Статья на тему Применение информационных технологий в обучении дисциплинам

Н.В. Черкашина
ДИТИ НИЯУ МИФИ техникум
Димитровград

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНАМ

«Современный специалист должен быть, прежде всего, мобилен. Он должен уметь самообучаться, четко ориентироваться в потоке информации, обладать широким запасом ассоциаций в тех сферах знаний, которые используются сегодня или могут быть использованы завтра в его профессии, то есть обладать всем комплексом исследовательских навыков»[1, 140].
Отличительной чертой современного информационного общества является увеличение роли информации и превращение ее в важный ресурс общества. Понятие информации открывает новые методологические возможности в достижении мира и помогает по-новому осмыслить уже имеющиеся в науке теории, связанные с раскрытием взаимосвязи всех явлений реальности. Сегодня инновационный характер образования становится важным моментом в процессе обучения. В современной социально-экономической ситуации важны не только содержание, но и формы, технологии обучения, средства, развитие новых методов и каналов образования, что является насущной необходимостью.
Под информационной технологией понимается процесс, который использует совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или информационного продукта.
Эпоха, в которой современный преподаватель готовит профессионала, характеризуется как важный исторический этап перехода от индустриального общества к новому постиндустриальному обществу, называемому иначе информационным.
Развитие информационных технологий прошло этапы развития:
1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология.
2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология.
3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология.
4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология.
5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология.
6-й этап (в настоящее время) - «сетевая технология».
Новые компьютерные, сетевые технологии начинают широко использоваться в различных областях научной, профессиональной, медицинской, образовательной и других сферах человеческой деятельности.
Сегодня очень широко внедряется и обсуждается тема использования новых информационных технологий в образовательном процессе.
Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет традиционный взгляд на образование, что дает возможность:
создания методических систем обучения, ориентированных на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность;
совершенствования механизмов управления системой образования, методов и организационных форм обучения;
создания и использования компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем;
использования электронных учебников в качестве средства обучения.
В современной педагогике отмечается значительное влияние изучения информатики, информационных технологий и использования компьютеров в обучении на развитие у студентов теоретического, творческого мышления, а также формирования нового типа мышления, направленного на выбор оптимального решения.
В настоящее время преподавание информатики невозможно представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, кейс-технологий, тренажеров различных видов, сенсорных экранов, обучающих программ, контролирующих систем для автоматизированного тестирования, программ-конструкторов.
Применение информационных технологий в образовании связано с использованием таких компьютерных обучающих программ, как:
демонстрационные программы;
обучающие программы;
программные средства тестирования и контроля уровня знаний;
программные средства для математического моделирования;
тренажеры;
информационно-справочные системы;
автоматизированные обучающие системы;
экспертные обучающие системы;
интеллектуальные обучающие системы (электронные учебники).
В техникуме ДИТИ НИЯУ МИФИ активно применяются информационные технологии:
- электронные учебники, пособия, сборники, разработанные студентами 4 курса специальности Программирование в компьютерных системах по дисциплинам: «История», «География», «Русский язык», «Информатика», «Обществознания» и другие;
- видеоуроки, презентации;
- активно работает электронная библиотека и многое другое.
Студенты техникума участвуют в различных мероприятиях, связанных с информационными технологиями:
- межрегиональная научно-практическая конференция творческих работ «Исследовательская деятельность – важный фактор становления компетентного специалиста» была представлена работа «Памятные места нашего города»;
- конкурс «Цифровая пастель», презентация «Солнечный город»;
- международный творческий конкурс для детей и юношества "Виртуальная мультимедийная энциклопедия сказок" студент представил медиосказку и занял 3 место;
- олимпиады по учетно-экономическим дисциплинам, Web-программированию и программированию в рамках МДК 01.02 Прикладное программирование и др.
Информационные технологии используются не только на учебных занятиях, но и во внеклассной работе:
- интеллектуально-позновательная игра «Спаси компьютер от вируса»;
- внеклассное мероприятие «Интеллектуальное кафе»;
- конкурс буклетов, фотоколлажей «От сессии до сессии», плакатов «Новости IT-технологий»;
- деловая игра «Своя игра» по дисциплинам «Операционные системы» и «Архитектура компьютерных систем».
В учебном процессе активно используются программы:
- Adobe Audition, Premier;
- Adobe Flesh;
- Photoshop;
- CorelDraw;
- Компас – 3D;
- Mathad и другие.
Задача любого преподавателя найти, проанализировать и применить такие технологии, с помощью которых можно реально выполнить цели успешного образования в новых социальных и экономических условиях. Возможность привлечь каждого студента к активному познавательному процессу, причем не процессу пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого, кто учится. Применение им на практике этих знаний и четкого осознания, где и каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены; возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения.
Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов и методик в образовании и тем самым повышения его качества.
Современные информационные технологии открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
Подготовленным нами будущим специалистам предстоит трудиться в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором его профессиональной деятельности. В связи с этим уже сейчас должно происходить существенное повышение статуса образования.


Список литературы

Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. 240 с.
Бочкин, А.И. Методика преподавания информатики / А.И. Бочкин. – Минск: Высшая школа. 1998. - 431 с.
Ефимова, О.В. Практикум по основам компьютерных технологий / М. Моисеева, Ю. Шафрин; М. : ABF, 2005.
Ляхович, В.Ф. Основы информатики / В.Ф. Ляхович, С.О. Крамов. РОСТОВ - НА - ДОНУ; Феникс, 2010.
Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности / Е.В. Михеева. - М: ACADEMA, Издательский центр «Академия», 2010.
Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://idc.ulstu.ru/.

Сведения об авторе:

Черкашина Наталья Викторовна
433511, Ульяновская область, город Димитровград, улица Куйбышева дом 304, комната 420
ДИТИ НИЯУ МИФИ, преподаватель компьютерных дисциплин
Chercah74@mail.ru
89041820363