Методичексие рекомендации: «Инновационные методы обучения аудированию на уроках немецкого языка в условиях введения ФГОС».


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гиагинского района «Средняяя общеобразовательная школа №5».
Методичексие рекомендации: «Инновационные методы обучения аудированию на уроках немецкого языка в условиях введения ФГОС».
Учитель немецкого языка
МБОУ СОШ №5 х.Прогресс,
Гиагинского района,
Республики Адыгея.
Астапенко И.И.
16.12.2016
Хочешь стать красноречивым,
Научись внимать сперва,
Тот, кто слушать не умеет,-
Сможет ли найти слова?
Носир Хисроу (Таджикский философ).
В этих строках речь идёт об аудировании, т.е., об умении слушать и слышать, вернее, о том, как этому научить. Почему-то считается, что если мы научим ученика говорить, то понимать он будет и так. В этом случае умение аудировать представляется как некий «побочный продукт».
А между тем, известно, что аудирование – самый сложный, и самый трудный вид речевой деятельности. Этот довод, врядли стоит оспаривать.
Слушая радио, или телевизионных дикторов, мы – люди со специальным языковым образованием, не всегда свободно понимаем иностранную речь. Что же говорить об учащихся?
Конечно, система нашего обучения не очень способствует развитию умения аудировать. Кроме того, сам процесс восприятия иноязычной речи связан с недостаточным учётом ряда специфических условий протекания данного вида речевой деятельности в учебном процессе.
Но все ли имеющиеся возможности мы используем? Всё ли мы знаем об аудировании? Умеем ли мы развивать неоходимые механизмы у наших учащихся?
С какими трудностями восприятия речи на слух сталкивается ученик? Что делать, чтобы ученик их успешно преодолевал?
Эти и подобные вопросы нам приходится постоянно решать ежедневно.
Итак, какие же факторы отрицательно влияют на успешное овладение навыками аудирования? К ним относятся отсутствие языковой среды, однократность, кратковременность и необратимость слухового восприятия, наличие или отсутствие опорных элементов (схем, иллюстраций, ключевых слов, жестов, мимики).
Во-вторых, недостаточно последовательно учитываются психологические особенности учащихся, особенности их памяти, внимания, восприятия, мышления, прогностических умений.
Трудности аудирования часто являются результатом отсутствия требовательности учителя к своей речи на иностранном языке, когда текст предъявляется в его исполнении. Замедленный темп речи, её невыразительность, нечеткая дикция, − всё это затрудняет формирование умения понимать звучащую речь. В обучении желательно исходить из естественного темпа речи, который будет разным для разных языков. Согласно последним исследованиям, первенство держат французы. Они произносят в среднем 330 слогов в минуту. За ними следуют японцы – 310 слогов, и немцы −250 слогов. Интересно, что англичане и американцы, говорящие на одном языке, используют его в разном темпе. Англичане произносят 220 слогов в минуту, а американцы – всего 150-170.
Таким образом, с самого начала обучения аудированию на иностранном языке темп речи должен быть нормальным.
Темп естественной речи говорящего на иностранном языке, как правило, кажется изучающим этот язык слишком быстрым. При аудировании на родном языке происходит внутреннее проговаривание слышимых речевых сигналов. Но скорость этого проговаривания в 2-3 раза больше скорости внешней артикуляции. Мысленный перевод на родной язык, который также сопровождается внутренним проговариванием, нарушает непосредственность понимания и делает практически невозможным понимание иностранной речи в её естественном темпе. Необходимость понимать иностранную речь через родной язык создаёт у слушающего впечатление, что речь на иностранном языке имеет слишком быстрый темп.
Обычно учитель испытывает большие трудности в обучении аудированию, если он не начинает учить этой деятельности с самого начала, а пологает, что прежде учащихся следует вооружить некоторыми знаниями, а уж потом приступать к обучению аудированию. Очень важно, чтобы обучение аудированию начиналось буквально с первых уроков и продолжалось на протяжении всего курса обучения.
При этом необходимо соблюдать следующие требования:
1.мыслительные задачи для обучения аудированию не должны быть трудными для учащихся;
2.мыслительные задачи должны формултроваться таким образом, чтобы при их решении учащиеся одновременно со слуховым восприятием текста совершали целенаправленные речемыслительные операции;
3.при выполнении мыслительных задач для обучения аудированию учащиеся должны использовать предметные опоры (конкретные предметы или их графические изображения);
4.в ходе решения мыслительных задач необходимо осуществлять контроль над адекватностью выполнения учащимися последовательных речемыслительных операций.
