Выступление по теме Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка


Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка
Самая важная и, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед современным учителем – это творческое использование комплекса разнообразных ЭОР в учебном процессе.
Задача комплексного использования всех ЭОР требует от педагога, помимо творческой активности, высокой квалификации: свободного владения своей предметной областью, умения ориентироваться в многочисленных ЭОР, а также знаний основ педпроектирования и методологии, так как специфика новых средств обучения (их нелинейность и интерактивность) такова, что каждый ЭОР, вне зависимости от его объёма, достаточно сложен в использовании и требует пересмотра методических подходов.ЭОР из каталога ФЦИОР представляют собой модульные системы, включающие информационные, практические и контрольные модули, объединенные единой темой.
Модульные системы по русскому языку различны по своему адресату:
для базового варианта школьной программы (раздел «среднее (полное) общее образование»);
для поддержки личностно-ориентированного учебного процесса: для углубленного изучения предмета; для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне; для учеников с ограниченными возможностями здоровья (раздел «Основное общее образование»).
В своей работе использую, как задания для базового варианта школьной программы, так и для углубленного изучения с целью подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Какие ресурсы можно найти на этих сайтах?
Учебные тексты, словари, интерактивные схемы , интерактивные тексты, задания, загадки, интерактивные таблицы, мультимедиа уроки, электронные задания, тесты.
Основная функция заданий тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.
Как использовать наглядность ЭОР? Варианты использования ЭОР различны:
Объяснение нового материала
Создание проблемной ситуации
Опорные схемы для устного ответа
Наглядность как занимательность, формирование интереса
Опережающие задания
Проверка понимания обучающимися нового материала и т.д.
Ведущая роль учителя на таких уроках сохраняется, но меняется её характер. Эффективность организации самостоятельной деятельности учащихся во многом зависит от предварительной подготовительной работы учителя, которая состоит из нескольких этапов:
1 этап. Отбор ресурсов, обслуживающих изучаемую тему (отобранные ресурсы либо переносятся в специально созданную папку на рабочий стол, либо рядом с каждым ЭОР указывается его местонахождение для того, чтобы указать учащимся источник, к которому они должны обратиться);
Пример:
Для проведения урока по русскому языку в режиме самостоятельной работы по теме «Причастный оборот» я выбрала из ресурсов ЕК следующие:Таблица «Правила обособления причастного оборота»;
Интерактивный текст с заданием «Найдите и выделите причастия в тексте»;
Интерактивный текст с заданием «Найдите в тексте слова, зависящие от причастия»;
Интерактивный текст «Причастный оборот»;
Тест 2.1 «Причастный оборот»;
Статьи словаря лингвистических терминов «Одиночное причастие», «Причастный оборот».
2 этап. Формулировка заданий и инструкций, направляющие работу учеников.
Пример:
Последовательность заданий записала на доске или можно раздать в напечатанном виде.
На уроке вы будете работать со следующими ресурсами (указывается их местонахождение).
Вам предстоит познакомиться с двумя новыми лингвистическими терминами: «одиночное причастие» и «причастный оборот» (термины записаны). Посмотрите их определения в Словаре лингвистических терминов.
Внимательно изучите интерактивную таблицу, сформулируйте самостоятельно правило обособления причастий.
Выполните интерактивные задания.
Серия интерактивных текстов содержит алгоритм действий, позволяющий правильно выделять причастные обороты и избегать пунктуационных ошибок.
Выполните электронные задания теста.
Тест включает 4 задания, цель которых проверить умения учащихся:
находить причастия в тексте
находить слово, к которому они относятся
находить зависимые от причастия слова
выделять запятыми (или не выделить) причастные обороты в соответствии с правилом
3 этап. Подготовка дидактических материалов, позволяющих подвести итоги самостоятельной работы.
Пример:
Я обращаю внимание учеников, что в конце урока каждый должен быть готов выступить в роли учителя, объяснив тему «Причастный оборот». Для этого предлагаю каждому ученику написать план-конспект своего выступления (можно также подготовить рейтинговые листы, в которые ученики проставят свои оценки выступления товарища или листы самооценки) Пример рейтингового листа:
Оцените выступление вашего товарища по каждой позиции с помощью баллов. Наивысшая оценка 5 баллов, низшая 1 балл.
1. Тема урока изложена понятно. 2. Сообщение было интересным. 3. Примеры были понятными и интересными. 4. Я бы поставил за это выступление оценку: Подобные рейтинговые листы можно учитывать при выставлении оценок.
4 этап. Обеспечение закрепления материала при домашней работе.
Пример:
Наряду с традиционными заданиями из печатного учебника дается задание: «Дополните таблицу «Причастный оборот» своими примерами».