Нестандартные формы уроков литературы как один из путей активизации творческих способностей учащихся.




Нестандартные формы уроков
литературы как один из
путей активизации творческих
способностей учащихся.












Обобщение опыта
Козловой Лидии Васильевны
Учителя русского языка и литературы
МКОУ « Алексеевская средняя общеобразовательная школа»







План.
Преподавание литературы - процесс планомерного, систематического воздействия на душу ученика.
Личностно ориентированный подход в обучении.
Формы и методы организации учебного процесса:

Интеллектуальная игра;
Использование произведений живописи и музыки;
Театрализованная игра.































Развитие творческих способностей на уроках литературы через нестандартные формы и методы обучения.
1. Читаю сочинение десятиклассников о романе «Война и мир». И вот в конце одного из них: «Может быть, все это неправильно. Но я так думаю и пишу не как ученик, а как человек, недавно прочитавший книгу». Не в этом ли противопоставлении главный источник тех бед в преподавании литературы, о котором вот уже много лет идут нескончаемые дискуссии? Почему же ученик и человек не всегда совпадают на наших уроках? И как пробиться через ученика к человеку?
- Когда я впервые взяла в руки «Войну и мир», - рассказывает другая ученица, - мама с завистью посмотрела на меня. Четыре раза перечитывала эту книгу моя мама, а я ее беру в первый раз.
Будут ли те, кто сейчас сидит за партой, завидовать своим детям, когда они впервые откроют Гоголя и Чехова., Толстого и Блока? И что нужно сделать сегодня, чтобы через много лет все-таки завидовали? Как сделать, чтобы приобщение к литературе на школьных уроках оказывало на учащихся нравственное воспитание, чтобы преподавание литературы в школе стало, по словам А.Т. Твардовского, «процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя?»
Нередко говорят, что школьное изучение литературы именно потому, что оно - изучение, система, анализ, овладение знаниями, не только не воспитывает потребность в чтении, не только не помогает чувствовать литературу, наслаждаться искусством слова, но и препятствует общению читателя и писателя, убивая непосредственное читательское восприятие: «Пусть школьники читают литературные произведения и восхищаются прекрасным в них. Всякий анализ вреден: «Надо наслаждаться произведением, впитывать в себя, его мысли, обогащать ими свой внутренний мир, а не изучать их»7. Сами слова «разбор», «анализ», «изучение» стали звучать как синонимы слов «формализм», «штамп», «схематизм».
Воспитание художественным словом противопоставляется изучению художественного слова. Но может ли быть воспитание литературой вне ее изучения? Всегда ли лишь непосредственное читательское восприятие постигает всю глубину произведения? Творчество писателя и творчество читателя в чем-то однотипно. На этом и основана возможность общения между ними. И если поэтическая восприимчивость, чувство слова, умение видеть, понимать, осознавать - основа творчества писателя, то эти же качества требуются и от читателя. «Глаголом жги сердца людей» - это пророку, и слушающим его.
«Чувства добрые я лирой пробуждал». А если звуки лиры не услышаны? Неуслышанное, невоспринятое добрых чувств не пробудит.
После изучения «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова, спросила учеников десятого класса, как относятся к Адуеву - дяде, к Адуеву племяннику. И большинство отдали свои симпатии Петру Адуеву. Ученика говорили, что нельзя, чтобы вся жизнь замыкалась в любви да дружбе, что Александр пытался что-то сделать и «не мог», а вот дядя его «достиг цели в жизни», так как деятелен. И вообще, «дядя прав», «ибо нужно дело делать». Горько и тревожно стало мне: Петр Адуев - воплощение деловой трезвости, деляческого практицизма, холодной рациональности, эмоциональной обузданности - покорил сердца моих учеников. Но вскоре оказалось, что я поспешила с выводами. В беседе обнаружилось, что образ Петра Адуева не был моими учениками воспринят во всей той полноте, с которой изображен он Гончаровым в контексте своего романа. Так, они совершенно не связали жизненные принципы старшего Адуева с трагедией его жены, судьба которой -расплата за эти принципы, с финалом роман?, в котором сам Петр Адуев приходит к ощущению непоправимости тех потерь, которыми оплачено его жизненное кредо. К смещению же нравственной оценки привела односторонность, поверхностность, неполнота художественного восприятия. Именно с глубокого восприятия художественного произведения, постижения многогранности слова писателя и начинается литература в школе, как вообще вхождение в мир литературы.
