Урок-диспут как одна из форм создания личностно ориентированной ситуации на уроке литературы в старших классах


Урок-диспут как одна из форм создания личностно
ориентированной ситуации на уроке литературы
в старших классах
Сегодня тенденции развития нашей страны связаны с построением демократического общества, строящего рыночную экономику и правовое государство, в котором на первом месте должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем раньше, мерой свободы и ответственности. Социальный заказ общества ставит перед педагогом задачу вырастить человека, готового нести личную ответственность как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучие, устойчивое развитие общества. Ожидаемый результат школьного образования во многом связан с развитием субъектности обучающихся. Быть субъектом – значит быть хозяином своей жизнедеятельности и быть ответственным за происходящее вокруг. Именно поэтому настоящее и будущее за личностно-ориентированным образованием, которое в основе своей должно содержать компетентностный подход к обучению. Педагогу необходимо создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию, когда им осуществляется деятельность по самосовершенствованию. Таким образом, необходимо на уроке как можно чаще создавать личностно ориентированные ситуации. Суть таких ситуаций на уроке литературы чаще всего заключаются в выработке индивидуальных смыслов и обмене ими в рамках учебного взаимодействия на уроке. От учителя требуется умение вести с учащимися диалог, чтобы выявить интересующие их проблемы, рассмотреть их в контексте значимых для учащихся жизненных ценностей, способствовать тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в качестве средства общения и научились обоснованно выстраивать цепочку своих суждений, приводить аргументацию для доказательства своего мнения.
Уроки-диспуты в старших классах создают условия для реализации компетентностного подхода к преподаванию литературы. Происходит перенос акцентов на психологический анализ художественного произведения, на его оценку с точки зрения нравственных ценностей с учетом внутреннего мира ученика. Появляется возможность формирования самооценки школьников при сравнении с героем, а также самопознания и осмысления внутреннего мира человека через понимание внутреннего мира героя. Такие уроки создают условия для проявления познавательной активности учеников:
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе всего класса;
стимулирование учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
использование проблемных творческих вопросов;
поощрение стремления учеников находить свой ответ на вопрос;
оценка деятельности ученика не только конечному результату, но и по процессу его достижении;
создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность той или иной точки зрения;
создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Ожидаемые результаты от внедрения диспута на уроке литературы.
преодоление учеником пассивной позиции в учебном процессе и открытие себя как носителя активного преобразующего начала;
формирования устойчивого интереса учащихся к чтению русской классики, к литературе как учебному предмету;
глубокое понимание художественных произведений русской литературы;
формирование умения давать интерпретацию произведения на основе личностного восприятия и осмысления;
формирование умения связывать материал литературной классики со временем написания и с современностью;
формирование умения давать доказательную и убедительную оценку художественного произведения;
развитие умения логично излагать свои мысли и аргументировано доказывать свою точку зрения;
развитие коммуникативных навыков учащихся, а именно: умения спокойно выслушивать доводы оппонента и умения достойно опровергать их.
Некоторые учителя неохотно используют такую форму работы на уроках литературы. Во-первых, не просто выбрать тему диспута, т. е. найти предмет спора. Тема обязательно должна содержать проблемные моменты, вызывать интерес у учащихся:
«А счастье было так возможно, так близко!..» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»);
«Раб чужой воли или свободная личность?» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»);
«Что лучше: истина или сострадание?» (по пьесе А.М.Горького «На дне»).
Во-вторых, сложность представляет формулировка вопросов, потому что каждый из них должен включать в себя возможность различных точек зрения, быть поводом для размышления. Вопросы заставляют мыслить, втягивают аудиторию в активный обмен мнениями, например: «Любовь Печорина к Бэле: искреннее чувство или каприз избалованного сердца?», «Любящих вас людей нужно исправлять или принимать их такими, какие они есть?». В-третьих, чтобы старшеклассники могли вести обсуждение, они должны хорошо знать предмет спора, т. е . обсуждаемое произведение должно быть прочитано.
Еще одним условием проведения уроков-диспутов должна стать речевая активность старшеклассников. Она, как правило, сохраняется, если в среднем звене на уроках литературы много времени уделялось эвристической беседе, и часто использовались проблемно-поисковые методы обучения.
Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать, убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента должно стать обязательным качеством каждого современного человека. Ведь именно от молодого поколения, от уровня его нравственной зрелости и степени социальной активности зависит будущее нашей страны. Уроки-диспуты должны помочь старшеклассникам в самосовершенствовании.
Методика проведения диспута
1. Выбор темы урока- диспута
Выбрать тему, то есть найти предмет спора. Тема обязательно должна содержать проблемные моменты, вызвать интерес у учащихся. Быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение. Тема может быть предложена самими учащимися, подсказана в ходе предварительного опроса учащихся. Желательно, чтобы она была четкой и ясной, по возможности краткой, привлекала внимание учащихся, заставляла их задумываться над поставленной проблемой.
2. Разработка вопросов для обсуждения
От того, как будут поставлены эти вопросы, во многом зависит успех предстоящего разговора. В формулировке вопросов могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки. Вопросы должны заставлять мыслить, втягивать аудиторию в активный обмен мнениями. Иначе говоря, сама формулировка вопроса должна включать в себя возможность его рассмотрения с различных точек зрения.
3. Разработка сценария диспута
1) вводное слово учителя: обоснование выбора данной темы, указание ее актуальности;
2) вопросы, вынесенные на обсуждение;
3) приемы активизации слушателей;
4) определение задач, стоящих перед участниками диспута;
5) уточнение условий и правил спора;
6) технические средства и наглядные пособия.
4. Предварительная подготовка
Познакомить заранее с темой диспута, с предложенными для обсуждения вопросами, определить собственную позицию. Повторить основные правила культуры спора.

5. Обязанности ведущего диспут
Ведущий начинает дискуссию постановкой вопроса или комментариями по проблеме, приглашает присутствующих высказать свое мнение, предоставляет слово желающим выступить, активно содействует развитию обсуждения. Руководитель может задавать вопросы участникам разговора, ограничивать их, если они выходят за рамки обсуждаемой темы. Главное – втянуть в активный обмен мнениями всех слушателей. В связи с этим в ходе обсуждения руководитель должен своевременно ставить вопросы.
6. Критический разбор диспута
1) подводятся итоги дискуссии;
2) анализируются выводы;
3) подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы;
4) показывается ложность, ошибочность высказываний;
5) подробно рассматриваются выступления полемистов:
содержание речи;
глубина и научность аргументов;
правильность употребления понятий;
умение отвечать на вопросы;
использование полемических приемов;
рекомендации по дальнейшему совершенствованию полемических навыков и умений.
Советы ведущему диспута
1. В первые же минуты спора расположите к себе участников дискуссии, настройте их на полемический лад, создайте обстановку, при которой каждый участник не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.
2. Не препятствуйте желающим выступить, но и не принуждайте к выступлению, старайтесь, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.
3. Стимулируйте активность учащихся, используя специальные приемы:
подбадривание противников;
заострение противоположных точек зрения;
использование противоречий, разногласий в суждениях выступающих;
обращение доводов спорящего против него самого;
предупреждение возможных возражений со стороны спорящих;
создание ситуации затруднения (выдвижение примера, содержащего противоречивые черты, которые затрудняют решение, делают возможным появление различных точек зрения, будят мысль участников).
4. Поощряйте участников спора, используя такие реплики, как
«интересная мысль», «хорошая постановка вопроса» и т. д.
5. Умело сопоставляйте различные точки зрения, обобщайте их с тем, чтобы позиции участников дискуссии были противопоставлены как можно отчетливее, направляйте спор, ведите участников к намеченной цели.
6. Не торопитесь исправлять заблуждающихся, предоставьте такую возможность слушателям.
7. Не спешите навязывать готовое решение.
8. Не поддерживайте открыто одну из спорящих сторон.
9. Свое отношение к различным точкам зрения выскажите при подведении итогов дискуссии.
10. Выберите подходящий момент для окончания диспута, не нарушая логику развития спора.
Памятка полемиста
1. Помните, что каждый имеет такое же право высказывать свое мнение, как и вы.
