Опыт работы по теме: Уровневая дифференциация- один из путей развития творческих способностей учащихся на уроках физики


Дедюхина Надежда Николаевна, учитель физики МАОУ Борковской СОШ.
Уровневая дифференциация- один из путей развития творческих способностей учащихся на уроках физики.
Необходимость внедрения технологии уровневой дифференциации в старших классах возникла, когда я поняла, что добиться положительных результатов в обучении, создать условия для оптимального развития каждого ученика, развития творческих способностей невозможно, обучая всех на одном уровне. Технология уровневой дифференциации позволяет реализовать свои возможности каждому ученику, проявить себя с хорошей стороны и утвердиться как личность, достойная уважения.
Основной принцип в использовании уровневой дифференциации :- дать базовый минимум ЗУН всем учащимся, обеспечивая индивидуализацию обучения, и более глубокие тем, кто в этом заинтересован.
Ожидаемый положительный результат:
- выполнение каждым учащимся заданий обязательного минимума;
- увеличение количества учащихся, занимающихся на «продвинутом» уровне;
- повышение интереса учащихся к результатам своего труда;
- увеличение количества учащихся, выполняющих задания повышенного уровня сложности, выполнявших задания творческого характера;
-усиления мотивации обучения физике.
Уровневую дифференциацию осуществляю различными способами:
• через содержание учебного материала: учебный материал делится и изучается на трёх уровнях:
- первый уровень – обязательные для всех базовые ЗУН;
- второй уровень дополняет первый и предназначен только для ознакомления для учащихся с низкими учебными возможностями, а для учащихся с более высокими учебными возможностями- для овладения;
-третий уровень- материал адресуется только для учащихся, планирующих сдавать физику как предмет по выбору на итоговой аттестации в 11 классе, умеющих выполнять задания творческого характера.
• через проведение системы дифференцированных зачётов.
Для этого разрабатываю требования к знаниям и учениям для каждого уровня, с которым знакомлю учащихся перед изучением темы. На первом уроке по теме знакомлю учащихся с тем, сколько часов отведено на изучение темы, дату зачёта, а также о всех видах зачётных работ. К зачётным работам относятся:
- разноуровневые самостоятельные работы (2-3 по теме);
- итоговая контрольная работа по вариантам разной степени сложности;
- определённое количество домашних задач разной степени сложности;
- индивидуальные задания творческого характера;
- лабораторные работы;
- теоретические вопросы.
Основным условием для сдачи зачёта является выполнение всех видов дифференцированных эаданий в соответствии с требованиями к знаниям на оценку «3», «4», «5». В требования к ЗУН на оценку «3» включаю основные элементы знаний по теме:
- определения физических величин;
- формулировки физических законов;
- физический смысл постоянных;
- формулы физических величин;
- строение физических приборов и др.
В требованиях к умениям на оценку «3» включаю задания на умение сравнивать, объяснять, анализировать, выполнять несложные выводы формул, а также решать типовые задачи.
Все ответы к требования на оценку «3» подробно рассматриваются на уроке.
В требования к ЗУН на оценку «4», «5» включаются вопросы и задания, в которых нужно сделать самостоятельные выводы , провести более глубокий анализ вопроса, решить более сложные задачи и задачи творческого характера, вывести более сложные формулы и другие задания.
При выполнении заданий на «4» и «5» повышается уровень самостоятельной деятельности учащихся.
Зачёты проводятся поэтапно. Лишь успешная сдача зачёта на «3» даёт возможность ученику приступить к сдаче зачёта на более высокую оценку.
Причём учащемуся предоставляется возможность самому выбрать ту глубину изучения физики, которая его устраивает, обеспечивая индивидуализацию обучения и гарантированный минимум уровень ЗУН по предмету у всех и более глубокие у тех , кто в этом заинтересован.
• третьим средством, с помощью которого осуществляю уровневую дифференциацию, является использование индивидуальных заданий. Считаю, что индивидуальные задания являются мощным инструментом для развития творческих способностей учащихся.
Для учащихся составляются индивидуальные задания четырёх видов с учётом их индивидуальных учебных возможностей:
репродуктивные- это задания на воспроизведение. К ним относятся:
- подготовить презентацию по тексту;
- собрать схему и устройство для опытов по предложенному описанию и др.
поисковые- это задания, которые связаны с нахождением дополнительной информации из различных источников;
логически- поисковые-это задания на нахождение путём размышлений ответолв на различные вопросы. К ним относятся:
- разработать идею усовершенствования физического прибора;
- найти 1-2 способа решения задачи и др.
творческого характера – это задания на создание новых объектов.
Например: написать реферат, сконструировать модель прибора, придумать на заданную тему задачу, составить кроссворд по физике, решить задачу повышенной сложности и др.
Индивидуальные задания даются для развития самостоятельности и творческих способностей учащихся, а также для развития познавательного интереса.
Выполнение индивидуальных заданий учитывается при выполнении оценки за зачёт.
Критерием наилучшего усвоения материала по предмету является умение решать задачи. Для отработки умения решать типовые задачи применяю алгоритмы, решение по образцу. Для развития умения решать задачи более высокого уровня, творческого характера показываю, что задачу можно решить различными способами.
Для обеспечения индивидуализации обучения при проведении ряда зачётов предлагаются индивидуальные домашние задачи. Это повышает самостоятельность, создаёт условия для творческого развития учащихся.
Критериями оценки деятельности при осуществлении уровневой дифференциации являются:
- результаты разноуровневых самостоятельных работ, тестовых работ, контрольных работ, индивидуальных творческих заданий, тематических зачётов;
- повышение самостоятельности учащихся при выполнении разноуровневых заданий;
- развитие творческих способностей учащихся;
- усиление мотивации к занятию физикой;
- повышение интереса учащихся к результатам своего труда.
Степень совпадения ожидаемого и фактического результата:
• не каждый учащийся с первого раза выполнят задания обязательного минимума, но процент выполнения за полтора года в результате сдачи учащимися 11 класса 9 зачётов вырос с 75 до 92%;
• увеличилось количество учащихся , занимающихся на «продвинутом» уровне и выполнявших творческие задания с 30% до 45 %;
• произошло усиление мотивации к учению физики, так значение внешних побудительных факторов (заставляют, физика входит в УП школы, хочу хорошую оценку в аттестат) у учащихся 11 класса ниже по сравнению с объективными побудительными факторами (необходима для поступления в ВУЗ, имеет большое практическое значение, легко даётся) и внутренними побудительными факторами (предмет интересно преподаётся, побуждает к самостоятельной деятельности, уважаю учителя).
• повысился интерес учащихся к результатам своего труда.
Предполагаемые коррективы:
• расширить арсенал приёмов индивидуализации решения задач («вихрь задач», «охота за пятёрками») и др.
• уровневую дифференциацию осуществлять не только через перечисленные способы, но и через использование групповой формы работы на уроке, через разнообразие видов деятельности учащихся на уроке.
В основе работы по внедрению технологии уровневой дифференциации положены опыт и научные идеи учителей Ю.И. Дика, В.А. Рака, доктора педагогических наук В.Г. Разумовского, доктора педагогических наук Э.М. Бравермана.