Поэтому нельзя недооценивать роль изучения, анализа художественных произведений. Дело в другом - нельзя эти знания, а уж тем более отметки, за них выставляемые, рассматривать как что-то самоцельное и самоценное. В одной газете статья о настоящем Учителе литературы. О Мастере, о Художнике. Но даже в этой статье: «Хирург, снимая перчатки, выходит из операционной, а ему навстречу - тревожные, ждущие глаза: «Жить будет?».
Почему же, почему после урока не ждут в коридоре такие же глаза со жгучим вопросом: «Что, что там? Знать будут? Есть только один вопрос, который можно поставить рядом с обращенным к врачу «Жить будет?», -«Человеком будет?»
Чем больше струн души затронет художественное произведение, чем сильнее заденет, как говорится, за живое, тем большее воздействие окажет (jho на читателя. А это зависит не только от силы самого произведения, но к от читателя, культуры его чувств, его эмоциональной восприимчивости, его жизненного опыта, его ответного творчества. «Читатель тоже художник иначе мы не могли бы с ним разговаривать на языке образов и красок. Художник -автор берет на себя только часть работы. Остальное должен восполнить своим воображением художник - читатель».7 Если все это важно для научного изучения литературы, то тем более важно для преподавания литературы в школе - изучения произведений и изучения изученного наукой о литературе.
И сами школьники порой хорошо понимают, что сила художественного впечатления от одного и того же произведения, понимание его и знание его -величины не постоянные, а переменные:
«Я знаю теперь, что когда я впервые прочитала «Войну и мир», я до понимания Толстого не доросла. И сейчас, когда прошло три года, до полного понимания мне еще далеко, но я чувствую, что нашла какую-то нить, прокладывающую дорогу к Толстому».
«Произведения остаются для меня неразгаданной тайной, и может быть, потом я разгадаю эту тайну».
Изучение литературы на уроке, анализ художественного произведения помогают постижению этих тайн. Но для того, чтобы открыть их школьникам, учителю нужно знать не только тайны искусства, но и тайны душевной жизни учеников: их интересы, стремления, чувства, мысли, сомнения, увлечения, радости, беды, горести. 2. В реальной жизни мы не отыщем никогда и одной пары совершенно одинаковых между собой детей. Усваивая те или иные задания, овладевая навыками, ученик обязательно преломляет их через свою индивидуальность. А это значит, что среди учащихся в классе и быть не может двух учеников с совершенно одинаковыми знаниями об одном и том же предмете.
Получая в школе определенные знания, умения, навыки, ученик не просто их поглощает, «впитывает» в неизменном виде, но обязательно преобразует, переформулирует, активно преломляет через свою субъективность. Именно поэтому личностно ориентированная система образования, которая появилась в начале 90-х годов прошлого века, относится к ученику как к субъекту обучения.
Личностно ориентированное образование нацелено, прежде всего, на раскрытие и развитие личности каждого ребенка, его самостоятельной индивидуальности. Хороший ученик в этом случае понимается как инициативный творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и учителем.
Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно ориентированном образовании на первый план, поскольку невозможно себе представить подлинную творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по «шаблону», по заранее заданному алгоритму, безо всякой индивидуальной выразительности.
Индивидуальный подход в личностно ориентированном образовании осуществляется не только во внеурочное время, но и непосредственно на уроке.
Методология личностно ориентированного урока такова, что позволяет каждому ребенку проявлять свою индивидуальность: реализовать свои интересы и потребности, личный опыт, принимать самостоятельные решения, делать персональный выбор.
