Статья Дидактические игры на уроках русского языка как средство активизации мыслительной деятельности младших школьников


Дидактические игры на уроках русского языка как средство
активизации мыслительной деятельности младших школьников
Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку. В игре ребенок легко и непринужденно осваивает навыки владения языковым материалом.
Дидактическая игра, по определению В.Н. Кругликова - вид учебных занятий, в ходе которых реализуется ряд принципов игрового, активного обучения, включающий правила, систему оценивания и являющийся одним из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).
Структура дидактической игры следующая:
- дидактическая задача
- игровая задача
- игровые действия
- правила игры
- результат
Рассмотрим творческую игру «Я работаю поэтом». Учитель во время игры учит рифмовать слова (кот- крот, утка-дудка),а затем дает два рифмующихся слова и предлагает подобрать недостающие слова.
Игры - соревнования используются задания по морфемному анализу и конструкции слов. Класс делится на 3 команды. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. В игре используется мяч. Итог - количество голов.
Игра «Клички» используется для формирования процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен. Задание: образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игровые приемы.
1.Найди лишнее слово.
Цель: умение выделять в словах общие признаки, развитие внимания, закрепление правописания непроверяемых гласных
МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах? Ребусы:

Использование игровых приемов на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную деятельность младших школьников, позволяя учителю разнообразить урок, делать его ярким, эмоциональным. В своей работе я использую дидактические игры на уроках русского языка, которые не только способствуют активизации мыслительной деятельности, но и повышению качества знаний учащихся.