Кроме того, нельзя забывать о влиянии ряда факторов на успешность овладения аудированием.
Сюда в первую очередь относится наличие у обучаемых речевого слуха. Исследования, проведённые в этой области, показали, что наиболее интенсивное развитие речевого слуха происходит до 8 лет, что совпадает с периодом нарастания разговорчивости и контактности детей.
В более старшем возрасте речевой слух продолжает совершенствоваться, однако такого резкого скачка в его развитии уже не наблюдается.
В ходе проведенных исследований была также подтверждениа гипотиза о непосредственной связи между речевым и музыкальным слухом. Было установленно, в частности, что музыкальный слух, как речевой, развивается наиболее интенсивно примерно до 9 лет.
К началу обучения в школе формирование речевого и музыкального слуха еще не закончено, их дальнейшее развитие происходит в процессе обучения ряду предметов, особенно благодаря иностранному языку и музыке.
Актуальность применения информационных технологий в обучении аудированию невозможно переоценить, ведь она обусловлена многими факторами, среди которых, в первую очередь, следует отметить особенности восприятия современных детей, повсеместную компьютеризацию, разнообразие технологических возможностей, эффективность использования мультимедийных средств обучения и требования ФГОС.
Сфера применения к омпьютера в обучении аудированию необычайно широка. Компьютер может быть эффективно использован для решения многих задач, напрвленных на преодоление трудностей восприятия аудиотекста на слух. Практически к каждому разделу учебника можно подобрать материал из компьютерных обучающих программ и использовать отдельные фрагменты на уроке для отработки навыков аудирования. Отдельно следует отметить возможности использования Интернет.
Ресурсы глобальной сети огромны, она создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, дистанционных олимпиадах и т.д.
Эффективность использования мультимедийных средств обучения бесспорна. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит - 25% видимой информации, когда видит и слушает - 65% полученой информации. Современные технологии мультимедиа сегодня представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения их в образовательном процессе.
На смену традиционным наглядным пособиям приходят анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь «зацепить» каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает урок на порядок ярче и насыщеннее. Также очень важной составляющей мультимедиа является интерактивность. При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффективным, повышается динамичность урока, открывается возможность видеодействия.
Привожу некоторые виды заданий, которые я использую в своей работе:
1.Прочитайте заголовок и выразите свои предположения по поводу текста, который предстоит прослушать.
2.Посмотрите на фотографию и на заголовок и попытайтесь определить, о чём будет интервью.
3.Прослушайте текст ещё раз и заполните таблицу, обозначая имена, возраст, профессию, место жительства, хобби героев.
4. Слушая аудиосообщение, заполните хронологическое дерево семьи Шмидт.
5.Пользуясь планом города, отметьте, прослушивая аудиотекст, называемые места маршрута (Приложение №1).
6.Предоставьте необходимую информацию о турне знаиенитой рок- звезды, отмечая названные даты и города (Приложение №2).
7.Определите по фоновым звукам, где пороисходит действие? Что означают данные звуки? Определите тему разговора (Приложение №3).
8.Слушая аудиозапись с числами, соедините их на своём рабочем листе. В случае правильного заполнения вы получите ключевое слово.
Отмечу, что управляемое аудирование поможет выработать у школьников привычку с одной стороны, к активному восприятию многообразной и разносторонней информации, которой так насыщена современная жизнь, а с другой – к избирательности воспринимаего. При этом каждый учитель должен не забывать о том, что задача обучения аудированию состоит в том, чтобы научить школьников понимать естественную речь в ситуациях, когда собеседники встречаются лицом к лицу, стать эффективными участниками общения, научить обмениваться информацией, проявлять своё отношение к собеседнику и просто слушать для собственного удовольствия.
Очевидно, что компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа не может заменить преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать его деятельность, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление.
Исходя из основополагающих принципов ФГОС, обучение аудированию приобретает практико-ориентированный характер, и в работе учителя иностранного языка превалирует компетентностный подход, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. Приорететом образования в данных стандартах является формирование общеучебных умений и навыков, строящихся в частности на принципе использования информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе, что позволяет продуктивно решать основные задачи обучения аудированию.

Литература:
1.Колесникова Е.А. Направления модернизации процесса обучения аудированию. Иностранные языки в школе.− 2007.−№6.
2.Зубов А.В., Зубова И.И. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. М.: Издательство «Академия», 2009.
3.Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух. Иностранные языки в школе.−2008.−№2.
4.www.metodist.ru
5.www.numi.ru.