Именно на уроке у школьников закладываются основы тех знаний и умений, без которых немыслимо глубокое и адекватное восприятие и постижение произведений искусства слова. Именно на уроке происходит
общение учителя и с каждым учеником и с коллективом в целом, своеобразный диалог людей, объединенных общими целями и интересами.
Психологи считают, что есть два способа воздействия на человека -прямой и косвенный. Первый способ - традиционный, игнорирующий особенности личности, основан на волевом давлении на психику ученика и поэтому наименее эффективный. Более эффективный способ - второй. Это относительно молодой метод косвенного, опосредованного воздействия. «Смысл в том, что через возбуждения интересов, потребностей и мотивов поведения человека от него можно добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить ученика в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно в интересах собственного самоутверждение как личности».
Ясно, что проблема «включения в работу неразрывно связана с созданием эмоциональных восприятий на уроке, организацией процесса познания и занимательных ситуаций. Считаю, что в учебном процессе должно быть больше положительных эмоций, которые играют существенную роль и в формировании мотивации учения, и в снятии психологической напряженностей, и в развитии познавательного интереса, и взаимной ответственности










3. Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их самостоятельность, их творческую мысль. В работе с ученическим коллективом стараюсь чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации. Это задания, которые потребуют от учащихся объединения усилий, а разделение обязанностей на пути к общей цели будет рождать отношения. Введение формы коллективной учебной деятельности заметно увеличивает количество деловых отношений в коллективе, при этом значительно расширяется взаимопомощь, доброжелательность. Я стараюсь, использовать, такие виды деятельности, которые привлекают детей, привычны им. Это, конечно, игра. Она способствует приобретению знаний и развитию многих качеств личности. Важно только, исходя из целей урока, конкретного содержания изучаемого произведения, найти форму игры, органично «вплести» ее в ткань урока, чтобы помогать развитию творческих способностей детей. Это, например, игра, основанная на соревновании, игра, выявляющая чуткость к слову, драматизация, инсценирование.
Игровые правила.
Участие в играх должно быть строго добровольным.
В деловых играх задания и содержание должно быть действительно важными для их участников.
В играх равны все участники и все мнения.
Во время игры обсуждается только проблема и никогда не обсуждается человек.
Мнение меньшинства не менее важно, чем мнение большинства
Игра не является частным эпизодом, есть начало работы, и ее выводы и идеи, если они действительно представляют ценность, обязательно используются на практике.
Слово - главный инструмент учителя. И учить быть внимательным к слову стараюсь с самого начала работы. Изучение художественного произведения, в котором встречается много новых для учащихся слов, начинаю словарной игрой, игрой -конкурсом на лучшего толкователя слов. Победителем считается тот, кто понятнее, точнее сможет объяснить значение слова. При этом разрешаю пользоваться учебником- хрестоматией, словарями, другими источниками. Обогащению словарного запаса способствует изучение в 5 классе темы «Пословицы и поговорки». Задача учителя в данном случае - научить воспринимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. И опять без игры не обойтись, именно она позволяет создать нужные речевые ситуации на уроке. При изучении этой темы провожу игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову». Для таких уроков готовлю карточки. Пользуясь карточками, ребята стараются найти нужные слова, чтобы закончить пословицу. Эти игры помогают показать, что многие пословицы имеют ритм, рифму и перейти к заданиям: определить темы пословиц, а к отдельной (по выбору ученика, придумать случай, рассказать о нем так, чтобы употребление пословицы было уместно. Так создаются условия для развития образной речи, освоения понятия сюжета, для развития детского творчества.
Для развития воображения на уроках существуют различные приемы. Успех их обеспечен в том случае, если есть творческое сотрудничество учителя и ученика. Здесь важен и тон учителя и настроение учеников. Важно помочь ученику раскрыться.
Играть любят учащиеся всех возрастов, особенно 5-6 классы. И элементы игры могут присутствовать при выполнении серьезных заданий, довольно трудных для ребят.
