Рефлексивный отчет об использовании Программы: использование ИКТ в преподавании и обучении при планировании серии последовательных уроков.


Отчёт А1
Рефлективный отчет об использовании модуля Программы " Использование ИКТ в преподавании и обучении" при планировании серии последовательных уроков.
Цифровая грамотность- это способность определить местонахождения, организовать, понять, оценить и создать информацию, используя цифровые технологии. Быть технически грамотными означает умение использовать знание цифровых инструментов + критическое мышление + социальная вовлеченность в обучение. (Руководство для учителя, стр.173).
Проходя практику в школе, я запланировала и провела серию последовательных уроков с использованием ИКТ. Что дало это мне? Как отразилось это на обучении? Как отразилось это на моих ребятах?
Об этом я и составляю свой отчет.
Начинала я свою практику с исследования класса. Провела анкетирование, в ходе которого выяснилось, что главная проблема в классе – нежелание общаться с тремя учениками: это Катя З. и Сергей Ф. Кристина М. Еще одна проблема данного класса, что коллектив в нем разделен как бы на 4 группы:
1 группа, это дети, стремящиеся к лидерству: Миллер Полина, Жумадирова Галия и Смаилова Айсулу;
Вторая группа, это Киселева Влада и Идирисова Эльвина-подружки, наблюдающие со стороны за всем, что происходит в классе (отличницы).
Третья группа, это те, с кем стараются не общаться в классе: Зеленко Екатерина, Фаст Сергей и Мойсюк Кристина;
Четвертая группа – остальные учащиеся класса, подчиняющиеся всем требованиям и правилам, предъявляемым лидерами. Изначально у меня определилась проблема:
Необходимо провести работу на сплочение коллектива, взаимодоверие, уважение друг к другу. Я провела определенную работу на сплачивание коллектива. Кроме наших совместных культурно-массовых мероприятий, я показывала ребятам ролики на сплочение коллектива, на тему дружбы, просто на позитив. Использовала я интерактивную доску. Детям показалось непривычно, что в послеурочное время можно прийти в школу и в неформальной обстановке просто пообщаться, при этом интересно провести время за просмотром необычных видеороликов. Когда в такой обстановке
детям интересно, весело, они забывают про какие то ограничения, связаннные с общением. А если подключить еще и игровые моменты под музыкальные разминки, то отношения у ребят меняются в корне. Таким образом я еще до проведения уроков настроила и подготовила детей к проведению тренингов. Дала задания, поискать тренинги и физкультурные минутки по интересам, потому, что как правило, если предлагает взрослый-
дети не все могут принять, так как в этом возрасте (6класс) они чаще поступают по принципу противоречия, ведь именно в этом возрасте начинается тот самый переходный возраст. Поэтому в дальнейшем, при проведении тренингов на уроке у меня уже не возникало проблем с желанием или нежеланием ребят этим заниматься. Они участвовали в разминках с удовольствием.


Следующим шагом с внедрением ИКТ было использование технологий для ведения уроков. На всех уроках мне было огромной поддержкой использование интерактивной доски. Специфика моих уроков предполагает показ, демонстрацию того, чего должны добиться дети к концу урока. А это должен быть продуктивный результат, ведь мы должны подвести итог урока, а в рисовании результатом является рисунок. Поэтому я распланировала уроки таким образом, что бы за все четыре урока ребята поработали разными техниками исполнения , создавая свои "шедевры", т.к. итогом работы всегда была выставка.
Каждая тема сопровождалась презентацией. Это было необходимо для того, что бы ребята осмысливали будущее задание, могли распланировать свою деятельность так, что бы успеть выполнить задания. На втором уроке мои ученики работали индивидуально за компьютерами. По заданию они должны были изобразить табурет, учитывая правила линейной перспективы и взяв за основу две точки схода. Я удивилась работе ребят в том плане, что они уже очень свободно владеют знаниями работы за компьютером, знают многие программы и умеют быстро ориентироваться даже тогда, когда наступает момент непонимания, стоит только чуть чуть их направить, как они тут же все понимают. Тяжелее давалась работа Кате.З., потому что ее семья материально
плохо обеспеченная и у нее просто нет дома компьютера, нет навыков работы за компьютером. За строго отведенное время ребята выполнили задание, усложнив его, проявив творческие способности и эрудицию. многие нарисовали
стул со спинкой, Даша Р. пририсовала ручки, как у кресла, Бауржан нарисовал столик журнальный.

