Развитие устной речи младших школьников на уроках филологического цикла


МБОУ лицей «МОК № 2»
Тема самообразования:
«Развитие устной речи младших школьников на уроках филологического цикла»
Подготовила: учитель нач. классов
Ершова М. Н.

Воронеж
2014-2015 уч. год
Заберите у меня все, чем я обладаю,
Но оставьте мне мою речь,
И скоро я обрету все, что я имел”.
Джон Уэбстер
Языковое образование и речевое развитие младших школьников - одна из центральных проблем в современной начальной школе. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности.
В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, развивать умение общаться – необходимо каждому.
Задачи учителя заключается в том, что необходимо:
обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг);
обеспечить создание речевых ситуаций;
обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;
- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсё правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.
Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат. Работа над чётким произношением содержит целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы и т.д. Игры со словами являются важным средством развития речи учащихся во время всего обучения в школе.
Рассмотрим некоторые виды таких упражнений.
Речевые упражнения: 
1. Фонетическая зарядка.Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду…)Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж…)Как кричит осел? (Иа-иа!)Как вскрикивают от испуга? (Ой!)
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка». (Растягиваем губы в улыбке.)
Упражнение «Бегемотики». (Широко открываем, а потом закрываем рот.)
Упражнение «Хоботок». (Вытягиваем губы вперёд.)
Упражнение «Почистим зубки». (Двигаем языком по внутренней стороне верхних и нижних зубов слева направо и наоборот.)
Упражнение «Качели». (Рот приоткрыть, высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать.)Упражнение «Змейка». (Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.)
3. Упражнения для дыхания и дикции.
Проколотый мяч (имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с-с-с);
Имитация колокольного звона (бом, бам, бим...);
Ароматный цветок (сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, на выдохе произнести фразу «Какой ароматный цветок»);
Именинный пирог (задуть свечи);
33 Егорки (сделать глубокий вдох и продолжить: раз-Егорка, два-Егорка).
4. Чистоговорки.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.Ло-ло-ло - на улице тепло.Лу-лу-лу - стул стоит в углу.Оль-оль-оль - мы купим соль.Ра-ра-ра - начинается игра.
(Можно инсценировать, прочесть ее от имени сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.)
На часок мы заш-ш-ш-ли
К черепаш-ш-шке.
Черепаш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-шки.
5. Скороговорки.
1.Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубики сломали.
2.Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами –
Помогали нашей маме!
3.Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
4.От топота копыт
пыль по полю летит.
5.Белые бараны
Били в барабаны.
Без разбору били –
Лбы себе разбили.
Одно из основных направлений в развитии речи младших школьников – это игра. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечать сразу!» Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.
Игры:
«Птичья стая».- Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту. (Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.)
- Птицы немного угомонились, стали вести себя потише. (Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.)
- И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны. (Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.)

«Художник».
Развивает внимание, наблюдательность и речь детей. Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:
Нарисую я портрет,
Только чей – пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?
Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: "У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки" и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.
3. «Зашифрованное слово».
Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.
Предлог, логово, железо, низина, енот
(ПРЕДЛОЖЕНИЕ) - по первому слогу;
Пуговица, молоток, лава
(ГОЛОВА ) – по второму слогу;
Колесо, село, панама
(СОЛОМА) - по последнему слогу.
4. «Волшебный ряд букв».
Дается любой ряд букв, с которыми можно выполнить несколько заданий:
А, Б, О, И, К, Л, Е, П, Т.
а) деление на группы (гласные –А, О, И, Е, согласные – Б, К, Л, П, Т);
б) составление слов из букв (пила, лупа, лоб);
в) назвать буквы в алфавитном порядке (А, Б, Е, И, К, Л, О, П, Р);
г) составить предложение или текст, чтобы слова в нем начинались на данные буквы. (Алеша быстро обводил и красил листья. Ему помогали товарищи.)5. «Выбывание слов».
Игра учит сравнивать, анализировать, рассуждать.
На доске дается ряд слов. Надо найти единственное слово, которое отличается от остальных слов, объяснить, почему оно лишнее, и убрать его из ряда.
ГОНИТ, ИГРАЮТ, КРИЧИТ, БРОСИЛ, НАГРЕВАЕТ.
а) играют - единственный глагол множественного числа;
б) бросил - единственный глагол прошедшего времени;
в) нагревает - глагол с приставкой;
г) гонит - глагол-исключение.
6. «Составь предложение».
Развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить создавать новые целостные образы из разрозненных предметов. Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу.
Составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти слова.
РЕКА, РУЧКА, СОБАКА.
(Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и побежала к реке. На берегу реки Слава потерял ручку, а собака ее нашла.)7. «Подбери слова».
1.Как называется избушка, где живет сторож? __ __ __ __ __ Ж __ __
2.Украшение в ушах. __ __ __ __ Ж __ __
3.Твердая застежка на поясе. __ __ __ Ж __ __
4.Часть стола или стула. __ __ Ж __ __
(Сторожка, сережка, пряжка, ножка)
На протяжении всего начального обучения необходимо систематически проводить словарную (лексическую) работу по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, ее следует подкреплять теоретическими сведениями по лексике.
В ходе такой работы учащиеся узнают о многозначности слов, о синонимах, антонимах, о правильном употреблении их в речи. Лексическая работа применяется и в словарно-орфографических упражнениях.
Творческие работы.  
1. Творческое списывание.Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи.
Задание: вставь пропущенные глаголы с не.Футбольная команда в полном сборе. До начала матча осталось три минуты, а вратаря нет. «Что же с ним случилось?» - ... игроки. «Сорвать решающий матч!» -... капитан. «А может, Игорь заболел. Ему всю неделю ...»,- сказал Олег.
(недоумевают, негодует, нездоровится)