Даю задание сделать диафильм по сказке А.С. Пушкина «Сказка о спящей царевне». Предваряю его словами: «Сейчас вы станете художниками, сценаристами, режиссерами. Ваша задача...». Объясняю ее. Если какое-то понятие встречается впервые, обращаю внимание на особенности деятельности того или иного работника искусства. Составление диафильмов, кино - работа трудная. И очень важно коллективное начало: ребята обсуждают диафильм, спорят, предлагают свое решение, яркое, что помогает раскрыть характеры героев. Порой поражаешься, насколько серьезно это делается. Играя во взрослых, дети учатся соучастию. И от этого, и от чувства обязанности идут к творческой деятельности. Творческое отношение к литературному произведению невозможно без умения понимать, ценить роль детали в художественном тексте. Но дети часто не умеют видеть ее в читаемом произведении, увлекаются только ходом событий. Задержать внимание на деталях помогают элементы игры. Такую игру, развивающую внимание к деталям, использую, изучая поэму «Руслан и Людмила» в 5 классе, на обобщающем уроке, который называется «О любви с любовью». Цель урока: выявить сказочные образы и детали в поэме, увидеть и оценить добрые и злые поступки героев, составить словесные портреты. Учащиеся должны по репликам других героев догадаться о ком идет речь? По описанию отгадать героев поэмы. Определить, чем отличаются слова «околдовать» и «приколдовать». Мышление развивается когда, они, включив свое воображение, готовят рассказы о поединке Головы и Руслана, о двух братьях -карлике Черноморе и брате - великане. Какой библейский персонаж упоминается в поэме? Для чего? Выявить сказочные образы и детали в поэма.
Не менее интересно можно построить урок по принципу игры - КВНа. Класс делится на две команды, которые принимают участие в самых разнообразных конкурсах по теме урока. Таким образом, я провела урок литературы в 6 классе по творчеству И.Крылова.
Разминка. 1. В каком году и где родился И.А.Крылов?
Каковы увлечения юного Крылова?
В каком году и какой сатирический журнал стал издавать Крылов? П.
2. Конкурс капитанов. 1. Определите, кто из персонажей басен сказал
эти слова:
«Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой,» 2. «И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»
3.Конкурс болельщиков. Представитель каждой из команд с завязанными глазами должен нарисовать персонаж из любой басни Крылова.
Домашнее задание: Инсценирование басни Крылова.
«Поле чудес» - в стране знатоков, капитал - шоу - игра в слова, как еще называют эту передачу - имеет непосредственное отношение к словесности.
Наверное, многие учителя используют ее идеи на уроках языка, я построила по такому принципу литературную викторину. На доске записываю слово, каждый прочерк в котором обозначает букву. Тому, кто первым назовет слово, засчитывается очко. Задания даю по разделам, например «Русские писатели 18 века», «Название литературных произведений», «Герои литературных произведений» ... .
Литературная викторина в 9 классе.
1. Русские писатели XVIII века:
_о_о_о_о - Ломоносов; _о_В_З_Н - Фонвизин;
_р_б_е_о_ - Грибоедов; _У_°_С_И_ - Жуковский.
2. Название литературных произведений: «_е_е_н_» - «Деревня» (А.С.Пушкин); «П_р_с» - «Парус» (М.Ю.Лермонтов .;
· «С_е_л__н_» - «Светлана» (В.А.Жуковский);
«_л_в_ //о// _п_к_ // _г_р_в_» - «Слово о полу Игореве».
Герои литературных произведений: М_р_у_а - Мариула (А.С.Пушкин «Цыганы»); _а_к_й - Чацкий (А.С.Грибоедов «Горе от ума»); _о_ь_ - Софья (А.С.Грибоедов «Горе от ума»); С_А_о_у_ - Скалозуб (А.С.Грибоедов «Горе от ума»); М_т_о_а_у_к_ - Митрофанушка (Д.И.Фонвизин «Недоросель»).
Литературные термины:
_а_и_а - сатира; Т_Р_А - строфа;
К_м_о_и_и_ - композиция; _а_ _а_ - рассказ;
_ А У_А " фабула.
