ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКОРОГОВОРОК В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКОРОГОВОРОК
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Детские считалки, юмористические детские песенки, сказки, загадки традиционно считаются малыми жанрами фольклора, их легко запоминать, несложно использовать в воспитании маленьких детей, они незаменимы в развитии мышления, памяти, речевых навыков, создании психо-эмоциональной сферы в личностном развитии ребенка.
Приобщение детей к ценностям фольклора – сложный процесс
с характерными особенностями, в котором опора на жанровую специфику, учет психологии и этапов развития ребенка, восприятия им эстетической природы жанров являются ключевыми составляющими в разработке методики изучения устного народного творчества в детских садах.
Методика изучения опирается на тех средствах, которые вытекают из жанровой природы произведений: специфике интонирования, быстроте речи, технике исполнения песенной части, выражению иносказания, характеристике изобразительных средств.
Небольшое по размеру произведение в стихотворной форме,
исполняется скороговоркой на одном дыхании, украшается пением, чаще бывает юмористического и сатирического содержания. Более точное определение жанра дал Г.У. Эргис: «Под этим названием объединяются довольно разнообразные стихотворные произведения, сходные между собой по характеру исполнения.
В дошкольном возрасте в развитии детей также важна роль потешных считалок, разновидности чабыр5ах, исполняемых скороговоркой. В силу юмористического содержания, ритмической организации текстов, ярких звуковых, интонационных характеристик скороговорки непроизвольно запоминаются детьми. Они с видимым удовольствием, пересчитывая на пальчиках, показывая жестами, сохраняя темп интонирования, повторяют вслед за говорящим маленькие стишки-скороговорки.
Содержание этих стишков самое разнообразное: от упражнений по произношению звуков и слов до обучения устному счету, на примере разнообразных картин окружающего мира в зависимости от возраста детей:
Для 3-5-летних детей Для 6–7-летних детей
Необходимо отметить, что в связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи.
Предлагаем Скороговорки по лексическим темам
Скороговорки. Овощи. Огород
П, о
Прокоп полол укроп, полол да пропалывал.
П, р
Полпогреба репы, полкочана гороху.
Б
Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб
в борщ.
П, л, о
К полудню Поля полполя прополола.
Т-п, о, м
Темка в потемках петрушку пропалывал.
Д, к, л, р
Возле грядки две лопатки, возле кадки два ведра.
К, л
Свекла у Феклы мокла, мокла, пока не поблекла.
К,ш,р
Накроши в окрошку картошки и горошку.
Х, т, с
С хрустом, с хрустом едим капусту.
Х, р
Посадила баба горох, собрала чертополох.
С
Сколько стоит сладкая сахарная свекла?
З, л, р
На улице в щели забора лезет горох без разбора.
Ш, ч
Пошел кочан на стрижку, остригся в кочерыжку.
К-ч
Сколько стоит кабачак? - Кабачок? Пятачок.
Щ
Ты нас мама не ищи – щиплем щавель мы на щи.
Ль
Воду налили и грядку полили.
П, л, о
Поля пошла полоть петрушку в поле.
К-л
Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку.
Рь-к
Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
Рь, п, к
Повтори-ка, кто быстрей: репка, редька, лук-порей.
 
Скороговорки. Дикие животные
П, о
Пони прятались в попоне, до копыт продрогли пони.
П.о
За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.
Ф, а
Жираф -  в Африке граф.
Ф, л
Лев поел, ложится лев - лани ходят, осмелев.
Ль, в
Был львенком, стал львом!
Н, р
У нерпы нервы, нервы у нерпы.
Д, с, р
Ёжик вырос в десять раз, получился дикобраз.
Г, м, л
В клетку к горилле забрался громила.
Мигом горилла громилу скрутила.
Х
Ну и хохот! Ну и хохот! Слон куда-то дел свой хобот.
С, л
Слон сломал случайно стенку.
З, б
Забавной обезьянке бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьянке.
З-р
Зоо-зоо-зоосад! В зоосад везут ребят!
В зоосад везут ребят, чтобы посмотреть зверят.
Ш, ч, п
Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
Ж, л, р
Летом в клетке зоопарка медвежонку очень жарко.
Ж, л
Целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень.
Ж, ч, т
Волчата ворчат, медвежата визжат,
Ежата лежат, бельчата молчат
Ч
У четырех черепах по четыре черепашонка.
Ф
Дали туфельку слону, взял он туфельку одну
И сказал, нужна пошире, и не две, а все четыре.
 
