«Использование современных технических средств в проблемном обучении».


Доклад на тему:
«Использование современных технических средств
в проблемном обучении».

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика. В современной школе значительно расширился арсенал средств обучения, повседневно применяемых учителем в учебно-воспитательной работе.
Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, использования в школе наглядных пособий, соответствующих уровню развития науки и техники. Повышение качества преподавания тесно связано с коренным совершенствованием его методики, что в свою очередь зависит и от применения учителем широкого комплекса технических средств обучения.
Специфические возможности технических средств позволили внести в урок и новые структурные элементы, особенно в случае создания при помощи кино, диафильмов и звукозаписи условий для проблемного обучения, решения познавательных задач и т. д.
Очевидно, что технические средства играют особую роль при проблемном обучении, так как в основу проблемного обучения положена идея самостоятельного формирования знаний, навыков и умений в процессе решения учебно-познавательных задач (проблем), что формирует и развивает творческое мышление и познавательную активность обучаемых. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного.
В основе организации проблемного обучения лежит личностно-деятельностный подход к организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, т.е. открытия ими под руководством обучающего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. Педагогам следует учитывать, что проблемное обучение предполагает отличную от традиционного вида структуру учебного занятия, состоящую из трех компонентов:
актуализации опорных знаний и способов действия;
выявления и усвоения новых понятий;
применения открытых знаний с целью формирования умений и навыков в конкретной сфере деятельности.
Считается, что именно такая структура учебного занятия обеспечивает реализацию образовательной (познавательной), развивающей и воспитывающей функций обучения. Вместе с тем важно учитывать, что проблемное обучение не поглощает всего учебного процесса - не всякий учебный материал содержит проблемное знание и не всякое проблемное знание можно представить в форме познавательной задачи или противоречивого суждения. Вот почему при постановке учебных проблем необходимо руководствоваться принципом целесообразности.
Преимущества проблемного обучения хорошо известны педагогам. Самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения позволяют формировать активного человека современного цивилизованного общества. Однако затруднения их достижения в педагогической практике связаны с еще неполной разработанностью его методики и сложностью подготовки дидактического материала в виде проблемных задач, диалоговых конструкций, а также с недостаточной подготовленностью самих педагогов к реализации возможностей проблемного обучения.
Рассмотрение видов обучения как специфической организации учебного процесса, раскрывающей подход к передаче обучающимся системы знаний, навыков и умений, позволяет охарактеризовать его преимущественно с технологической стороны. Организационное же его построение раскрывается через понятие «формы обучения».
Одним из эффективных способов осуществления проблемного обучения является использование различных технических средств, которое позволяет выйти за рамки учебной аудитории, сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом. При радикальном использовании улучшаются качество труда как учителя, так и учеников, т.к. применение ТСО значительно расширяет материал, создает проблемные ситуации, организует поисковую деятельность, усиливает эмоциональный фон, формирует учебную мотивацию, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс, одномоментно решает и форму проведения проблемного занятия, например –кинолекторий и т.д.
Рассмотрим это положение на примере использования кинофильма при проблемном обучении.
Как было сказано выше учебная проблемаэто созданные учителем практические и теоретические трудности, преодолеваемые учеником в результате собственной исследовательской активной работы. Преодолевая трудности, ученик овладевает новыми знаниями и опытом, самостоятельно делает выводы, которые закрепляются много лучше, чем при заучивании готовой информации. Иногда учитель излагает только фактический материал, описывает явление, событие, процесс, а сущность явления учащиеся находят самостоятельно на основе своих знаний.
Неоценимую услугу учителю в создании проблемной ситуации может оказать учебный кинофильм. Он побуждает учащихся к самостоятельной творческой деятельности, заставляет искать пути к решению поставленной задачи, наконец, фильм подводит и к правильным выводам. Но главноев фильме овеществляется та ситуация, которую ученик вынужден был изучать мысленно. Интересный фильм заостряет внимание учеников. Активность их проявляется в том, что каждый ученик ищет правильного решения задачи и сравнивает его с предлагаемым фильмом.
В фильме объединены такие компоненты, как динамический зрительный ряд, слово, музыка, естественные звуки, шумы и т.п. В нем можно показать не только настоящее живо и наглядно, но и рассказать о прошлом увлекательно и эмоционально. В умелых руках учителя фильм дает богатый материал для постановки перед учениками проблемной ситуации.
Обычные учебные фильмы не рассчитаны на создание проблемной ситуации, так как в них не только описывается явление, но характеризуется его сущность и делаются выводы. В этом случае учитель может выключить звук в соответствующем месте, и ученик станет очевидцем событий, которые ему предстоит самостоятельно осмыслить, проанализировать и сделать выводы.
Когда перед классом поставлена познавательная задача, то учащиеся в ходе оценки показанного события высказывают различные точки зрения. В развернувшейся дискуссии ошибочные точки зрения вскоре отклоняются, так как авторы не могут привести убедительных доводов в их защиту. Все сходятся на единственно правильной точке зрения, которая восторжествовала только потому, что учащиеся применили к конкретной ситуации имеющийся у них запас знаний и жизненный опыт. Так учитель умело направляет поиск, дополняет и углубляет его результаты и подводит к хорошо аргументированным выводам.
