Статья Развитие мотивации к изучению физики у учащихся старших классов с помощью информационных технологий







Развитие мотивации к изучению физики у учащихся старших классов с помощью информационных технологий
Носова Марина Николаевна
учитель физики
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Нарын-Талача










Аннотация
Развитие учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Поэтому нужно заметить, что внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет его активизировать, повысить мотивацию учащихся, увеличить объём самостоятельной работы учащихся.
Цель работы: использование ИКТ в учебном процессе один из способов повышения мотивации учащихся старших классов при изучении физики.
Задачи работы:
Выявить теоретико-методологические основы формирования;
Описать особенности развития мотивации у учащихся старшей школы;
Описать опыт работы по применению информационных технологий и проанализировать его результаты.
Уровень развития мотивации является важным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса. Для того чтобы школьник был замотивирован на изучение физики, необходимо показать практическую значимость физических законов и понятий, а использование современных технологий является одним из способов решения этой проблемы.
Для раскрытия данной статьи использовались такие термины:
Мотивация (от лат. «movere») побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], определяющий его направленность, организованность, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотив ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]т. moveo двигаю) это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В.К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.
Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).
М.И. Лукьянова рассматривает учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения.
Остановимся кратко на рассмотрении вопроса учебной мотивации старших школьников.
Причинами снижения учебной мотивации в этом возрасте, как и в других возрастных периодах, могут быть неучтенные педагогом возрастные особенности старшеклассников, неспособность педагога к применению современных методических приёмов, ограниченность педагогических возможностей учителя, особенности его личности.
Главное содержание мотивации в этом возрасте - овладение на высоком уровне приёмами учения и самообразования, формами взаимодействия с другими людьми в целях подготовки к выбору профессии.
Обычно на этом фоне мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется все повышающимся уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая носит все более активный, самостоятельный творческий характер. В числе главных новообразований раннего юношеского возраста познавательный интерес рассматривается в психолого-педагогических исследованиях Г.И. Щукина, Ф.К. Савина [7,9].
Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что к концу обучения в школе учащиеся не достигают необходимого уровня развития мотивации, которая должна стать основой их взрослой жизни и, возможно, дальнейшего обучения. И одним из таких средств развития мотивации по физике является применение информационных технологий.
Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала по предмету, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл, - всё это способствует формированию положительного отношения к учёбе.
Таким образом, информационные технологии можно рассматривать как один из компонентов целостной системы обучения, которые позволяют по новому построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным участником учебной деятельности.
Для изучения учебной мотивации у старших школьников была использована методика М.П. Гинзбурга. Данная методика состоит из трёх блоков, в каждом блоке девять неоконченных предложений и нескольких вариантов ответов к нему. Нужно подчеркнуть два варианта ответа, которые совпадают с собственным мнением. Исходя из выбранных ответов можно определить уровни мотивации учащихся: I-Очень высокий уровень мотивации; II – Высокий уровень мотивации;III – Нормальный (средний) уровень мотивации;IV-Сниженный уровень мотивации; V-Низкий уровень мотивации. Методика была проведена в 9 классе и в конце 11 класса.
Ключ для показателей I,II,III мотивации.
Номера предложений и баллы, им соответствующие
Варианты ответов
Показатели мотивации



а
б
в
г
д
е
ж
з


1
4
5
5
4
3
3
3
-
I

2
0
4
4
5
4
-
-
-


3
5
2
3
3
5
2
-
-


4
5
4
3
5
3
4
4
0
II

5
3
5
5
3
0
2
1
-


6
5
1
0
3
3
-
-
-


7
3
3
5
0
5
2
1
-
III

8
3
3
2
5
0
1
-
-


9
0
3
3
5
3
1
3
5



Уровень мотивации
Показатели мотивации
Сумма баллов итогового уровня мотивации



I
II
III


I
II
III
IV
V
26-29
21-25
18-20
15-17
До14
24-28
18-23
12-17
8-11
До 7
24-28
18-23
14-17
9-13
До 8
72-85
55-71
42-54
30-41
До29


Проведя данную методику можно сделать вывод, что у учащихся одиннадцатого класса уровень мотивации значительно вырос.
Также была проведена методика диагностики структуры учебной мотивации (Л.М.Фридман)
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.
     Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
Ключ
ДА
1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

НЕТ
3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20


За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
        0–10 баллов – внешняя мотивация;
        11–20 баллов – внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:
        0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;
       6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;
        15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.
Исходя из проведённой методики, можно сделать вывод, что у 10 учеников -доминирует внутренняя мотивации ( 16-19 баллов), у троих учащихся- внешняя мотивация ( 9-10 баллов).
Существует различное количество методик, с помощью которых можно определить уровень учебной мотивации. Для определения учебной мотивации у учащихся МОУ СОШ с.Нарын-Талача использовалась именно эти методики, о которых речь шла выше.
Данные исследования проводились в одном классе по мере их обучения в школе с 2007 по 2010 учебный год.
Проведя методику изучения учебной мотивации М.Р. Гинзбурга в конце 9 класса и затем в 11 классе можно сказать, что у ребят повысилась учебная мотивация, это видно из диаграммы.

