Использование ресурсов Интернет(из опыта работы)


" Ресурсы сети Интернет и их использование в учебной деятельности в рамках ФГОС
(из опыта работы)"
Подготовила учитель начальных классов: Сенюшина Ольга Анатольевна
Я работаю с детьми разного уровня подготовки. В глазах ребят, абсолютно у всех, горит огонек любопытства и любознательности. Детки готовы впитывать в себя все еще им неизвестное. Они радуются всем своим новым знаниям и навыкам. Мне всегда интересно быть с детьми, занимать их чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Моя задача на уроке состоит в том, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Стараюсь в своей работе слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. Пытаюсь всячески заинтересовать детей, использую дополнительный материал, провожу нетрадиционные уроки, использую компьютер и сеть Интернет, информационные технологии с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся, составляю презентации, использую различные приемы и методы.
Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью ресурсов Интернет. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любую точку мира, провести исследования и проверить свои знания по всем предметам. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога. Уроки с использованием ресурсов сети Интернет становятся более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения.
Я эффективно использую ресурсы Интернета при подготовке рефератов, уроков, для проведения внеклассной и проектной работы. Ведь именно в Интернете можно найти всё, что угодно твоей душе. Систематизирую и формирую папки по темам, вкладывая в них устный счет, демонстрационный материал, самостоятельные и контрольные работы, тесты, тренажеры. В своей библиотеке имею мультимедийную книжку «Странаслов», Аудиоэнциклопедию « Флора и фауна » . Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.
В своей работе с помощью MS Word разрабатываю проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. Использую дидактические материалы, созданные в текстовом редакторе. Это позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Урок с использованием ресурсов сети Интернет не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении.
В начальной школе мы используем ресурсы Интернет на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий, для организации исследовательской деятельности учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, выставках, конкурсах, проведение совместных научных исследований с другими партнерами (классами, школами и т.д.) на базе информационных ресурсов предметных областей. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью оправдывает себя во всех отношениях:
* повышает качество знаний
* продвигает ребенка в общем развитии
* помогает преодолеть трудности
Это позволяет:
- Выиграть время для более интенсивного обучения.
- Сделать урок интересным, разнообразным и наглядным.
- Вовлечь всех детей в учебный процесс.
- Уменьшить нагрузку учащихся и сохранить их здоровье.
- Вводить новое через компьютерные технологии.
- Развивать творчество учащихся.
- Увеличивать самостоятельность школьников.
Следовательно, на таких уроках у меняс есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы. Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу.
В своей работе я использую личные презентации, так как считаю одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе. Очень эффективными являются тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word. При использовании презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Использование таких презентаций дает хороший результат.
Так например, на уроках русского языка во время проведения орфографической минутки, я использую презентации, карточки со словарными словами, зрительные словарные диктанты. Составляю к урокам различные тренажёры, где дети выполняют практические задания разных видов не только на уроке, но и при выполнении домашних заданий. При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использовала электронное учебное пособие «Учимся читать». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко-буквенного анализа слова, слоговой структуры слова. И теперь во 2 классе нередко использую данное пособие и на уроках русского языка. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, пополняют словарный запас.
В своей работе я провожу настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Очень интересно прошли уроки по темам: «Чистота родного города» с участием в эколого-агитационной акции «Зелёный троллейбус», «Животные нашего края» с последующим посещением краеведческого музея и конно-спортивной школы в Ишеевке , «Планеты солнечной системы» с выездом в Планетарий. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. Ребята готовят сообщения и мини-проекты к уроку окружающего мира. На научные экоконференции и фестивали, проходящие в нашей школе, готовят презентации и проекты по выбранной теме. Подготовленный проект «Зимующие птицы нашей местности » нашёл широкое применение в краеведческой работе.
Большое подспорье ресурсы Интернет оказывают в подготовке праздников ( 1 сентября мы стали учениками, Праздник Урожая, Осеннее кафе, Новогодний маскарад, Дни именинника и др), в исследовательской и проектной деятельности детей. Современные информационные технологии и Интернет-ресурсы использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, и оформление портфолио.
На уроках математики использую диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.
При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. Иногда применяю слайд-фильмы с анимированными задачами на движение. Анимационные картинки беру из Интернета. Применение на уроке компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала и вовремя ее скорректировать. Проверка заданий идет автоматически, что тоже экономит время урока. Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.
Применение компьютера в начальной школе позволяет решить и ряд других проблем в обучении. Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте. Трудность в том, что дети становятся все более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Проведение классных часов, конкурсов, викторин, родительских собраний также не обходится без использования ресурсов Интернета. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Они помогают в создании компьютерных презентаций по различной тематике.
Использование на уроках детских презентаций, приготовленных совместно с родителями, многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик исполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей Power Point. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Так мы постепенно выходим к обучению, когда каждый обучает каждого.
Таким образом, применение ресурсов Интернета: расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; в общем, способствует повышению качества образования. При использовании ресурсов сети Интернет мне стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.
Результаты уроков с использованием сети Интернет превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями.
Теперь хочется иметь в кабинете интерактивную доску Smart Notebook, с помощью которой можно разнообразить уроки, используя ресурсы Сети Интернет. Дети научатся передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать. Smart Notebook позволит растянуть страницу и записать всю нужную информацию, перейти быстро на следующую, или показать сразу две страницы и сравнить записи. Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм можно будет воспользоваться «волшебным пером», с помощью которого запись исчезает через несколько секунд. Просмотрел, отвлёкся и не знаешь, что надо записать на месте пропуска… Индивидуальная работа у доски будет выполняться на «Ура». Чтобы получить возможность поработать на такой доске, детям будет необходимо активно поработать устно, аккуратно выполнить работу в тетради. Равнодушных в классе не окажется! Рисование на доске, когда можно сделать интересную заливку, да еще заставить, с помощью функции «анимация», картинку двигаться, вызовет восторг! Такая работа у доски станет поощрением за успешную работу на уроке, хорошо выполненное домашнее задание и т.п.