Скороговорки. Фрукты. Ягоды
Б, р
Боря на базаре был, та арбуз большой купил.
Ф, г, р
Грейпфрут – горьковато-кислый фрукт.
Н, с
Если на нас упадет ананас – сок ананасный прольется на нас. А на нас упал ананас. А на вас?
Д, м-н
Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку – Дине. Дина, Диму угощай; Дина Диме дыни дай.
Г
Гена Галю угощай, Гена Гале грушу дай.
С, н
Синий-синий сад сливовый под моим окном стоит.
Ш, к
У нашего Гришеньки под окном вишенки.
Й-л
Ели, ели, дыни, елиСъев, сказали: «Недозрели!»
Р, т
На горе Арарат растет крупный виноград.
 
Скороговорки. Рыбы.
С
Словили семь сельдей Сёма, Слава и Евсей.
Л, щ
Лещь - плещется. Хвощь – хлещется.
Щ
Щука и лещи не для щей, а для ухи.
Щ
Над рекою тучи гуще.
Дождик хлещет еще пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.
Щ, т
Плавниками трепеща, и зубаста да тоща.
Пищу на обед ища, ходит щука вкруг леща.
Тщетно тщится щука утащить леща.
К, л, б
Камбала без умолку болтала.
О белых бакланах и больших баклажанах.
Н, л
Не бывает улова у ленивого рыболова.
К
Купили каракатице кружевное платьице.
Ходит каракатица, хвастается платьицем.
К, р
Краб забрался на трап, и заснул крепко краб.
А кальмар не дремал, краба в лапы поймал.
 
Скороговорки. Цветы
П, с, ц
Хоть подсолнух и не птица - прямо к солнышку стремится.
М, р, к
Посеял мак Ермак: расцвел мак. Ермак собрал мак.
Н, м, з
Не забудьте незабудки, посмотрев на них минутку
М, л
Петя был мал и мяту мял. Увидала мать, не велела мять.
Ф
Фикус и флокс – не фрукты, а цветы.
В
Вьюнок и хмель вьются, вьются, перевиваются.
Г
Горят, как огни, на газонах гортензии и георгины.
Х, л
Был в саду переполох - там расцвел чертополох.
С-л, р
После росы росли розы.
З, р
Завязалась розы завязь. Роза красной оказалась.
З-ж
Из-за жары жасмин завядший.
З, р
Нежные розы боятся мороза.
Ц
В цветнике цветут цветы.
Ш, л, д
Ландыши наш Лавр рвал, Ларе ландыши давал.
Лара ландыши брала, рада ландышам была.
Ч
Шла Марыся по лесочку, через горки, через кочки.
Шла Марыся по цветочки, потеряла лапоточки.
Ль
А любили лилипуты лилии?
Р, с, л
Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Р, г
У Аграфены и Арины растут георгины.
 
Скороговорки. Игрушки
М, л,ч
Маленький мальчик менял марки на мячик.
М, л
Мне купили самосвал, я давно о нем мечтал
Т, л, а
Игра в лапту требует таланта.
К, ш, р
Крендель для матрешки, клоуну – лепешки, пряники для мишки, заиньке - коврижки
К, ш
Еду на лошадке в красной шапке,
По ровненькой дорожке на одной ножке.
М-л, ы-и
Вымыли ли вы куклу Милу?
- Мы Милу намылили и вымыли.
З, к, й
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
С-Ш
У крошки-матрешки пропали сережки,
Сережки Серёжка нашел на дорожке.
Ц
Не надо больше ссориться!
А то и мяч не ловится,
И книжка не читается,
И дождик начинается.
Ш, к
У Андрюшки - игрушка, игрушка – погремушка.
Ш, к, х
Мы играли в хохотушки,
Мы визжали, как свинушки,
Мы скакали, как лягушки,
Мы играли в хохотушки.
Ч, к, л
Запел волчок, загудел волчок,
Но упал на бочок – и молчок.
Он пел, шутил и не тужил.
М, л, ы-и
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла
Д
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
 