2. Относитесь с уважением к своему оппоненту. Опровергать можно самым решительным образом, но не оскорбляя чужих убеждений.
3. Умейте правильно выделить предмет спора и четко его сформулировать.
4. Не вступайте в спор, если вы плохо знаете его предмет.
5. Не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведется спор.
6. Умейте четко определить свою позицию в споре.
7. Правильно пользуйтесь в споре понятиями. Важно, чтобы участники спора вкладывали в употребляемые термины одинаковое содержание.
8. Научитесь слушать своего оппонента, старайтесь не перебивать его. Это необходимое условие правильного понимания позиции оппонента.
9. Стремитесь точно понять то, что утверждает противная сторона. Не приписывайте оппоненту побочных мотивов.
10. Не старайтесь во всем противоречить противнику. Иногда полезно согласиться с некоторыми его доводами. Но, согласившись, постарайтесь доказать, что эти доводы не имеют прямого отношения к предмету спора.
11. Не горячитесь, а старайтесь спорить спокойно. Имейте в виду, что победителем окажется тот, кто обладает большой выдержкой и хладнокровием.
12. Следите за тем, чтобы в ваших доводах и аргументах противника не было противоречий.
13. Не спешите признавать себя побежденным, даже если доводы противника покажутся вам на первый взгляд убедительными.
Методические рекомендации по оцениванию
деятельности учащихся на уроке-диспуте

Система оценивания на уроке-диспуте создавалась в течение длительного времени. Она, возможно, несовершенна, но помогает в работе: стимулирует желание учащихся прочесть произведение и участвовать в диспуте.
В ходе урока-диспута оцениваются активность учащихся, их знания и умения интерпретировать данное произведение, коммуникативные навыки.
Для осуществления наблюдения требуется два педагога или два хорошо подготовленных ученика. Оценка осуществляется с использованием карты наблюдений выбранных параметров и двух протоколов содержания данных параметров на определенном этапе обсуждения. 1-й протокол – для оценивания активности, знаний и умений интерпретировать данные произведения. 2-й протокол – для оценивания коммуникативных навыков. Наблюдатели работают только с протоколами. Занесение в карту наблюдений делает сам учитель, ведущий диспута, после проведения урока.
Карта наблюдений выбранных параметров
Параметры Активность Знание и интерпретация
художественного
произведения Коммуникативные
умения и навыки
П-Исостав. Ценностно-
ориентировоч-
ная Деятельностно-
коммуникативная
составляющая
Фамилия,
имя
ученика Наличие
фактических
ошибок Выражение
собственной
позиции Связь
с современ-
ностью Логичность
речи Аргументи-
рованность
речи Умение
слушать Умение
опровергать
1. 2. 3. Протокол №1
Параметры Активность Значение и интерпретация
художественного произведения
П-И
состав. Ценностно-
ориентировочная
Фамилия,
имя ученика Наличие
фактических
ошибок Выражение собственной
позиции Связь
с современ-
ностью
1. 2. 3.
Протокол №2
Параметры Коммуникативные умения и навыки
Фамилия,
имя ученика Деятельностно-коммуникативная составляющая
Логичность
речи Аргументи-
рованность
речи Умение
слушать Умение
опровергать
1. 2. 3.
Предлагаю следующие критерии для оценки деятельности учащихся: Активность, наличие фактических ошибок в ответе, наличие собственной позиции, умение связать художественный текст с современностью, логичность, аргументированность речи, умение слушать, умение опровергать. Данные критерии помогут более точно определить работу каждого участника диспута.
Критериально -оценочный инструментарий
Активность учащихся показывает интерес к данному произведению и к самому уроку. В протоколе отмечается каждое выступление учащихся (+), затем результаты заносятся в карту наблюдений:
2 балла – очень активен (постоянно включен в обсуждение) – оценка «5»;
1балл – активен (от 1 до 5 выступлений) – оценка «4»;
0 баллов – не активен, ни одного выступления.
Знание и умение интерпретировать художественное произведение можно отследить с помощью следующих параметров.