В своей работе использую различные формы организации учебного процесса: викторины, соревнования знатоков, пресс-конференции ... Ведь источник учительского творчества неиссякаем. Одной из лучших своих творческих находок считаю урок «Под музыку ... Грибоедова», который я провела в 9 классе вместе с учителем музыки.
Сетуя на неприятие подростками классической музыки, спросим себя: а слышали ли они ее? И где могут услышать? А ведь русская литература XIX века так музыкальна. Вместе с пушкинским '.Евгением Онегиным» на уроках литературы просто необходимы произведения П. Чайковского. О его бессмертной музыке, напомнит стихотворение А. Землянского ( попытка описать музыку - чем не тема для развивающего сочинения).
Все - от цветка до туч
и небосвода -
Колеблется, колеблемое
звуком
Все - музыка: и радости,
и мука,
и мысль, и дух, и память,
и природа.
А среди вопросов викторины не менее выразительные художественно-музыкальные параллели.
Звучит фрагмент из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».
Какое произведение прозвучало?
Расскажите о литературном памятнике, послужившем основой для создания оперы («Слово о полку Игореве»).

« Кто умел истину царям с улыбкой говорить?» Что нового внес он в поэзию классицизма? (Г.Р. Державин. Новаторское соединение оды с сатирой, смешение «штилей», реалистические тенденции).
Звучит вальс А.С Грибоедова.
- Расскажите о судьбе автора этого вальса.
Какое отношение имеют к комедии «Горе от ума» духовые инструменты? (Флейта и фагот используются для характеристики Платона Михайловича и Скалозуба).
Демонстрируется картина К.П. Брюллова «Гадающая Светлана».
- По мотивам, какого произведения написано полотно? (В .А. Жуковский «Светлана»).
Неоценимую помощь в преподавании литературы учителю оказывает искусство. Беда только в том, что часто учителя подходят к нему прагматически, видя в произведениях живописи или музыки лишь иллюстрацию к тем или иным повестям, рассказам, стихотворениям. Конечно, при нынешнем дефиците культурной информации в общеобразовательной школе имеет положительное значение даже такое знакомство учащихся с шедеврами разных видов искусства. Однако, хотелось бы, чтобы ребята воспринимали каждый из них как глубоко своеобразный, специфический, отличающийся своими приемами и особенностями, а не как «довесок» к литературным произведениям. И в то же время видели в них точки соприкосновения. Но чтобы добиваться этого, недостаточно предлагать ученикам рассматривать художественные полотна и слушать музыкальные произведения. Им надо самим окунуться в процесс творчества, создать собственную творческую «лабораторию», в которой можно было бы использовать разные способы самовыражения. Я имею в виду творческие задания, которые «переводят» литературные произведения на язык других видов искусств.
Психологами давно установлено, что у детей всех возрастов лучше всего развито зрительное восприятие. Вот почему они любят книжки с картинками. У каждого ребенка рука очень рано начинает тянуться к цветным карандашам и краскам. В рисунках он выражает себя, свое восприятие мира и представление о нем. С годами эта потребность как бы притупляется, но стоит дать ей толчок, как она может проявляться в новом качестве. В младших классах учителя часто дают задание создать иллюстрацию к тому или иному произведению, правда, оно ориентирует ученика на изображение одного эпизода. Я же хочу рассказать о таких работах, которые требуют от учащихся осознания произведения или темы в целом и позволяют выразить это красками или другими изобразительными средствами в сочетании со словом.
Многие старшеклассники говорят, что поэзию, а иногда и прозу воспринимают в цвете или линиях.
