проекторы и др.);
( локальная вычислительная сеть;
( системное программное обеспечение.

Информационная инфраструктура ИОС образовательного учреждения:
( программное обеспечение общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);
( программное обеспечение АСУ РСО для автоматизации деятельности различных служб (для учета обучающихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.);
( программно-методическое обеспечение для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);
( информационные ресурсы образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, Web-сайт).

Нормативно-организационное обеспечение ИОС образовательного учреждения:
( программа информатизации образовательного учреждения, в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план мероприятий и план развития технической инфраструктуры на текущий учебный год;
( планы реализации тех образовательных проектов, которые образовательное учреждение осуществляет в данный момент;
( распределение функций между сотрудниками образовательного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, по техническому и методическому сопровождению, по обучению и консультированию, по внедрению информационных технологий в образовательную практику;
( регламентирующие документы, графики работы компьютерного оборудования.




Приоритетные направления деятельности по созданию единого информационного пространства школы

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, обучающиеся и их родители: администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса повышения свое квалификации и процесса обучения школьников. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой едиными соответствующими информационными, научно-методическими потоками и учебными ресурсами.

Создание условий для обеспечения доступного и качественного образования
Комплексная информатизация образования

Создание
единого
информационного
образовательного
пространства
Формирование
информационной
культуры
образовательного
учреждения
Обеспечение
технического
оснащения
учебного и
управленческого
процессов
Внедрение
новых
информационных
технологий

Создание единого информационного образовательного пространства

Комплексная автоматизация управленческого и учебно-воспитательного процессов на основе компьютеризации, современного технического оснащения школы.
Создание модели комплексной информатизации образовательного пространства школы
Объединение при помощи локальной сети всех структур ОУ для обеспечения доступа к информационным ресурсам участников образовательного процесса и организации эффективного информационного обмена между ними.

Формирование информационной культуры образовательного учреждения

Обучение администрации, педагогов, обучающихся к квалифицированному использованию ИТ в своей профессионально- учебной деятельности
Создание внутришкольной системы постоянного повышения квалификации педагогов в области ИКТ.
Создание комплекса мероприятий, направленных на повышение мотивации использования глобальной сети Интернет в образовательной деятельности у обучающихся и педагогов.

Обеспечение технического оснащения учебного и управленческого процессов

Оснащение компьютерной техникой, телекоммуникационным оборудованием, техническими средствами мультимедиа.
Проектирование и монтаж локальной сети с выделенным сервером.
Оснащение программным обеспечением учебного и управленческого характера.

Внедрение новых информационных технологий

Использование ИТ в качестве объекта изучения для учителей и учащихся для формирования пользовательских ИКТ – компетенций
Использование ИТ в качестве средства представления знаний и средства обучения.
Использование ИТ в качестве средства систематизации и распространения передовых педагогических технологий.
Автоматизация процесса обработки, накопления данных для управления организационными структурами образовательного учреждения


Приоритетные направления деятельности участников
образовательного процесса

Приоритетные направления деятельности администрации
1. Автоматизация организационно-распорядительной деятельности.
2. Ведение мониторинга качества обучения.
3. Ведение компьютерного мониторинга обученности в образовательной программе.
4. Организация работы групп "Пользователь ПК", Электронный документооборот.
5. Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс и повышения квалификации и методической поддержки учителей, чтобы обеспечить реальную поддержку процесса информатизации в школе. С помощью системы - обучения школьников и педагогов.
6. Структура переподготовки педагогов включает пять основных процессов.
Формирование у педагогов интереса к использованию ИКТ в учебном процессе.
Организация "мастерской" для ознакомление учителей с соответствующими способами педагогической работы с использованием ИКТ и специально разработанных учебно-методических материалов. Основной упор делается на поддержку дальнейшей самостоятельной работы педагогов. Например, при ознакомлении с ИКТ демонстрируются не столько основные приемы работы, сколько использование документации, обучающих программ, мастеров и подсказок для самостоятельного освоения соответствующих программных и технических средств.
Анализ результатов практической работы и рефлексия процессов саморазвития.
7. Компьютеризация школьной библиотеки, использование хранилища коллекции через [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по адресу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
8. Электронная база педагогических кадров.
9. Электронный банк учебно-методических ресурсов.
10. Электронная база по обучающимся.
11. Поддержание сайта школы, сайтов педагогов, Web- страниц отдельных школьных проектов.
12. Размещение на сайте школы локальных документов образовательного учреждения.
13. В рамках проекта предполагается модернизировать и объединить все компьютеры в локальную сеть (первая очередь).

Приоритетные направления деятельности учителя.
1. Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя.
2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке.
3. Использование Интернет – ресурсов в цикле гуманитарных, естественно-математических предметов и в курсе информатики.
4. Дистанционное образование, повышение квалификации.
5. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока.
6. Создание Интернет – уроков, интегрированных уроков.
7. Уроки на основе готовых программных продуктов
8. Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование медиатеки.
9. Создание банка данных развития школьников с помощью электронных программ.


Приоритетные направления деятельности обучающийся
1. Интернет-технологии - часть общей информационной культуры обучающийсяа.
2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования.
3. Интернет–технологии в организации дополнительного образования детей.
4. Обучение по индивидуальным маршрутам.
5. Дистанционное обучение.
6. Компьютерные технологии для подготовки к уроку.
7. Внеклассная деятельность: организация кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологии.
8. Тренировочное тестирование по программе ГИА и ЕГЭ.
9. Компьютерные конкурсы.
10. Дистанционные обучающие олимпиады.
11. Обсуждение актуальных проблем на Интернет форуме школьного сайта. В этом учебном году наша школа стала участником Дистанционного обучения. Два педагога нашей школы давали дистанционные уроки (по математике для 11 и 9 класса).



Приоритетные направления деятельности родителя
1. Освоение курсов информационной грамотности.
2. Посещение курсов компьютерной грамотности.
3. Получение информации о расписании учебных занятий; о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы.
4. Интернет общение с руководством школы и учителями на форуме сайта.
5. Интернет - знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.
6.Электронные журналы.

Правильно организованная информационно – образовательная среда в образовательном учреждении, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном  процессе, позволяет на новом  уровне  осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию обучающихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, является условием  достижения   нового    качества    образования.
Каким же я вижу современного учителя в этой среде? Ответ прост:
Умным,
Человечным,
Интеллектуальным,
Талантливым,
Единомышленником,
[Л']юбящим своё дело!








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



Дистанционное обучение

Учебный процесс (очная форма)

Курсы для углубления знаний, ликвидации пробелов (по общеобразовательной программе)

Самостоятельная, проектная, исследовательская деятельность обучающихся

Дополнительные материалы, практические работы

Совместная деятельность обучающихся

Консультации

Работа по индивидуальным программам



 
·