Используя фильм для создания проблемной ситуации, учитель не ограничивается простейшими приемами, а активизирует учебный процесс, вносит в него элемент самостоятельной работы учащихся, поиска и учебного исследования вопроса, заставляет выполнить различные логические задачи и т. д.
Кроме того, в настоящее время таким универсальным средством обучения является компьютер, а также другая электронная техника, служащая задачам, как преподавания, так и обучения.
Сюда можно отнести помимо ПК учащегося информационную управляющую систему преподавателя, к которой подключены ПК учащихся; электронную доску, заменяющую в аудитории меловую; электронный учебник; электронную почту; обучающие компьютерные игры; чат переписку учащихся с преподавателем и друг с другом; систему оперативного общения (используемую для беседы, опроса и т.п.); электронные журналы: научные, научно-популярные, методические, художественные, общеобразовательные (в дополнение к учебнику); видеоконференции со звуковым и видеосопровождением; файловые архивы для повторения, закрепления и расширения знаний учащихся; доску объявлений, регистрационные формы, тесты; навигацию по сети Интернета; обучающие услуги в Интернете.
Выделим следующие функции компьютера в обучении:
- технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, консультирующие); (в настоящее время широко разрабатываются мультимедийные учебники, использование которых возможно как на уроках, так и учащимися дома при подготовке домашнего задания);
- дидактические (компьютер как тренажер, как репетитор, как ассистент, как устройство, моделирующее определенные ситуации; компьютер как средство интенсификации учебной деятельности, оптимизации деятельности преподавателя; компьютер как средство, выполняющее функции: оперативного обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся; компьютер как средство корректировки, контроля и оценки их деятельности, ее активизации и стимулирования).
Надо отметить, что компьютеры могут быть использованы по всем учебным предметам на всех уровнях образования от детского сада до повышения квалификации высших руководителей. Они снабжены программами управления учебной работой учащихся, формирования расчетных и графических навыков, рисования на экране, разучивания нотной грамоты, сочинения музыки, редакторских навыков и т.д. Эти программы адаптированы к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. ПК снабжены часами и могут работать в режиме репетитора и экзаменатора, определять стандартные ошибки и предлагать тренировочные упражнения для их устранения, отрабатывать навыки до заданного качества. Например, при обучении на пишущей машинке (клавиатуре) довести навык автоматического печатания до возможности одной ошибки на 10 000 знаков при заданной скорости печати.
ПК используются на занятиях как эпизодически, так и систематически в зависимости от целей и методов обучения. При эпизодическом использовании ПК сочетаются с другими средствами и методами обучения, на них отводится часть занятия (5-15 мин). При систематическом использовании ПК работают в течение системы занятий, занимая основную часть времени на занятии.
Современный ПК называется «мультимедиа»- («многовариантная среда»). Он снабжен дополнительными устройствами, позволяющими сочетать тексты с графикой, мультипликацией, звуковым (речевым и музыкальным) сопровождением, кино и видеоизображением. Обычно все дополнительные устройства (микропроцессоры) крепятся внутри системного блока, поэтому мультимедийный ПК внешне не отличается от других.
ТСО существенно меняют методы учебной работы, благодаря тому, что имеют возможность показать явление в динамике, сообщать учебную информацию определенными кадрами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они уже по-другому, нежели с помощью печатных изданий, организуют и направляют восприятие учащихся, делают содержание более объективным, выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве, стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения. Обучение с использованием ПК это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и обучения, различного вида знаковые и графические модели, средства мультипликации.
Учебный процесс на базе ТСО может быть организован как традиционно, по классическим принципам классно-урочной системы, так и по принципу реализации индивидуальной образовательной системы учащегося. Это обусловлено возможностью ПК работать как в аудитории, так и удаленно на любое расстояние. ПК учащегося может быть связан с управляющим компьютером (сервером) преподавателя по телефону либо специальной проводной связью, но может работать в автономном режиме, используя набор дисков с учебной и управляющей информацией.
Здесь необходимо еще раз подчеркнуть универсальность использования компьютера в обучении, в том числе проблемном. Обладая широкими возможностями, компьютер может применяться для решения ряда технических, художественных и других проблем. Кроме того, изучение самого компьютера, его программного обеспечения активизирует познавательную активность учащихся. Это связано, прежде всего, с популярностью компьютера особенно в досуговой деятельности (имеются в виду компьютерные игры). Прохождение самой игры составляет собой определенную проблему, решение которой находится пользователем исходя из наличной ситуации и получаемой в игре информации. Подобного рода игры могут создаваться и в контексте обучения. Каждый этап такой игры, представляя собой конкретную учебную проблему, будет требовать активизации у учащихся не только их актуальных знаний, но и исследовательскую активность.
Таким образом, в заключении хотелось бы отметить следующее. Технические средства в проблемном обучении приобретают все большее значение, а со временем такая тенденция будет увеличиваться, с увеличением самих технических средств во всех сферах жизни человека. Современный мир требует от учащихся свободного владения компьютером, другими электронными устройствами. Без этого знания становится невозможным не только нормальная трудовая и учебная деятельность, но и уже общение.

Литература:
1. Педагогика. Учебное пособие/под ред. П.И. Пидкасистого. –М.: Высшее образование,2006. -432с.
2. Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: «Академия», 2007. – 351 с.

3. Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М.: «Просвещение», 1973 -320с.










13PAGE 15


13PAGE 14515




15