Героиня романа Л.Н. Толстого Наташа Ростова говорит о Пьере Безухове и Борисе Трубецком: «Безухов - тот синий, темно-синий с красным, и он
четвероугольный». А Борис - узкий такой, как часы столовые Узкий,
знаете, серый, светлый». Не свойственно ли это восприятие окружающего мира эмоциональными и художественно одаренными натурами. И почему бы ни использовать его для углубления и понимания литературных произведений учащимися и в то же время для развития образного мышления, воображения? В чем суть такой работы. В течение урока учащиеся должны в красках выразить свое понимание той или иной темы и дать ему словесное обоснование. Можно пользоваться и просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами. Таким образом решается проблема неумения рисовать. Может возникнуть резонный вопрос: «Как оценивать такие работы?» Не надо искать недостатки в мастерстве юных «художников», главное - увидеть, как они восприняли смысл произведения, почувствовали его интонацию, ту или иную гамму цветов выбрали, как они построили композицию рисунка. Какие образные ситуации у них возникли. И потом ведь есть еще одна возможность оценить качество восприятия - это выслушать авторский комментарий к тому, что изображено на бумаге.
Такая словесно-изобразительная творческая работа, во-первых, заставляет ученика в целом продумать тему и средства ее отображения в композиции рисунка. Во-вторых, старшеклассник отбирает из всех впечатлений самые яркие зрительные образы. В-третьих, автор работы подбирает цветовую гамму, обнаруживая тем самым глубину постижения темы и особенности ее восприятия. В-четвертых, ученик обосновывает свой выбор словесно, что делает его анализ произведения или творчества поэта более точным, детальным и соответственно развивает его речь. А для учащихся со слабо развитым интеллектом - это вообще мощный толчок к творчеству, сначала краски - что-то вроде палочки - выручалочки («писать не умею, а нарисовать что-нибудь смогу»). Но ведь это что-нибудь требует обоснования, а значит - мысли.
Темы предлагаю самые разные: от «Мое представление о поэзии» (А. Блока, М. Цветаевой...) до «Есенинская Русь», «Открытие поэтического мира Бориса Пастернака».
Вот как обосновала свой рисунок на тему «Поэтический герб Б. Пастернака» одна из учениц.
«Символом поэзии Пастернака я избрала сердце, потому что его стихи переполнены чувствами, в них ощущается какой-то заряд человеческой энергии. Поэтому под изображением сердца вы видите что-то вроде кардиограммы, олицетворяющей постоянную пульсацию его поэзии и в то же время не всегда ровный ритм стихов.
О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют
Что строчки с кровью - убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
В центре сердца скрипичный ключ, так как стихи Б. Пастернака музыкальны (музыка всегда была неотъемлемой частью жизни поэта).
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть ...
Прямо из сердца тянутся зеленые ростки - это символ жизнелюбия поэта, его вечной молодости и юношеского удивления жизнью.
Во всем мне хочется дойти До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте, ...
А еще поэзия Пастернака ассоциируется у меня с дорогами, потому что все время искал себя, новые способы самовыражения. Поэтому вы и видите на моем рисунке изображение дороги: «Стихи мои бегом, бегом. Мне в вас нужда, как никогда».
И постижение поэзии дороги Пастернака тоже дорога, полная неожиданностей и открытий».
Ребята в своих работах пытаются выразить своеобразие каждого поэта и передать его как в рисунках, так и в пояснениях к ним при этом они создают свою систему образов, ищут свой подход к осмыслению поэтического творчества.
Все словесно-изобразительные сочинения анализируются в классе. Старшеклассники рассматривают рисунки, выделяют, по их мнению, лучшие, сравнивают их с обоснованиями. Все это дополнительный способ углубления понимания учащимися той или иной темы и в то же время еще один толчок к развитию их творческих способностей.
Чтобы урок литературы был более увлекательным и в то же время более эффективным, на разных этапах работы я использую интеллектуальные игры : шарады, ребусы и кроссворды.
При составлении кроссворда необходимо учитывать уровень подготовленности класса: кроссворд не должен быть чересчур легким, иначе он не вызовет интереса, но и в то же время слишком сложные задания могут отпугнуть ребят. Чтобы этого не произошло, при подготовке уроков я сначала продумываю варианты заданий кроссворда, а затем, учитывая придуманные вопросы, частично включаю материал кроссворда в урок, не акцентируя на этом внимание учащихся. При таком подходе увеличиваются обучающиеся возможности кроссворда. При целенаправленной подготовительной работе учащиеся справляются с предложенными кроссвордами достаточно успешно и охотно пробуют сами составлять мини-кроссворды по изучаемой теме, причем порой у некоторых учеников задания получаются даже более сложные, чем у меня. Таким образом, кроссворд, с одной стороны, вносит в урок элемент игры, а с другой - способствует более глубокому усвоению изученного.
Я стала включать кроссворды в уроки, когда пятиклассники впервые знакомились с литературоведческой терминологией, изучая сказки. Это помогло превратить трудную для учеников работу над терминами в игру, которая им очень понравилась.
В старших классах даю более сложные кроссворды. Так, завершая курс 9 класса, итоговую контрольную работу я проводила в форме кроссворда. Составление кроссворда - контрольной в старших классах трудоемко и требует кропотливого труда. Много времени отнимает подбор цитат, обдумывание формулировок вопросов, которые бы несли в себе информацию, пробуждали у учеников желание думать, сопоставлять факты. Но, интерес ребят, их увлеченность в работе над кроссвордом, на мой взгляд, окупают все затраты времени и сил.
Для чего мы преподаем литературу в школе? Конечно, для того, чтобы дать ребятам знания, но самое главное, чтобы привить им любовь к чтению, воспитать квалифицированного, умного, проницательного читателя. Но тогда и средства достижения этой цели должны быть соответствующими, способными вызвать интерес к книге.
«Художественная книга требует и художественного подхода. Понять и объяснить ее можно лишь теми средствами, какими она создавалась. Отсюда: строить урок по законам искусства - вовсе не субъективная позиция отдельных артистических натур и даже не особенность нашего экранного времени. А потребность самой жизни, - пишет Е. Н. Ильин.1 Поэтому наш предмет, как никакой другой требует наиболее полного использования всех выразительных средств, вплоть до слияния литературы и театра непосредственно на уроке. Одним из эффективных путей осуществления такого сочетания является театрализованная игра».
Подготовка к такому уроку, конечно, требует хлопот, но она окупится, так как ставит ребят в обстоятельства, побуждающие и обязывающие их прочесть литературное произведение. Ведь в противном случае он не включиться в игру, точнее, чтение книги - непременное условие участие ребят на уроке.
Наиболее простой формой организации театрализованного урока является представление по заранее составленному сценарию. Его отличительной чертой является малая доля импровизации из-за привязанности «актеров» к тексту, а самостоятельность проявляется лишь в подготовке сценария, костюма и соответствующей обстановки в классе.
В своей практике провожу итоговые творческие зачеты. В 5 классе после изучения темы «Басни И. Крылова», учащиеся делятся на группы (по своему желанию), группы выбирают басню, распределяют роли, составляют сценарий, придумывают мизансцены. Вводят элементы декорации, костюмов. На зачетном уроке представляют классу плоды своего творчества, получают оценку. Такие уроки провожу и в других классах. В 6 классе группа ребят готовит инсценирование стихотворения Лермонтова «Листок». Сами готовят сценарий, костюмы. И получают огромное удовольствие от игры. В 7 классе после изучения темы «Былины» провожу обобщающий урок. Одно из заданий - подготовить сценарий былины. Ребята сами выбирают репертуар. Оценивают их товарищи. В 11 классе готовили театрализованную игру по теме: «Уроки «Поднятой целины» сегодня».
Звучит голос «автора»: «Вот и отпели донские соловьи». Я предлагаю один-надцатиклассникам в противовес обжигающему шолоховскому «Вот и все!» -продолжить разговор с героем книги и представить, что Давыдов еще раз держит экзамен перед сельским сходом как кандидат в председатели колхоза. За столом, покрытым красной скатертью, располагаются ученики - это «Давыдов» и «уполномоченный из района». Им поручалось проанализировать образ Давыдова, обнаружить в нем черты, необходимые руководителю сейчас, в настоящее время. «Уполномоченный» представляет «Давыдова» «сельскому сходу» - остальным учащимся класса, которым было дано задание - от имени того или другого персонажа задать вопросы Давыдову. Слово предоставляется «Давыдову» (учащийся излагает программу своего литературного героя, составленную из цитат романа). Затем он отвечает на вопросы: Какие качества вы цените? Отказавшись от инструкций Корсжинского, Вы, отказались от методов его работы. Почему? Какой день в колхозе для вас был самый трудный? ... Слово предоставляется «нескольким участникам схода». Они говорят о кандидатуре Давыдова.