Скороговорки. Человек. Семья. Имя
Ф, а
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
П-к, д, о
Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли.
П
Плотный папа прочно встал, пирамидку основал. На плечах стоят без паники сыновья, потом племянники.
Ф
Федя фокус показал – Федя фокусником стал.
Н
Няня Нина, Нина – няня.
С
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
На скамейку мама села. Справа – Сева, Слава – слева.
З
Зина Зое позвонила, Зою в гости пригласила.
П
Принесла пирог нам мама. Не пирог, а чудо прямо.
Ш
Вяжет Мише бабушка тепленькие варежки.
Ч
На тумбочке у мамочки фото дачек в рамочке.
С, р, ч
Мама шьет сорочку дочке
Строчит строчки на сорочке.
С-з, р
Зоя разбила хрустальную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Ч, р
У брата настроение кричально – погремучее,
А у меня, а у меня – по комнатам – прыгучее.
С-ш
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
П, т, с
Баба стала на носок, а потом на пятку, стала русского плясать, а потом вприсядку!
С
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки хлоп, Санька – вбок, Сонька – скок, Сеньку с ног.
С, о
Не твое дело Феодосья, считать чужие колосья.
 
Скороговорки. Одежда. Обувь
П-т, к
У Татки тапки, тапки у Татки.
Б, Л, р
Любит наряжаться Любка, у нее в оборках юбка.
Ф, а
У Фани-фуфайка, у Феди-туфли, У Фаины-кофта.
Ф
Фаина и Фекла во фланелевых кофтах.
Н
Надо ночью на носки много ниток напрясти.
Т, к
Ткет ткач ткани на платье Тане.
К, р
У Кондрата куртка коротковата.
К, л
Катька – кокетка купила кепку в клетку.
Х, п
Тебе - пуховик, мне – пуховик.
Всем по пуховику, всем по выпуховику.
С-ц, т
Новый сарафанчик из цветного ситца.
В новом сарафане дома не сидится.
С-ш, л
Шила юбку – сшила шубку,
Шила шапку – сшила тапку!
С-ш
Сшили яркие штанишки,
Сшили пестрые рубашки.
Ж
Шил Жак желтый пиджак.
Маме-пижаму, жене-жакет,
Сыночку-тужурочку, дочке-жилет.
Ш-ж
Шаль-жаль, жаль-шаль.
Ш, р
Хороши штанишки у нашего малышки!
Что за кармашки, ремешки да пряжки!
З, с, б
Зайка, заинька косой, что ты бегаешь босой?
Подожди меня в лесу - я ботинки принесу.
С-ш
Шапкой Саша шишки сшиб, получил на лбу ушиб.
Б
Купил бегемот бегемотикам новые ботики,
скачут бегемоты по болоту в новых ботиках, надрывая животики.
В, п, л
Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на проталинке.
Ш
Сшила Шура шикарную шубу.
Шапка и шубка – вот и весь Мишутка.
Г, л, с
Голубь гладил галстук длинный,
Галстук белый – голубиный.
Голубь выгладил все складки.
Получился галстук гладкий.
Ж, п
Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы исколоты ежами.
Р, ш
У Ивана рубашка, у рубашки – кармашки.
М,й
Майке купили майку с каймой.
К
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!
 