2. Терминологический диктант. Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов. (Лексическое значение слов).1. Шторы из пластинок, навешиваемые на окна. (жалюзи)
2. Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки. (эрудиция) 3. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой. (форзац) 4. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. (филология)

3. Фразеологизмы. Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.
1. Восстанови фразеологизмы.Купить ... в мешке. (кота) Пустить ... в огород. (козла) Делить шкуру неубитого ... . (медведя). Смотреть как ... на новые ворота. (бык) Дуется как ... на крупу. (мышь) Писать как ... лапой. (курица)
2. Замени фразеологизмы подходящими по смыслу глаголом или словосочетанием.
Задать головомойку – отругать.
За пояс заткнуть – победить.
Плясать под чужую дудку – исполнять чужую волю.
Морочить голову – обманывать.
Прикусить язык – замолчать.
Зарубить на носу – запомнить.
Задирать нос – воображать, заноситься.
Ловить ворон – отвлекаться.
3. Замени слова фразеологическими оборотами.
Важничать – задрать нос.
Обманывать – водить за нос.
Вести себя скромно – тише воды, ниже травы.
Обидеться – надуться, как индюк.
Всё прошло гладко – без сучка, без задоринки.
Внезапно – как снег на голову.
Лезть не в свои дела – совать нос.
Очень мало – кот наплакал.
4. Отгадай, что это?
Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая разговаривать; в неё прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из неё сухими. (вода)
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, задаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (уши)
Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ветер)
Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет. (язык)
5. Замени данные высказывания одним словом – наречием.
Не по карману – дорого.
На краю света – далеко.
Со всех ног – быстро.
Как в аптеке – точно.
По совести – честно.
Испокон века – давно.
Как гром среди ясного неба – неожиданно.
Бок о бок – рядом.
6. Подбери к каждому существительному из правой колонки соответствующее прилагательное из левой.коварная сова змея
скользкий стрекоза угорь
одинокий змея рак-отшельник
мудрая белка сова
изворотливый мышь уж
надутый лягушка индюк
толстокожий рак-отшельник бегемот
легкомысленная птица стрекоза
юркая угорь мышь
вольная уж птица
запасливая индюк белка
холодная бегемот лягушка
7. Назовите фразеологизмы со словами:
Зубы: ни в зуб ногой, скалить зубы, заговаривать зубы, говорить сквозь зубы.
Нос: клевать носом, водить за нос, не вешать нос, нос по ветру, задирать нос.
Ноги: уносить ноги, падать с ног, встать с левой ноги.
Уши: пропустить мимо ушей, держать ухо востро, развесить уши, медведь на ухо наступил.
Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, учащиеся учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Пословицы и поговорки как ценный языковой материал можно использовать на уроках литературного чтения и русского языка в целях обогащения словарного запаса учащихся.
Задание 1: прочитайте два текста, выберите подходящую к основной мысли текста пословицу.
У Шарика шуба густая, теплая, он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки - просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, добро стережет, злых людей и воров во двор не пускает,- за это его любят да сытно кормят.
Собака - друг человека. Собака помогает пастуху охранять овец от волков. В сибирской Тайге собака лайка находит охотнику драгоценного соболя. На Севере ездовых собак запрягают в сани и мчаться по тундре. Собака не оставит человека в беде.
Пословицы:- Собака - верный друг человека.- Не замахивайся палкой - и собака не залает.- И собака помнит, кто ее кормит.- Не учи щуку плавать, а собаку лаять.- Без собаки зайца не поймаешь.
Задание 2: даны пословицы, построенные на антонимах. Объясните их смысл.
Мал золотник, да дорог.
Из большой тучи малый дождь.
После большого веселья слезы бывают.
Мягко стелет, да жестко спать.
Много шуму из ничего.
6. Корень ученья горек, зато плод его сладок.
Задание 3: вспомните пословицы по двум данным словам.
Дело — смело (Сделал дело – гуляй смело.)
Журавль — синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
Слово — воробей (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
Труд — рыбка (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
Время — потеха (Делу – время, а потехе – час.)
Перо — топор (Где написано пером, не вырубишь и топором.)
Задание 4: дополните пословицы и поговорки и объясните смысл.
… от яблони недалеко падает. (яблоко)
Шила в … не утаишь. (мешке)
У страха … велики. (глаза)
… в глаза колет. (правда)
Дело … боится. (мастера)
После драки … не машут. (кулаками)
Готовь сани летом, а … зимой. (телегу)
Задание 5: в предлагаемых пословицах и поговорках допущены ошибки. Исправь их.
В гостях хорошо, а дома хуже. (лучше)
В темноте, да не в обиде. (тесноте)
Дыма без коня не бывает. (огня)
Свято место густо не бывает. (пусто)
Обещанного три хода ждут. (года)
Проще жареной репы. (пареной)
Лес рубят, кепки летят. (щепки)
Не в деньках счастье. (деньгах)
Машу маслом не испортишь. (кашу)
Задание 6: сопоставьте пословицы.
1. Мягко стелет, да жёстко спать.
На языке мёд, а на сердце лёд. (+)Иди в родной край, там и под ёлкой рай.
Дареному коню в зубы не смотрят.
Мал золотник, да дорог.
2. Что прошло, того не воротишь.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Утро вечера мудренее.
Кончил дело – гуляй смело.
Что с возу упало, то пропало. (+)3. У страха глаза велики.
Волков бояться – в лес не ходить.
Смелость города берет.
Трус и таракана принимает за великана. (+)Не ножа бойся, а языка.
Задание 7: ответьте на вопрос пословицей или поговоркой.
Когда считают цыплят? (по осени)
Что не вырубишь топором? (что написано пером)
Чего не утаишь в мешке? (шило)
Когда приходит аппетит? (во время еды)
Что любят деньги? (счет)
Какой друг лучше новых двух? (старый)
Повторенье - мать чего? (ученья)
Задание 8: вспомните пословицы, в которых упоминаются числа и объясните их смысл.
Ум хорошо, а два лучше.
У семи нянек дитя без глазу.