Театрализованная игра на уроке литературы может сделать многое: дать эмоциональный заряд учащимся и вселить уверенность в них. «Ученик, должен учиться с весельем и отвагой, - пишет В.Ф. Шаталов. - Такой подход превращает учебно-воспитательный процесс в воспитательно-учебный, где ученики приучаются ровно и спокойно работать на положительный результат. Главное же - игра приобщает ребят к книге».1
Я остановилась на некоторых формах работы, которые использую в своей работе, чтобы развивать самостоятельность мышления и воображение учеников, пробуждать фантазию, создавать условия на уроке для самовыражения каждого школьника, для творчества.
Опыт предшествующих поколений, запечатленный в культуре, включает и опыт творческой деятельности. Но усвоить его можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы, сопоставлять несовпадающие точки зрения, развивать воображение, фантазию, не верить любому утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинность, применять в решении проблемы различные средства, искать их наилучшие комбинации.
Вдохновение - это такая гостья, которая не любит ленивых.



4. Результаты моей работы.
1. Своей творческой находкой считаю уроки:
«А.Твардовский «Василий Теркин» (10 класс);
«Вторая муза Некрасова» (10 класс);
«Что? Где? Когда? По творчеству А.С. Пушкина» (9 класс);
«А, он встает над волнами забвенья» по творчеству М.Ю. Лермонтова (6 класс). Открытый урок для директоров района. Отзыв;«Спасибо за доставленное удовольствие окунуться в мир поэзии М.Ю. Лермонтова. Атмосфера*урока проникнута глубоким пониманием, драматизмом жизни поэта. Дети хорошо подготовлены, знают материал предшествуюпп-гх лет (5 класс), артистичны, инициативны... Урок патриотизма, любви к своему Отечеству. 15.11. 2003 г. И.А. Зоткина, Т.П. Шальных». Формирование атмосферы сотрудничества на уроке - оптимальный уровень ( 100%).
«Друзья мои прекрасен наш союз» по творчеству А.С. Пушкина (6 класс). Открытый урок для учителей русского языка и литературы. « На уроке доброжелательная атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения. Огромный плодотворный труд учителя, разумное использование ТСО, логическая последовательность изложения материала, на уроке яркие эмоциональные оттенки, выразительное чтение, разнообразные активные методы обучения». Уровень - оптимальный (91%).
«Уроки «Поднятой целины» сегодня» (11 класс)....
2. Участие в районном фестивале «Театральная весна»
Спектакль «Про царя, Ивана Царевича, Птицу - Девицу и Кощея Бессмертного» - 1 место. Были отмечены в номинациях:
«Лучшая режиссерская работа» - Козлова Лидия Васильевна;
« Лучшая мужская роль»- Шевченко Сергей.
« Лучшие ведущие» - Старков Михаил, Куксова Евгения.

Список литературы:
Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки. Е.Н. Ильин. Искусство общения.- М.; « Педагогика».,1982г.
« Директор школы» №3, 2005г.
Т.Е. Елисеева « О некоторых видах творческих работ при изучении литературы».- М.; « педагогика», 1991г.
Л.И Аизерман « Уроки нравственного прозрения». – М.; «Педагогика».1983г.
Г.В. Пранцова « Развитие творческих способностей учащихся».№1.,1989г.
А.Т. Твардовский. Собрание сочинений.- М.; 1971г. 5т.
С.маршак Воспитание словом. – М.;1961г.
И.Якиманская. Технология личностно-ориентированного образования» - М.; Прометей, 2001г.
В.С.Данюшенко. Ситуация любознательности как средство ускорения познавательной активности учащихся. – М.; « Прометей», 1993г.
























Козлова Л. В. Описание опыта 13 PAGE 14315







15