Формирование звуковысотных представлений у школьников на уроке музыки и внеклассных занятиях

Формирование звука высотных представлений у школьников на уроках музыки и во внеклассной работе.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего детства дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывая тягу к творчеству.
Актуальность темы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительной деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В основных направлениях в общеобразовательной школе выдвигается важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся, что может быть достигнуто путем усовершенствования методов обучения и воспитания.
К проблеме совершенствования теории и методов обучения школьников относятся и теоретическое обоснование их, поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщения их к музыкальному искусству через пение, как один из самых доступных для всех здоровых детей активный вид музыкальной деятельности.
Цель моей статьи – осветить вопрос «Формирование звуковысотных представлений школьников в процессе вокально-хоровых навыков на уроке музыки во внеклассной работе».
Что такое певческий звук? Певческий голос как акустическое явление обладает такими основными свойствами: высотой, силой, тембром и продолжительностью.
Высота вокального звука определяется числом колебаний, которые производят голосовые складки в течении одной секунды, т.е. от частоты их колебаний. Звуки творческого голоса, как все музыкальные звуки, являются сложными, состоят из многих простых звуков. Самый низкий из них определяет высоту звука. Он называется основным тоном, а все остальные простые звуки – обертонами.
Различные сочетания обертонав по высоте , сил, количеству создают общий фон звучания ,окраску звука , или его тембр.
Индивидуальный тембр голоса ребенка тесно связан с его физическим ростом.
Детские голосовые связки которые и тонкие ,поэтому детский голос имеет высокое звучание ограниченный диапазон ,особенную легкость и звучание.
В общеобразовательной школе существует проблема развития певческих голосов «Гудошников», но есть достаточно примеров успешной работы с такими детьми. Например А.Т.Раввинов подчеркивал ,что дети переносят характер звучания наукой разговорной речи на пение. В таком случае А.Т.Раввинов предлагал детям говорить и читать на высоких звуках ,а во время пения петь «высоким звуком».
Из опыта работы на начальном этапе развития голоса младших школьников следует использовать песни с диатоническими последавательностям звуков мелодии особое значение на этом этапе имеет детская народная песня с простой мелодией и ритмом ,интересным по содержанию .
В процессе постепенного развития музыкального слуха ,слухового внимания ,координации слуха и голоса младшие школьники приобретают умение отображать голосом сложные интонационные обороты с более широкими сказками и более тесными полутоновые переходами.
В работе школьного учителя музыки хоровое ис-во традиционно занимает особое место . Вокальное воспитание в хоре –важнейшая часть всей хоровой работы .Основное условие правильной постановки вокального воспитания – подготовленность руководителя для занятий пением с детьми.
Идеальным вариантом становится тот случай, когда учитель обладает красивым голосом.
Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим учителем.
Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. Систематически применяя наряду с коллективной работой индивидуальный подход к хористам, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Дети, знающие, что каждый из них в любой момент должен быть готов спеть тот или другой отрывок из разучиваемой песни, внимательно следят за показом руководителя.
На развитие голоса влияют факторы: система вокальных упражнений, правильно поставленная работа над певческим дыханием, звукообразованием, артикуляцией.
Доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о правильном пении. Детскому голосу противопоказано громкое пение. Петь слишком высоко или слишком низко нежелательно, потому что голос может утратить звонкость и силу. Только регулярное пение в удобном диапазоне помогает развить голос.
Формирование лазового чувства детей их звуковысотных представлений – актуальная проблема всей современной педагогики. Как известно, существуют две основные системы в решении этой задачи: одна из них абсолютная – опирается на лад и запись нот в скрипичном ключе. Другая относительная – не связывает освоения лаза и его закономерности с какой-либо определенной тональностью и записью нот. Считаю весьма эффективным сочетание методов относительной и абсолютной сольмизации, особенно на начальном этапе развития ладовых звуковысотных представлений детей.
Опираясь на передовой опыт в области методики музыкально-эстетического воспитания исходя из задач предмета «Музыка» в школе учитель использует наиболее эффективные методы работы в конкретных условиях разных классов кружков и также во внеклассной работе. Роль этих занятий не оспорима. Она требует от учащихся не только определенных навыков и умений, но и активности, целеустремленности, большой сосредоточенности и творческой иницитиативы, воспитывает стремление к совершенству, постижению прекрасного. Я использую формы исполнительной деятельности: игры на флейте, гитаре, аккордионе. Гордостью гимназии является ансамбль ложкарей «Забава».
Проводя учебно-воспитательную работу (музыкальное чтение, развитие слуха, красивое пение, игра на музыкальных инструментах), мы достигаем и развиваем эмоциональные, нравственно-волевые качества у детей. Целью является – широкое распространение музыкальной культуры. Использование методов обучения вокально-хоровым навыкам являются развивающими в ходе обучения музыки.
Развивающая и воспитывающая цель – привить интерес к выразительному, эмоциональному исполнению, привить интерес к самостоятельному творчеству.
Обучающая цель: развитие вокально-инициативных навыков, ощущения лазовой окраски, развитие памяти, внутреннего слуха, гармонического, ритмического навыков.
Из всего выше сказанного следует выделить заключение, что применяя на уроках и во внеклассной работе вокально-хоровые методы. Системы относительной и абсолютной сольмизации мы приходим к главной цели своих музыкальных занятий – формирование детского голоса.