I-Очень высокий уровень мотивации; II – Высокий уровень мотивации;
III – Нормальны (средний) уровень мотивации; IV-Сниженный уровень мотивации; V-Низкий уровень мотивации.
Также используя методику Л.М.Фридмана для определения мотивации у старшеклассников можно отметить, что у 10 учеников-доминирует внутренняя мотивации (16-19 баллов), у троих учащихся - внешняя мотивация (9-10 баллов).
Предложенная методика может использоваться:
1) для выяснения причин неуспеваемости учащихся;
2) для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа);
3) для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;
4) для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов его совершенствования;
Учебная деятельность для большинства становится средством реализации жизненных планов, приобретает непосредственный жизненный смысл, так, как школьники начинают отчётливо осознавать, что необходимым условием достойного участия в будущей трудовой жизни являются приобретённые знания и умения.
Сегодняшняя школа сплошь и рядом даёт учащимся много таких знаний, которые после завершения учения не находят никакого применения. При этом ни для кого уже не секрет, что примерно через год выпускник теряет 85% объёма знаний, причём подавляющая часть из них вообще никогда не понадобиться в жизни. Оторванность обучения от жизни ребёнка-основное противоречие традиционной школы, главная причина отчуждения от неё ребят, потери их интереса к учению. Именно поэтому для повышения мотивации к обучению есть только один путь - максимальное приближение школьного образования к жизни, к потребностям и интересам конкретного человека.
Применяя на уроках физики информационные технологии можно заключить, что уровень мотивации к изучению данного предмета повысился. Это можно заключить из того, что учащиеся стали на уроках активно работать, задавать дополнительные вопросы по интересующим их вопросам, приходить во внеурочное время в кабинет и заниматься дополнительно. Ребята выбирают предмет для сдачи экзамена, участвуют в конкурсах, олимпиадах, в конференции «Шаг в науку». Таким образом, усиливается личностный рост учащихся.
Физика - наука экспериментальная, и для ее полноценного изучения необходимо использовать опыты. Но современная физика стала ещё наукой «компьютерной». Поэтому чего нельзя показать на уроках, можно продемонстрировать с помощью компьютера. И при использовании информационных технологий меняется вся существующая в традиции педагогическая ситуация: учитель перестаёт быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнёром.
Следовательно, необходимо перестраивать традиционный урок, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека.
Таким образом, можно выделить дополнительные требования к школе будущего:
Научить школьника учиться, формируя у него информационные умения;
Создать условия учителям и ученикам для внедрения и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
Развить творческий потенциал каждого ученика, т.е. осуществить личностный подход в процессе обучения;
Следовательно, необходимо перестраивать традиционный урок, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека.
Возможность использования разных видов программ, видов и форм обучения при построении учебного процесса обеспечивает создание педагогических ситуаций общения учителя и учащихся, в ходе, которой каждый ученик может проявить инициативу, творчество, исследовательский подход в ходе переработки учебного материала. Современные технологии могут помочь в развитии соответствующих способностей и сделать эффективнее многие этапы творческого процесса, позволяя добиваться всё более и более совершенных результатов.
Работая по теме по теме «Развитие мотивации к изучению физики у учащихся старших классов с помощью информационных технологий » можно сделать следующие выводы:
использование компьютерной техники в процессе обучения повышает его качество и эффективность, способствует творческому развитию обучаемого;
применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышается уровень мотивации к уроку, стимулирует освоение учениками большего объема знаний, обретение новыми способностями.
Педагогические информационные технологии содержат серьезный ресурс для повышения мотивации учебной деятельности учеников, и мы убеждаемся в этом.
Информационные технологии:
формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу обучения;
повышают интенсивность обучения;
позволяют достигнуть индивидуализации обучения;
обеспечивают объективность оценивания результатов;
увеличивают долю самостоятельной работы.








Список литературы
Анцупов И. А. Компьютерное моделирование. Физика в школе. 2008. №2. с. 29-30.
Дудин С.М. Компьютеризация учебного процесса. Физика в школе.2008.№3 с.59-61.
Зубрилин А. А. ФИЗИКА НА КОМПЬЮТЕРЕ URL: http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/program/el_curs/15_fizika.htm (дата обращения 08.09.2010).
Карташова Л.И. Способы формирования познавательных интересов старшеклассников. // Вестник РУДН. 2007. №2.с.12-16
Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. М.: ТЦ Сфера, 2004. 208 с. (Педагогическое мастерство).
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании М.: Школа Пресс, 1994
Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы // Учебное пособие к спецкурсу. 1989.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В2т.Т2. М.: НИИ школьных технологий, 2006.816с. (Серия «энциклопедия образовательных технологий»,)
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351 с.















Заголовок 2 Заголовок 315