Скороговорки. Еда. Продукты питания
С, п,
Сыпь в суп всех круп.
П, р
Петр Петру пек пироги.
Петр Петру пироги пек.
Б, р
Боря Ире дал  - ириску.
Ира Боре – барбариску.
М, ы-и
Мы посуду сами мыли.
Наши руки были в мыле.
В
Витя Вову угощал.
Витя Вове вафли дал.
Т, о
Толст тот, кто ест торт.
К, л, п
Клюквенно - малиновый кисель кипел,
на плиту из кастрюли переливался.
Х, л
Хвала халве, вкусна халва, халве – хвала!
С, к
Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.
С, к
Раз у нашего Степана, караулил кот сметану.
И когда настал обед, кот сидит-сметаны нет!
С-ш
-Саша любит сушки,
Сонечка – ватрушки.
-У Петрушки в супчике лаврушка,
У Лаврушки в супчике петрушка.
С, р
В миске – сосиски, в тарелки – сардельки.
С, л, к
-Слава съел салат капустный,
Был салат капустный вкусный.
-Ох! Вкусна, сладка капуста!
Съели все и в миске пусто!
Х
Нюхал хохол уху, да нахваливал:
Ух, хороша уха!
Е, л
Ели, ели дыни, ели..
Съев, сказали: «Недозрели!»
Ж
Жадный жук жевал картошку,
Пережадничал немножко:
Съел большущий корнеплод
У жука болит живот!!!
 
Скороговорки. Дом
Ш
Наш шалаш из камыша для мышонка-малыша.
Д
Дом в деревне делал Даня.
Подрасту и жить в нем стану.
Д, л
-Дятел выдолбил дупло.
Дятлу в том дупле тепло.
-Дятел, дятел мой приятель
Дуб долбит как долотом.
Помоги мне, дядя дятел,
Для скворцов построить дом.
Д, о
Не прибирает Домна дом,
У Домны дома все вверх дном.
Р
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Ш
В шалаше шесть шалунов.
Ч
Чукча в чуме чистит чуни.
Чистота у чукчи в чуме.
 
Скороговорки. Посуда.
С, к
Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.
Ф
Любит  Флора кофейник из фарфора.
М
Мы посуду сами мыли,
Наши руки были в мыле.
Ч, ц
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Ш
Ложкой понарошку, я хлебал немножко,
Кашу, борщ и кислый щи, мама сладкое неси.
Ч, ц
Чайные блюдца легко бьются.
Ч
Чем чаще чищу, чем чашка чище.
Ш, ч
Это-ложка, это чашка, в чашке гречневая кашка. Ложка в чашке побывала – кащки гречневой не стало!
Д, с
Я с посудой осторожна – ведь разбить посуду можно. Я носить, и ставить буду аккуратно всю посуду.
 
Скороговорки. Мебель
В, а
Сидит Ваня на диване.
Ф
Софья на софе, а Феофан на пуфе.
С, в-ф
Сова советует сове: «Спи соседка на софе,
На софе так сладко спится,
О совятах сон приснится»
С, к, ш
Стол – книжка, кровать – раскладушка.
Ш, к, с
Стоит раскладушка, на раскладушке - подушка,
на подушке – Андрюшка.
Д, ч, ж
Жук увидел одуванчик и присел, как на диванчик.
Л, с
Столы белодубовые, гладкотесовыструганные.
Р
Наша Иринка спит на перинке.
 
Скороговорки. Птицы
С, в
Клест по весне веселится по весне.
С
Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне -
До сих пор бы сидел на сосне.
С-ш
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила.
С, р
Сыр сорока раздобыла,
Сорок дырок в сыре было.
Сыр сорока поклевала.
Сыра с дырками не стало.
С, к, р
Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек не ссорясь строчат.
Сорок сорочек прострочены всрок –
Сразу поссорились сорок сорок.
С
Сказала со смехом соседке синица:
«Стать самой скрипучей сорока стремится!»
Т, р, щ
Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки.
Т, в, р
Под деревом тетерев тетерева встретил:
«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?»
Тетерев тетереву в ответ:
«Мои тетеревята - здоровые ребята.
Твоим тетеревятам от них привет!»
Т, р
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
Д, л, т
Летел на болото носатый удод.
Глядел на удода усатый Федот.
Покуда не сел на болото удод.
Стоял и глядел на удода Федот.
У, т, к
Утят учила утка-мать
Улиток на лугу искать.
Улитки на лугу, без шуток,
Учились прятаться от уток.
Ф
Филин расфрантился, во фрак принарядился.
Филину охота красивым быть на фото.
 
