Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании немецкого языка в школе по ФГОС


Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании немецкого языка в школе
Дядык Татьяна Викторовна,
учитель немецкого языка
МБУ лицея № 19 г.о. Тольятти
Современное время характеризуется возрастающими темпами научно-технического прогресса, непрерывным увеличением объема и изменением содержания знаний, умений и навыков, которыми должны владеть современные ученики, следствием чего является повышение требований к качеству их подготовки. Одним из перспективных способов повышения эффективности процесса обучения является использование в качестве средства обучения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), способствующего максимальной активации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. В структуре ЭОР можно выделить следующие компоненты: учебные материалы (тексты, рисунки, схемы, задачи, вопросы и т.д.) и специальную программу, определяющую, какой именно учебный материал и в какой последовательности представляется учащемуся. Следует иметь в виду, что разработка ЭОР – это качественно иная, в сравнении с практической, деятельность педагога. Вместе с тем следует отметить, что электронный образовательные ресурсы - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранными языками. На сегодняшний день практически у всех учеников есть дома компьютеры и они постоянно используют его как в выполнении заданий, так и для общения. Передо мной, учителем немецкого языка, осуществляющим педагогическую деятельность в условиях модернизации образования, встала задача по-новому организовывать учебный процесс, т. е. добавить использование ЭОР, в том числе ИКТ-технологий в процесс обучения иностранному языку, свободно входить в Интернет на уроках на различные сайты. Методы создания проектов, презентаций, использование CD, слайдов, клипов позволяют делать обучение иностранному языку более интересным, наглядным, содержательным. Используемый интерактивный материал очень красочный, презентабельный, запоминающийся. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как обобщающее занятие по завершению изучения серии уроков. Со старшими учениками я разрабатываю и провожу занятия, в основе которых лежит проектная методика. Организовываю практические занятия таким образом, чтобы приобщить учащихся к культуре стран изучаемого языка и России, ознакомить их с нравственными нормами, правилами этикета, возможность передать информацию средствами иностранного языка, содействовать их общему и речевому развитию, их образованию и воспитанию, эффективно использовать в общении особенности своей личности, находить контакты с людьми, развивать у детей положительных эмоций, связанных с учебной деятельностью, способствующих развитию взаимопонимания и толерантности. Заранее сама готовлю ссылки на сайты, которые ученики могут использовать в своих исследованиях. Все это непременно наталкивает учеников на необходимость уделять больше внимания изучению немецкого языка. Организация работы по предмету занимает очень много времени, но хочу заметить, что эта работа очень результативная. Дети с удовольствием поют песни на немецком языке, учат стихи, читают сказки и рассказы современных немецких авторов, делают очень интересные презентации. Поэтому свою методическую копилку я постоянно обновляю и пополняю с помощью Интернет-ресурсов.
Основной показатель высокого качества ЭОР – эффективность обучения. Богатейшие демонстрационные возможности и высокая степень интерактивности системы сами по себе не могут служить основанием для того, чтобы считать обучающую программу полезной. Эффективность программы целиком и полностью определяется тем, насколько она обеспечивает предусмотренные цели обучения. Возможности компьютера должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. Не следует гнаться за внешним эффектом, электронные образовательные ресурсы должна быть эффективной, а не эффектной.
Электронные образовательные ресурсы – это не только образовательный продукт для обучающихся, но и средство повышения профессиональной компетентности педагогов, как при их использовании, так и при создании.