При выполнении данного задания ребята чувствовали комфорт, настроение у них было позитивное и с заданием они справились. Что способствовало такому результату? Этому способствовало начало урока, подготовительный этап, где на интерактивной доске в виде презентации были даны основные этапы выполнения задания, а вот алгоритм применения дети разрабатывали сами.
Что касается третьего урока, то по плану урока на этапе мотивации показана была презентация- экскурс по картинам Казахстанских художников и знаменитых Российских, на которых был изображен пейзаж. Ребята просмотрев презентацию, определили для себя несколько правил изображения пространства, которые необходимо было учесть при выполнении данного задания.
Следующая презентация была показана на втором этапе урока -познавательном. На ней ясно было показано деление пространства листа на планы: ближний, средний и дальний. После просмотра этой презентации у детей даже не возникало вопросов, как им и где располагать на листе свое видение картины. Я задаю себе вопрос: -а как же мы раньше обходились без интерактивной доски? Это же надо было мне, как учителю все показывать при помощи мела и простой доски. Это и временной интервал увеличивается для показа и пропадает познавательный интерес у ребят, потому , что не все одинаково воспринимают такой показ, так как в этом возрасте у детей рассеянное внимание и если им что то неинтересно, тут же пропадает восприятие информации. А при показе в презентации практически "живые рисунки" воспринимаются с неподдельным интересом и желанием попробовать тоже изобразить подобную картинку.

Следует отметить, что моей целью исследования было взаимообучение в паре, поэтому ребята работали по парам.
Удивительно, но даже в паре можно рисовать картины, если правильно распределить работу друг друга. У меня во время этого урока очень хорошо прошла данная работа. Вот, что из этого получилось:


Этот рисунок я не зря выделила чуть большим размером, это рисовали девочки, которые без желания садились в пару для работы. Одна из них - Эвелина, с высоким уровнем мотивации и Кристина-с низким уровнем; они
начали работать и я отметила, что такой, как Кристина не хватает "Руководителя", а имея грамотного человека, который будет ее направлять- она очень даже неплохо справляется с заданием. Для себя и класса я отметила, как они очень грамотно изобразили горы, переход от вершин гор к небу. Это , конечно, заслуга Эвелины, Кристина была просто исполнителем, но результат работы вдохновил именно ее. Мне показалось, что она сама не верит в результат их совместной работы.
Для меня этот урок то же был поучительным, в том плане, что я заранее предугадала, что мы можем не успеть выполнить все за урок по той простой причине что рисуя фон, следует дать время на высыхание красок. предвидя этот момент, взяла на всякий случай с собой фен, он очень пригодился. В другом случае мы просто бы не успели выполнить работу. Детям, кстати, тоже было интересно применять бытовой прибор на уроке, добавился элемент веселья и хорошего настроения.
На четвертом уроке , на мотивационном этапе я, опять показывала презентацию с ознакомительной целью. Ребята должны были просмотрев презентацию, уметь различать такие геометрические тела, как призма и пирамида, конус и цилиндр. научиться при помощи штриховки показывать объем фигур.

На данном уроке дети работали в парах сменного состава. Благодаря раздаточному материалу, дети проработали сопутствующие вопросы по теме и вышли на выполнение конечного задания, алгоритм выполнения которого был показан на слайде и демонстрировался на доске. Остальную часть урока ребята,
рисовали по принципу: переход от простого к сложному и изображали кувшин, так как именно в его форме можно проследить такие очертания как у цилиндра, у шара.
С поставленным заданием ребята справились хорошо, но думаю, что без поддержки ИАО, было бы куда сложнее.
Закончить хотелось бы словами из руководства для учителей стр.169:
"ИКТ не предоставляет возможности обеспечения исчерпывающего понимания о предмете, тем не менее, способны облегчить постижение общего представления о нем, обладая гибкостью в получении и использовании знаний. Учитель должен знать не только преподаваемый предмет, но способы совершенствования его преподавания посредством применения новых технологий.