Скороговорки. Насекомые
С
Оса боса и без пояса.
С, у
У осы не усы, не усищи, а усики.
У, ж
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужами не ужиться.
Уж от ужаса стал уже -
Ужа ужица съест на ужин.
Ж
Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.
П, ч
У пчелы, у пчелки почему нет челки?
Отвечаю почему: - Челка пчелке ни к чему.
Г
Гусеницам грусть: сгрыз грызун груздь.
Ж
Жук с жучихой не тужили,
Крепка с буквой Ж дружили.
Буква Ж к ним приходила,
Их жучат жужжать учила.
С-ш, ж
Слишком много ножек у сороконожек.
Х
Муха – горюха села на ухо.
 
Скороговорки. Деревья. Кустарники
С
У сосенки-сосёнки выросли опенки.
Л, т, с
По дороге топал тополь,
Топал тополь в Севастополь,
Ну, а рядом топал Сева,
Тополь справа, Сева слева.
Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем!
Г, р, ш
Груша Грушеньку растила.
Груша груши ей дарила.
Буква Г поможет Груше
Груши собирать и кушать.
Е, л, р
Еле -еле ель Егор затащил себе во двор.
Е, л, к
Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка.
Ж, л.к
«Жалко Ёлку: - думал Ёжик,
Не побегать ей без ножек».
Удивлялась ёлка: «Ёж, без корней ты как живешь?»
 
Скороговорки. Космос
М, с
Космонавтом стать хочу,
С мамой в космос полечу!
А, р
Астронавты - на орбите, акробаты на Арбате.
З, в
Зажглась зеленая звезда
Запустят звездолет туда.
Л
Лунной ночью лунный кот
Песни лунные поет.
Т-д, ч
Все короче наша тень,
Это значит – скоро день.
Тень растет, уходит прочь,
Это значит – скоро ночь.
Ч, т, ц
У каждой планеты есть что-то свое,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо –
Его окружает большой кольцо.
Н, л
Прилунился лунолет, в лунолете – луноход.
 
Скороговорки. Зима
З, м
Заморозила зима и заборы и дома.
З
Запоздалая зима за ночь избы замела.
З, р, м
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
З, в
На зимнем небе в морозы
Загораются яркие звезды.
И, л
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
М, р, с
Мороз мост мостил,
Мостил – не вымостил.
В, л
Навалилось в валенки снега Вале маленькой.
З, л
Зимой поле белое, промерзло-заледенело.
С
- Мороз за нос кусает до слез.
- Береги нос в большой мороз.
- Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.
- Снежинки ловит Тая, они слетают, тая.
 
Скороговорки Осень
С-з
Осень озеро нарочно застеклила этой ночью.
Будет окуню с семьей в нем не холодно зимой.
С
Листья падают с осин, мчится в небе острый клин.
Л, с
В осеннем лесу лисы цвета осенних листьев.
Н, в, л
На деревья листьев мало.
На земле - невпроворот.
Из лоскутьев одеяло на прощанье осень шьет.
З, с
Девушка – осень с рыжим зонтом
Бродит меж сосен, плачет о том,
Что не случилось, что не сбылось,
Сердцем забылось, с летом срослось.
Н, с
Осень наступила, высохли цветы
И глядят уныло голые кусты.
Ж
Желудь в лужице лежит,
Желтый лист над ним дрожит.
 
Скороговорки. Зима
П, р
Пришел Прокоп – разрыл сугроб,
По снегу ступает, дорогу копает.
Н, с
Везет на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
М, л
Метели летели, летели метели.
Г, л
Галя, Галя, два Олега горку делали из снега.
Г, р
Дуб в сугробе греет ногу, снега много на дороге.
С
- Было весело на горке Сане, Соне и Егорке.
- У маленькой Сани санки едут сами.
Ц
То стелется, то колется метелица-разбойница.
Г, р, к
Купили Егорке салазки для горки.
Всю зиму, Егорка, катайся на горке.
Р, б
Рыбы в проруби – пруд пруди.
Прорубь рубили – рыбу ловили.
 

Eђ Заголовок 115