Наличие фактических ошибок в высказывании показывает уровень знания текста и понимания его. В протоколе фиксируются фактические ошибки (+), а затем заносятся в карту наблюдений:
2 балла – хорошо знает и понимает текст (не допустил ошибок);
1балл – в целом знает текст, но допустил 1-3 фактические ошибки;
0 баллов – знает текст поверхностно, допустил более 3 фактических ошибок.
Выражение собственной позиции выявляет формирование умения давать интерпретацию произведения на основе личностного восприятия и осмысления. Отследить данный параметр сложно, поэтому в первую очередь следует руководствоваться фиксацией высказываний с использованием оборотов «Я считаю», «По моему мнению», «Мне кажется» и т. п. В протоколе отмечаем эти высказывания тоже (+). Заносим в карту, переведя в баллы:
2 балла – ярко (ясно, четко) выражена (4 и более отметок +);
1 балл – выражена недостаточно четко (1-3отметки);
0 баллов – не выражена в выступлениях (нет ни одной отметки).
Следующий параметр показывает умение связывать литературный материал с современной жизнью. Наблюдатели фиксируют подобные высказывания в протоколе (+), а затем переносят в карту:
2 балла – часто связывает (2 и более высказываний);
1 балл – иногда связывает (1 высказывание);
0 баллов – не связывает (ни одного высказывания).
Оценивание коммуникативных навыков
Протокол коммуникативных навыков ведет второй наблюдатель.
Логичность речи оценивается путем фиксации нарушения логики в высказывании:
2 балла – успешно владеет (1-2 нарушения);
1 балл – в основном владеет (3-4 нарушения);
0 баллов – не владеет (5 и более нарушений).
Аргументированность речи оценивается фиксацией каждого аргументированного высказывания:
2 балла – речь всегда аргументированна (5 и более высказываний);
1 балл – часто аргументированна (3-4 высказывания);
0 баллов – (иногда аргументированна).
Умение слушать оценивают, фиксируя каждое перебивание товарища, каждое выкрикивание.
2 балла – владеет успешно (ни одного нарушения);
1 балл – в основном владеет (1-2 нарушения);
0 баллов – не владеет (2 и более нарушений).
Умение опровергать оппонента оценивают, фиксируя каждое опровержение другого тезиса, высказывания:
2 балла – владеет успешно (3 и более опровержений);
1 балл – в основном владеет (1-2 опровержения);
0 баллов – не владеет (ни одного опровержения).
Формы протоколов и карты наблюдений прилагаются.
Перевод баллов в конкретную оценку считается нецелесообразным (оценивается, таким образом, только активность), потому что невозможно оценить тех, кто не выступал. Если ученик не далал публичного выступления, это не значит, что он не работал. У такого ученика все равно происходит внутренняя работа, и иногда делаются глубокие выводы, но в силу своих психологических особенностей он не может высказать своего мнения. Такие уроки как раз помогают старшеклассникам сломать психологические барьеры, помогают раскрыться и дают возможность воспринимать друг друга по-новому.
После урока учитель заполняет и анализирует карту наблюдений, делает выводы, корректирует свою дальнейшую работу в зависимости от результатов. Отрефлексировав карту, готовит ученикам письма-рецензии на их устную работу. Рецензия может состоять из 2-3 предложений. Письма-рецензии стимулируют у учащихся интерес к урокам-диспутам. Возможно, их написание и выборочно. Они могут служить поощрением, Написание рецензий не занимает много времени.
Примеры рецензий:
«Андрей, радует, что ты был сегодня активен, но мне показалось, что ты не дочитал произведение до конца. Не горячись во время спора, будь спокойнее».
«Настя, ты меня сегодня удивила. Какие, оказывается, серьезные вопросы тебя волнуют! Почему на прошлых уроках отмалчивалась? Хочу на уроках видеть тебя такой же активной».
Оценка за сочинение, проведенное после уроков-диспутов, является итоговой по данной теме.
В ходе внедрения подобных уроков появились определенные формы подготовки:
подробный конспект урока-диспута;
вопросы к уроку-диспуту, каждый из которых подразумевает различные точки зрения;
вопросы и приблизительные позиции оппонентов.