Задание 9: вставьте нужное слово и объясните смысл пословиц.
1. Лес рубят - щепки …
а) жгут б) губят в) падают г) летят
2. Не пойман – не …
а) враг б) спортсмен в) вор г) злодей
3. После драки … не машут.
а) руками б) кулаками в) флажками г) платками
4. Своя … ближе к телу.
а) майка б) футболка в) блузка г) рубашка
5. Один в … не воин.
а) поле б) селе в) классе г) гостях
Задание 10: вставьте в пословицы пропущенные слова.
Берись за дело … - не будет грузно. (дружно)
За правое дело стой … . (смело)
Кто сегодня солгал, тому и … не поверят. (завтра)
Правду как не прячь, она … выйдет. (наружу)
Петь хорошо … , а говорить врозь. (хором)
Око видит … , а мысль дальше. (далеко)
Волков бояться – … . (в лес не ходить)
Не было гроша, … . (да вдруг алтын)
Готовь сани летом, … . (а телегу зимой)
Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Виды работы над устной связной речью в начальной школе:
развернутые ответы на вопросы;
анализ прочитанного;
устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;
рассказывание художественных текстов, заученных на память;
импровизация сказок;
диалоги;
различные виды драматизации, словесное рисование.
В русском языке насчитывается около 500 тысяч слов, из них 2000-2500 –являются наиболее употребительными, а 100 самых часто встречающихся слов составляют 20% устной и письменной речи.
По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов.
Словарный запас выпускника средней школы составляет от 2500 до 4000 слов.
Человек с высшим образованием знает порядка 10000 слов.
Эрудиты до 50 тыс. слов.
Источники расширения запаса слов:
учебная речь учителя;
чтение книг;
постижение учебных предметов;
общение со сверстниками и со взрослыми;
экскурсии;
радио;
кино;
видео;
телевидение;
детские и юношеские газеты и журналы;
посещение театров и других зрелищных учреждений, в том числе музеев, выставок.
«Приятная для слуха речь - своего рода музыка».
Аристотель

Список литературы: